Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

артгалерея «Кристина»

наши мероприятия постоянная экспозиция СМИ о нас
 
Постоянная экспозиция икон и картин

Картины Эроса Васильевича Кузнецова
Картины Эроса Васильевича Кузнецова
В галерее представлено творчество трех поколений художников из г. Коврова Владимирской области. На примере этой семьи можно проследить путь развития русского искусства от советского периода до современности.

Эрос Васильевич Кузнецов (1924–1989). Его картины можно отнести к направлению русского импрессионизма: этюдность, сочетание сиюминутности попавшего в кадр ландшафта с духовной и смысловой глубиной, возводящей пленэрную реплику в ранг высокой поэзии в живописи. Его учителем живописи был Сергей Михайлович Чесноков, который в свою очередь в Казанской художественной школе учился у Н.И. Фешина и П.П. Бенькова – последователей И.Е. Репина. Этот этюдный «репинский» стиль, приоритет цвета при крепкой графической канве, крупный, обобщающий мазок Э.В. Кузнецов перенес в свое творчество и укрепил их в собственной манере. Его «коллегами по цеху» были такие владимирские художники, как известный живописец К.Н. Бритов и народный художник В.Я. Юкин.

Юрий Эросович Кузнецов (1948–2012). Автор двух новых направлений в изобразительном искусстве конца XX – начала XXI веков: в иконописи – «кузнецовское письмо», в живописи – стиль «вижен» (от англ. vision – «видение»).

Ю.Э. Кузнецов
Юрий Эросович Кузнецов
Основу стиля «кузнецовское письмо» составляет традиционная православная икона, список делается с канонического образа. Так же традиционно пишутся лик и руки (личное), а пространство, которое окружает фигуру святого, его одежды (доличное) и ковчег (рама на иконе), дописываются с использованием красочной орнаментальной росписи. Роспись, выполненная темперными красками, основана на традиции оформления икон в разных техниках, принятых на протяжении многих веков: мозаика, бисер, эмаль, резьба.

Стиль vision представляет собой светящиеся картины, написанные темперой на бархатной бумаге в основном глубокого синего цвета (индиго). Они пишутся на одном дыхании, исправить ничего нельзя, и как будто выступают перед пространством полотна картины, отсюда и название стиля.

Марина Юрьевна Филиппова – художник в третьем поколении. Отец – художник-иконописец Ю.Э. Кузнецов, дед – художник-акварелист Э.В. Кузнецов. Родилась и живет в г. Коврове Владимирской области. После окончания средней школы училась в Ковровской государственной технологической академии. В 1990-х годах занималась росписью глиняной игрушки, а также декоративно-прикладным творчеством в стиле кузнецовского письма. С 2004 года, получив благословение на иконописание, пишет иконы в стиле кузнецовского письма. С 2012 года работает художником-иконописцем в арт-галерее «Кристина» (Москва, ул. Знаменка, д. 7, стр. 3), где представлена постоянно обновляющаяся экспозиция ее икон и картин.

Марина Филиппова
Марина Юрьевна Филиппова
Помимо написания икон, Марина работает в уникальной технике vision, разработанной ее отцом. Бумага, на которой пишутся картины, имеет бархатистую поверхность и моментально впитывает краску. Поэтому темперные краски наносятся быстро и безошибочно, что-то изменить в картине нельзя. Еще до начала работы художник должен представлять будущую картину вплоть до малейших деталей. «Видение» создается буквально на одном дыхании. При изменении угла зрения можно видеть «разные» образы одной и той же картины – достигается эффект смены освещения от утреннего света до закатных лучей. Тонкие прямые линии, выходящие из-под широкой кисти, создают эффект струящегося света, и зритель легко вовлекается в пространство произведения. Фактура материала с ее успокаивающей бархатностью придает изображению обволакивающую мягкость.

Юрий Кузнецов был не только художником, но и философом, мировоззренческие основы которого базировались на православной культуре и через нее обращались к нам – людям XXI века. Ю.Э. Кузнецов говорил о вечных ценностях и всегда мог на собственном примере показать их жизненность и актуальность в наши дни. Он говорил о единстве мира, в картину которого каждый вплетает узор своей жизни. Этот узор можно передать через орнамент, нанизывая на него, как разноцветные жемчужины, эпизоды жизни человека. И от того, какие они, зависит и общая картина мира, а при правильном подходе она может преобразиться светом отдельных ярких точек.

Приходите в арт-галерею «Кристина», и вы узнаете об удивительном человеке, показавшем нам, какой светлой и красочной может быть не только икона XXI века, но и сама жизнь.

«Если тебе что-то дано Богом, – говорил иконописец Ю.Э. Кузнецов, – то нужно именно этим и заниматься, настойчиво и упорно, тогда все в твоей жизни сложится замечательно».

Жизненный путь самого иконописца – прямое подтверждение этих слов. Мог ли мальчик, впервые взявший в руки кисть, предположить, что станет основоположником нового стиля и в иконописи, и в живописи? Став взрослым, из простых вещей он умел делать нечто красивое, радующее других людей.

Артгалерея  «Кристина»
Арт-галерея «Кристина»
В галерее представлено более 50 произведений мастера. Вы сможете увидеть такие редкие иконописные образы, как Праматерь Ева, Иисус Христос в белых одеждах, написанные автором в последние годы жизни. Особо стоит отметить икону Апостола Павла – она оформлена в оклад XVIII века, и на ее примере очень хорошо видна преемственность традиций орнаментального оформления икон.

Искусствовед Кристина Кондратьева, написавшая две книги о жизни и творчестве Юрия Кузнецова «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» и «Спаситель душ наших», пишет: «В свое время архимандрит Дионисий, благословивший Юрия Кузнецова на иконописание и ставший его духовным наставником, сказал, что эти иконы являются связующим звеном между нашим византийским прошлым и еще неизвестным будущим. Будущее в наших детях, а они не могут глаз отвести от таких красочных и светлых икон».

Когда-то, в 1996 году, в Международном фонде содействия ЮНЕСКО (Москва, Гоголевский бульвар) была открыта выставка, на которой впервые были представлены иконы кузнецовского письма. Она называлась «Отец и сын. Эрос и Юрий Кузнецовы». Посетители выставки смогли увидеть великолепные работы ковровского художника-акварелиста Эроса Васильевича Кузнецова и его сына, тогда еще начинающего иконописца, Юрия Эросовича Кузнецова. Это была выставка не только прекрасных и очень самобытных произведений искусства, но и представление уникальной творческой династии.

Сейчас, по прошествии многих лет, мы рады представить продолжение этой династической преемственности. В 2009 году финалисты конкурса «Московская семья 2009» впервые увидели иконы Марины Филипповой в экспозиции «Династия иконописцев» (Москва), а сейчас мы представляем на выставке рядом с работами отца ее живописные работы темперой по бархату.


Фрагмент экспозиции выставки
Фрагмент экспозиции выставки

… И в конечном счете что такое картина? Это – взгляд. Взгляд, запечатленный в линиях и красках. Как происходит неуловимый переход от внешнего к внутренней жизни сердца, когда созданное с помощью пяти физических чувств произведение – музыка, поэзия, картина – достигает таких глубин души, что та трепещет, как птица, застывает в изящном ожидании, как морозный цветок, и, не перенеся замкнутого телесного пространства, выпархивает вон из грудной клетки, как весенняя бабочка из кокона? Загадка творчества…

Впрочем, стоит ли так стремиться к разгадке? Иногда, в попытке постичь умом то, что подвластно лишь миру интуиции, мы можем спугнуть – как птицу или бабочку! – главное, которое заключено не в видимом, слышимом, прочитанном, а где-то между строк и линий. Главное – оно, как дыхание, как шорох листвы, как секундный всплеск крыла. Его невозможно повторить, оно неуловимо-изменчиво, но запечатлеть единожды – возможно…


Марина Филиппова, дочь Юрия Кузнецова, основателя иконописной школы «кузнецовское письмо», переняла у отца способность отождествления внесловесного чувства с символическим образом.

Фрагмент экспозиции выставки
Фрагмент экспозиции выставки

Дочерняя преемственность – налицо, теплая связь ученицы и учителя – прочитывается однозначно, но это совершенно другой стиль. В нем сохранена традиция, но – что крайне редко случается в педагогической и уж тем более родственной «наследственности» – творчество дочери лишено намека на подражание. Только точка, откуда проливается внутренний свет в картины и отца, и дочери – одна, единая, сияющая надо всем сущим из Божественного начала Вселенной.

Как и у отца, картины Марины – визуализированные рассуждения о Бытии, vision – воспроизведение мира чувственного в изобразительных константах. Но ее картины – тема всех женщин мира, носительниц Любви и Красоты. Эти две – основа самоощущения любой из тех, кого называют настоящей женщиной. Любовь, Красота, Мир, Покой – какая чудесная и, всегда кажется, недостижимая жизнь, которая находится где-то очень высоко и именуется Царствием Небесным. А картины Марины Филипповой говорят – нет, неправда. Сказано же, что Царствие Небесное внутри нас, и блики его разлиты здесь, в подсолнечном и подлунном мире – в природе, цветах, птицах, во всех малых сих, в смене времен года, в человеческой нежности, в любви к ближнему, в вере во Всевышнего и доверии Ему, Который уж точно нас не оставит.


Первая встреча, художник Марина Филиппова
«Первая встреча»,
художник Марина Филиппова
О, какие птицы живут в этих картинах – изящные, тонкоперые, легкие, чуть-чуть кокетливые от сознания своей красоты, но не кичащиеся ею. Радужные Птицы Счастья танцуют танец Любви, кружат, то приближаясь, то отдаляясь друг от друга, чтобы увидеть красоту возлюбленного. Возлюбленный – любить – любоваться. У этих слов один корень, и третье из них – основа первых двух. С него все начинается, когда мы начинаем любоваться кем-то, кто станет самым важным в нашей жизни. Так, любуясь картиной, в которой в свободно летящих птицах видится образ человеческих душ, чуткое сердце заражается любовью, как общим состоянием, и ему легче разглядеть в окружающем мире Красоту, поскольку Творец творил его – с Божественной Любовью.

Синяя – как и полагается – Птица Счастья-Мечта на секунду присела на звездную ветку среди звездных цветов. Стоит ли ловить за хвост эту ангелоподобную красавицу, чтобы присвоить ее только себе, когда, чтобы испытать чувство счастья и унести его с собой, достаточно лишь постоять, любуясь ею (и снова слово о Любви!), а для этого не обязательно сажать ее в клетку собственности. Счастья хватит всем, если правильно им распорядиться…

Птица-Радость вьется, смеясь и щедро разбрасывая жар-перья. Ей не жаль – радость сама по себе вещь щедрая, и если ею не поделиться, она быстро угаснет.


Церковь Покрова на Нерли..., художник Юрий Кузнецов 
«Церковь Покрова на Нерли», художник Юрий Кузнецов
Так Марина Филиппова открывает миру чудесные секреты нашей повседневной жизни: чтобы быть счастливым в любви, надо не забывать любоваться друг другом, искренне, без лести, чтобы быть счастливым – смотреть на прекрасное, что даровано Богом, – хотя бы на птицу в ветвях, на алую рябину на фоне синего неба, облака в поднебесье, лунную дорожку на воде. В мире же столько прекрасного, на что можно смотреть, что слышать, чтобы чувствовать себя счастливым без необходимости покупать для этого входной билет, который нам выдали от рождения. Причем совершенно даром. Чтобы найти радость – надо сначала принести ее другим и радоваться от радости за них. Как все просто, а начинаются такие размышления от созерцания бархатного прямоугольника, на котором пролегли разноцветные точные линии… Загадка Творчества…

Еще один великолепный цикл, посвященный храмам Божиим. Марина – продолжатель школы иконописи, основанной отцом, и потому образ храма не мог не стать для нее притягательным. Мы помним чудесную картину Юрия Кузнецова «Церковь Покрова на Нерли». В храмах, которые рисует Марина, – дух этой церкви, обобщающего символа всех русских церквей и Церкви Небесной, к которой принадлежит каждый верующий в Него. Да, Царство Божие рядом с нами и внутри нас, и иконописец и художница заключает плывущий образ-отражение в новогодний шар в ветвях рождественской ели, в крещенские морозы. Среди застывшего узора заиндевевших крон золотятся весенним светом луковицы по-прежнему теплого от сияния свечей храма. Храм рождается по весне из чашечки цветка на картине «Пробуждение жизни» из цикла «Храмы весной». Рассветная радость Святого Воскресения сияет в куполах – это «Весна пришла!», так среди пасхальной ночи воссияет нам Господь, Солнце разума.

Пробуждение жизни, художник Марина Филиппова
«Пробуждение жизни»,
художник Марина Филиппова

Художница соединяет Божественное с земным естественно, так, как и было задумано Творцом Неба и Земли изначально, вольно или невольно подтверждая двойственность Божественной и человеческой природы, открытой нам через Сына человеческого. Тайна Храма, таинство церковного обряда, одухотворяющее мир физический, – смысл этих, казалось бы, сложных богословских понятий, открывается в картинах Марины Филипповой в простоте сюжетов и композиций, в лаконичности выбранных тонов. Вот оно – счастливое отцовское наследство вместе с точной рукой и вдохновенным взором иконописца, знающего цену строгому канону, в котором нет ничего избыточного и невозможна нехватка чего-либо.

У Марины множество картин – свой путь художника и иконописца она начала с отцом рядом, о них можно рассказывать бесконечно, любуясь, радуясь и унося с собою самые возвышенные ощущения. Ее цветы, птицы, люди, храмы – внематериальные символы, но они вызывают, по выражению Александра Грина, чувство «непокидающего счастья». И им вместе с образами картин Юрия Кузнецова, наверное, предстоит стать частью русской художественной классики. Почему-то так кажется. Такие вещи обычно задерживаются в Вечности.

Вход свободный.
Галерея работает с 11:00 до 19:00 (понедельник - пятница)
Всю неделю с 19:00 до 22:00, согласно расписанию мероприятий.
Экскурсии для взрослых и детей по предварительной записи.
Посещение галереи в выходные дни по предварительной договоренности по тел.: +7 (915) 131 00 33.


Мы рады видеть Вас в артгалерее «Кристина», расположенной в лобби отеля «Арбат» справа от центрального входа, по адресу: Москва, Плотников переулок, 12
Здесь можно посмотреть схему проезда>>



Фрагменты экспозиции выставки

border=
border=
border=
border=
border=
border=
border=
border=
border=
border=
border=
border=
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru