Отзыв о встрече 20 июня 2012 года. «Весна Священная Руси языческой»
В артгалерее «Кристина» что ни мероприятие – то настоящее артсобытие. 20 июня хозяйка галереи, искусствовед, автор монографии «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» – первого серьезного исследования феномена новой школы, прочла лекцию об образах языческой Руси, которая так и называлась «Весна Священная Руси языческой».
Впрочем, встречи в артгалерее «Кристина» нельзя назвать лекциями или занятиями в полном смысле этого слова. Все подобные события носят интерактивный характер – таков стиль, заданный организаторами изначально, и он полностью себя оправдывает. Рассказы на любую тему непременно перемежаются вопросами к аудитории, связанными с ней, и присутствующие невольно вовлекаются еще плотнее, глубже в предлагаемый материал, становятся не пассивными слушателями, а со-исследователями (посильно, конечно!), унося затем с собой яркие впечатления и обретая повод для размышлений на несколько дней вперед.
Встреча, состоявшаяся 20 июня и посвященная истокам русского языческого искусства, началась с рассказа Кристины Кондратьевой о внезапном всплеске интереса к русской дохристианской культуре, отразившегося в русском искусстве конца XIX – начала XX века – изобразительном, музыкальном, театральном. Чем был спровоцирован пристальный взгляд в прошлое художников, музыкантов, поэтов и писателей, деятелей театра в те неустойчивые для России в политическом и нравственном смысле дни? Что искали они в нем, сделав его сюжеты и атрибутику предметом своих самых смелых творческих экспериментов?
Конечно, ответы на эти и другие вопросы проще всего было бы просто услышать от автора и ведущей, самой Кристины Кондратьевой. Однако Кристина после небольшого предварительного обзора задала эти вопросы аудитории, предоставив ей возможность высказать собственные соображения. И нам, в большинстве своем не историкам и не искусствоведам, пришлось искать ответы и делать логические выводы, причем, что интересно, кое-кто высказал предположения, которые оказались весьма недалеки от заключений профессиональных искусствоведов.
Дополненные материалом объемного и профессионального обзора самой Кристины сведения на эту тему изрядно пополнили знания присутствующих, по крайней мере мои – точно! Впрочем, аутентичные артефакты этого исторического периода – чрезвычайная археологическая редкость. Вещественные останки, скорее всего, утрачены безвозвратно, и, как верно заметила одна из участниц беседы, «за древностию лет» языческая наша древность навсегда останется никогда не познанной окончательно, оставив лишь место для художественного вымысла.
Многие интереснейшие проблемы были подняты, многие любопытные вопросы были заданы: о единстве орнаментов в языческом прикладном искусстве у азиатских кочевников и древних скандинавов на примере древних украшений, которые находили и находят в археологических раскопках; о неожиданном для современного взгляда внедрении в орнаменты, украшающие архитектуру храмов и церквей, возведенных в пору раннего христианства, существ из языческой мифологии.
Как великолепный пример тому – лепные орнаменты известной древней русской храмовой святыни – церкви Покрова на Нерли. Почему на фризе над входом восседает ветхозаветный царь-псалмопевец Давид, создатель Псалтири? И почему вокруг него собрались мифологические создания?
За короткое время мы узнали от автора, проделавшей колоссальную работу при подготовке встречи, много интересного, нового, поданного под нестандартным углом зрения, хотя Кристина сказала, что рассказанное ею – ничтожная толика из того, что она узнала при изучении материалов по данному вопросу.
Фрагменты лепнины с фриза храма Покрова на Нерли стали сюжетной основой для второй части вечера – творческой. Интересный эксперимент – попробовать прочувствовать изнутри, интуитивно ушедшую эпоху, ее отзвуки… Как? А способ есть, и наипростейший: сделать неожиданную попытку оказаться на месте художника или скульптора, из-под пальцев и резца которого выходили эти диковинные произведения.
Для этого надо лишь взять листок бумаги, карандаш, пастель – да что угодно! – и начать рисовать, пусть для начала перерисовывать с уже имеющейся натуры, для чего всем желающим были розданы листки с фотографиями фриза храма. Рисуя, все испытывали самые разные чувства, но впечатления от этого творческого процесса, обогатили всех нас и прочнее закрепили в сознании то, что нам довелось узнать.
Тема переплетения дохристианской и христианской культур завершила встречу и стала переходной к лекции, которая состоится ровно через неделю – 27 июня. Ее название – «Русь христианская».
Да, за полтора часа беседы невозможно рассказать много, тут сведений – на целый курс. Но такие события дороги тем, что задерживаются в нашей памяти, становятся поводом к собственному размышлению, возникновению новых вопросов, требующих ответа, и в конечном счете мотивацией к познанию.
Гость галереи
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых