...непосредственная эмоция художника, не стесненная фальшивым внешним лоском последующей искусственной шлифовки, передается нам со всей силой безыскусной, пламенной веры и внутреннего озарения...
Ю.Э. Кузнецов, Вознесение Христово
Написать радость первой любви, восторг победы, силу устремления... не это ли мечта каждого художника? Но как вложить всю глубину переживаемых чувств во взмах кисти, чтобы вместе с краской они остались на холсте?
По мнению выдающегося философа рубежа XIX-ХХ веков Н.Бердяева, только тот сможет познать Вселенную, кто станет равным ей и будет способен включить ее в себя. Продолжая его мысль можно сказать, что «художником от Бога» будет тот, кто сможет достичь такого внутреннего состояния сопереживания, сопричастности Бытию, при котором и все его существо, и кисть, и краски станут своеобразным «каналом» самовыражения его внутренней Вселенной. В этом случае при созерцании произведения на наше восприятие будут влиять не оптические иллюзии и свойства зрительного аппарата, а непосредственное постижение увиденного. И постигнуть его мы сможем настолько, насколько нам позволят собственные возможности.
В работах Юрия Эросовича Кузнецова вы увидите Любовь и Честность, Мужество и Неутомимость, Решительность, Самодисциплину и Простоту такими, какими они открылись художнику в момент внутреннего озарения, в процессе проникновения в тот неосязаемый внутренний мир, который нельзя ни измерить, ни определить. Так посредством творческого акта художника нашему взору становятся доступны эманации наших мыслей, чувств и устремлений.
Эти внутренние состояния – штрихи к всеобщей картине Жизни. О каждом из них можно написать трактаты, пытаясь выразить их глубину и своеобразие. Но, чем точнее мы будем стараться описывать то или иное состояние, тем все более размытым станет наше представление о нем. Здесь важна сила концентрации и моментальность исполнения. Звуки музыки, пожалуй, в наибольшей степени обладают этими свойствами. Едва ли возможно статичным изображением передать динамику развития внутреннего состояния. Тем не менее, среди художников находятся те немногие, кто дерзает в решении этой непростой задачи. И тогда неуловимый ускользающий миг, «пойманный» кистью творца, подобно рожденному звуку становится способным передать всю мощь переживаемых состояний, дабы вызволить нас из удушливой атмосферы повседневности, подарить нам радость жизни и восстановить гармонию в наших сердцах.
Ю.Э.Кузнецов – один из таких художников. Будучи уникальным иконописцем ХХI века, создавшим свою неповторимую технику иконописания, не нарушив при этом ее канонической традиции, Юрий Эросович представляет на суд зрителя свои необычные рисунки. Как говорит сам художник: «Мною движет невидимая сила. Благодаря этому водительству наступает гармония между выбором кисти, направлением ее движения, насыщенностью цвета темперы, густотой мазка и его характером. Если бы я пытался что-то изобразить специально, то ничего бы не вышло». В результате мы видим готовое произведение, в котором ни убавить, ни прибавить какой-либо штрих нельзя.
*** Зная об уникальной способности Ю.Э.Кузнецова «видеть» в цвете любое явление или состояние, его друзья и знакомые просят написать им рисунки «на заданную тему». Млечный путь, Пространство Любви, Идею, открыть Тайну пирамид и Атлантиды, услышать Зов вечности, посмотреть на прекрасную Птицу Феникс, почувствовать Трепет души. Интересна серия рисунков Сотворение, посвященная семи дням творения. Отдельным циклом идут рисунки, направленные на лечение.
«Я могу все, что угодно передать в цвете», - говорит Ю.Э.Кузнецов. Это прекрасно и одновременно трудно. Согласитесь тяжело видеть безобразие не только «формально», но еще и во всем его ужасающе кричащем цветосочетании. Но выбирать не приходится. «Стремиться видеть больше и лучше – это не каприз, не любопытство, не роскошь. Видеть или погибнуть. В такое положение поставлено таинственным даром существования все, что является составным элементом универсума. И таково же, следовательно, но на высшем уровне, положение человека»1. Поэтому Ю.Э.Кузнецов говорит, что если бы люди задумались об этом серьезно и убрали из жизни губительные цвета и сочетания, то страдания стало бы меньше. Сам он даже самые скорбные иконы пишет «радостью веры», от этого его иконы дают такой сильный заряд бодрости.
Особого внимания заслуживают работы выполненные темперой на синей бумаге, имеющей бархатистую поверхность. Автор статьи, искусствовед Кристина Кондратьева, назвала эту технику vision («вижен», от англ. «видение»)2. При изменении угла зрения можно видеть «разные» образы одной и той же картины, достигая эффекта смены освещения от утреннего света до закатных лучей. Бархат – материал достаточно сложный, быстро впитывает краску, исправлять ничего нельзя. Тонкие прямые линии выходящие из-под широкой кисти создают эффект струящегося света, мощная энергия цвета чувствует себя раскованной, поэтому зритель легко вовлекается в пространство произведения.
Фактура материала с ее успокаивающей бархатностью придает изображению обволакивающую мягкость. Особенную актуальность работам Ю.Э.Кузнецова придает ему то, что в наше время «в художественной жизни стало непреодолимо прорываться желание дать человеческой душе отдохнуть, найти спокойствие и эстетические ориентиры в кипящем колдовском «электронном супе», который готовился из любой нечисти, и чем неприятнее на вид, тем лучше»3. Удивительная «насыщенность» внутренним светом и биением жизни придает творчеству Юрия Эросовича Кузнецова столь яркую убедительность, что вряд ли оставит кого-либо равнодушным.
Кристина Кондратьева, искусствовед, руководитель проекта Global Art Communications
__________________________________________
1Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: "Прогресс", 1965. 2Название техники принадлежит автору статьи, которая позволила, как искусствовед, ввести новый термин для техники, не имеющей до этого определения или названия. Впервые об этом было упомянуто в моей статье «Видение», вышедшей в газете «Галерея изящных искусств» № 10 за 2007 год под псевдонимом Елены Серегиной. 3 Швидковский Д. Утомленные некрасотой // ДИ №1 2008., с. 88
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых