Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

артгалерея «Кристина»

наши мероприятия постоянная экспозиция СМИ о нас
 
радиостанции
информационные агенстваинтернет-ресурсы и СМИдосуговые порталы,
АРТ-СМИ
социальные сети,
блоги


ТВ Успех3 февраля 2014 года. Телеканал «Успех» в гостях у арт-галереи «Кристина»

О своем жизненном опыте на пути к открытию собственной галереи и ежедневном труде, с помощью которого создается особая атмосфера праздника, рассказывает Кристина Кондратьева в программе Анастасии Джмухадзе «Мое дело».

Портал Правительства Москвы







Радиостанции



"Коммерсантъ FM", 03.12.2012 // 12:34
"В иконах Юрия Кузнецова мы видим соединение различных традиций"


В Москве в Доме на Знаменке до конца января можно будет увидеть так называемую современную иконопись. В галерее "Кристина" выставлены 50 работ мастера Юрия Кузнецова. Обозреватель Дмитрий Буткевич рассказал об особенностях "кузнецовского письма" и своеобразном 3D-эффекте в его работах.

Думаю, вы согласитесь со мной, при слове "иконопись" представляешь себе что-то весьма традиционное, либо старинное, либо выполненное под старину. А возможна ли вообще современная иконопись? Искусствовед Кристина Кондратьева уверена, что на этот вопрос можно ответить положительно. И приводит в пример работы Юрия Кузнецова — недавно ушедшего из жизни современного иконописца.

"Что касается стиля "кузнецовское письмо", то я бы хотела сказать словами иеромонаха Дионисия, который был духовным наставником Юрия Кузнецова. Он сказал, что эти иконы соединяют далекое византийское прошлое православия с еще неизвестным нам будущим. В иконах Юрия Кузнецова мы видим соединение различных традиций. Это мозаичные иконы, это техника эмалевых, чеканных окладов, бисерная икона, вышитая икона. Сейчас даже есть разработки в области икон в стиле макраме. И вот различные виды техник соединены в иконах "кузнецовского письма", но переведены в краски. Кроме того, икона имеет своеобразный, говоря современным языком, 3D-эффект, что делает их необыкновенно современными", — пояснила Кондратьева.

Представьте себе привычную всем с детства иконную доску с изображением святого или сцены из Священного Писания, и вдруг весь образ переливается, мерцает, действительно создается словно бы тот 3D-эффект, о котором говорит Кондратьева. Вся поверхность доски буквально покрыта дробным узором-орнаментом, который при этом собирает изображение воедино. Многие вспоминают французских пуантилистов с их разложением визуального пространства на составляющие его цветовые элементы. Я думаю о мстерской иконописи XVIII-XIX веков, с ее удивительными фантастическими буйными растительными и мелкими звездчатыми орнаментами. Знаменитый центр иконописи, а позже лаковой миниатюры — поселок Мстера, рукой подать от Коврова, где почти всю жизнь прожил художник Кузнецов.

На меморативной выставке, открытой до конца января в галерее "Кристина" в Доме на Знаменке, представлено более 50 икон "кузнецовского письма": картины и ранние изделия декоративно-прикладного искусства.





Иконопись XXI века – так называют православные иконы Юрия Кузнецова. Творчеству российского художника, недавно ушедшего из жизни, посвящена ретроспективная выставка в Москве. Она носит название "Свет немеркнущий". По признанию многих экспертов, работы мастера, как будто излучают свет. Благодаря уникальной технике, которую разработал Кузнецов.

Духовный наставник Юрия Кузнецова, архимандрит Дионисий говорил: "Современный человек, как правило, имеет "технический" склад ума и символика иконы для него не понятна. Икона должна пойти навстречу человеку, захватить его целиком."

Именно к этому Юрий Кузнецов стремился в своем творчестве. Большую часть жизни он работал, как художник-оформитель, писал картины и одновременно изучал иконопись. Чудом выжив после автомобильной катастрофы, он решил, что будет писать только иконы. Немало лет ушло на то, чтобы найти собственный стиль - сочетание строгого канона с совершенно новой техникой. Рассказывает искусствовед Кристина Кондратьева:

"Он говорил, что цвета божественного мира нельзя передать просто земными красками и даже их сочетанием. Но можно путем оптического смешения цвета, который происходит как бы за поверхностью самой иконы. Это уникальное явление, оно еще не до конца осознанно нами".

Уникальное явление получило название "кузнецовского письма". Лики святых на иконах написаны абсолютно канонически. А вся окружающая поверхность - как будто выложена из драгоценных камней, излучающих свет. На самом же деле это нанесенные плотно друг к другу точки, казалось бы, несовместимых цветов. Возникает "несуществующий в природе", неземной тон. Художник был уверен, что помимо композиции, цвета и других параметров живописи - существует некая "нерегистрируемая компонента", воздействующая на человека. Об этом рассказал в интервью "Голосу России" ученый-физик Евгений Тетерин, который часто беседовал с иконописцем:

"В ходе этих бесед сформулировалась задача: попытаться физическими методами эту компоненту обнаружить. Вопрос спорный, конечно: возможно ли это вообще? Но по крайней мере это привело к тем исследованиям, которыми мы сейчас занимаемся, и которые приносят много интересного".

Юрий Кузнецов обладал удивительной способностью вдохновлять людей на творчество, считает японская художница Наоми Маки:

"Его картины несут всем нам, живущим на земле, какое-то глубокое послание. Они выражают глубокую любовь к миру".

Юрий Кузнецов написал почти полторы тысячи икон. На нынешней выставке представлены лучшие образцы его стиля: икона Архангела Михаила – защитника православных христиан от видимых и невидимых врагов. Здесь же – реже встречающиеся в русской иконописи образы: Праматерь Ева, Пророк Моисей, Христос в белых одеждах.

Иконы мастера украшают десятки храмов в России. Они хранятся в музеях и частных коллекциях. Одну из них известный российский полярник Артур Чилингаров брал в путешествие на Северный полюс. Еще одна находится в апартаментах российского президента Владимира Путина.

С другими радиопередачами можно познакомиться в разделе «Радио»


Информационные агенства







Иконы Юрия Кузнецова представили в Москве
Дата публикации: 22:46 21/11/2012
Источник: "Ореанда-Новости"
Город: Москва


ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 21 ноября, в день большого православного праздника - Собора Архистратига Михаила, иконой Архангела Михаила открылась выставка художника-иконописца Юрия Кузнецова. На выставке "Свет Немеркнущий. Иконы Юрия Кузнецова" также будут представлены такие редкие образа, как Праматерь Ева, Пророк Моисей, Христос в белых одеждах, написанные автором в последние годы, а также иконы, созданные в 1990-е годы, когда только зарождался стиль "кузнецовское письмо". Особо стоит отметить икону Апостола Павла - она оформлена в оклад XVIII века, и на её примере очень хорошо видна преемственность традиций орнаментального оформления икон. Светлому празднику Архангела Михаила также посвящаются несколько живописных произведений Ю.Кузнецова. "Пение ангелов на Афоне" - это полотно было написано после прослушивания аудиозаписи, сделанной монахом одного из монастырей Священной горы Афон.

Картины Юрия Кузнецова, так же, как иконы, написаны в совершенно особой технике. Картины пишутся только темперой и только на бархатной бумаге двух основных цветов: глубокого синего (индиго) и чёрного, и двух дополнительных: красного и жёлтого. Это связано с тем, что свет можно показать только на тёмном, а картины призваны показать именно свет, свечение. Такая живопись передаёт даже не впечатления, как у импрессионистов, а ощущения. "У художника Юрия Кузнецова, - говорит К. Кондратьева, - была уникальная способность тонко улавливать малейшие движения мыслей, души и духа человека или сути явления и облекать их в цвет и форму. Поэтому его картины нужно чувствовать сердцем. Для их полного и глубокого восприятия требуется хорошее освещение, тогда возникает даже эффект 3D-объектов, я назвала эту технику "vision"".

Как знатокам и ценителям творчества Ю. Кузнецова, так и тем, кто встретится с его произведениями впервые, будет интересно увидеть совсем ранние декоративные предметы, созданные художником: чеканные панно, пасхальные яйца, в которых будущий иконописный стиль использовался ещё совершенно в других формах. На выставке будут также представлены детские рисунки Юрия Кузнецова и некоторые очень личные вещи.

Известный художник-иконописец Юрий Эросович Кузнецов ушёл из жизни совсем недавно, 10 октября 2012 года. Он прошёл путь от художника-оформителя оборонного завода до иконописца - создателя собственного стиля "кузнецовское письмо", который еще в начале нового тысячелетия назвали "иконописью XXI века". К иконописи Кузнецов пришёл в 46 лет после тяжёлой болезни, решив, что оставшуюся часть жизни нужно посвятить только богоугодному делу.

Его иконами полностью оформлен храм Николая Чудотворца в районе Истринского водохранилища, иконы также находятся в частных коллекциях, клиниках, храмах, монастырях. В Москве икона кузнецовского письма есть в храме Священномученика Антипы на Колымажном дворе. Сейчас в его иконописном и живописном стилях работает дочь Марина Филиппова.


Интернет-ресурсы и СМИ


«ЛЮБИМАЯ ГАЗЕТА - ЗАРЕЧНЫЙ»




ГАЗЕТА «МОСКОВСКАЯ ПРАВДА»

Московская Правда август 2013

Московская правда


КУЛЬТУРОЛОГ - САЙТ О КУЛЬТУРЕ ВООБЩЕ И СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В ЧАСТНОСТИ

Культуролог


ПРАВОСЛАВНАЯ АФИША
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «РУССКИЙ ПАЛОМНИК»


Православная афиша


ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМА «РУСЬ»

Информационно-аналитическая интернет-платформа РУСЬ

Икона. Свет немеркнущий
23 ноября 2012, 18:32


Мы могли бы жить в мире, где вообще нет икон, если бы в VIII веке их противники победили
В галерее «Кристина» на Знаменке открылась выставка иконописца Юрия Кузнецова, нашего современника, ушедшего из жизни месяц назад. Его работу благословил патриарх Алексий II, а искусствоведы выделяют стиль письма художника как особый, «кузнецовский». Его иконы отличаются глубоким, почти трехмерным изображением. При этом сам Кузнецов признавал, что корни его уникальной техники лежат в традиционной иконописи.

За двадцать один век христианской истории искусство написания икон прошло тернистый путь. С ним боролись: римляне, византийцы-иконоборцы, советские большевики, но в итоге исчезали сами режимы, а икона — нет. По преданию, прообразом первого иконописного изображения стал лик Христа, который остался на куске ткани, когда мессия отер им свое лицо. Христиане считают, что иконы могут оберегать от несчастий, излечивать от недугов и просто приносить покой в сердце. Поэтому часто их называют ласково и с любовью — «свет немеркнущий».

Призвание
Юрий Кузнецов написал свою первую икону, когда ему было 46 лет. На дворе стоял 1994 год: художник только что перенес тяжелый недуг и решил, что остаток жизни нужно посвятить богоугодному делу.

«На сегодняшний день мы можем установить точное количество икон, созданных Кузнецовым. Их 1446, — говорит Кристина Кондратьева, искусствовед, которая изучала его творчество. — В работе у него почти всегда было несколько икон одновременно. Пока высыхали слои краски на одной, он занимался другими».

По ее словам, сам Кузнецов всегда хранил в себе детское воспоминание: церковь, лики святых, смотрящих на него сквозь свечное пламя. Сын художника, Юрий Кузнецов не имел специального образования, но на протяжении всей своей жизни занимался изобразительным искусством. Сначала оформлял газеты, практиковался в росписи шкатулок. Позже, когда стало хватать знаний и опыта, взялся за реставрацию икон. И, наконец, стал писать их сам.
Его работами полностью оформлен храм Святителя Николая Чудотворца, построенный в районе Истринского водохранилища. Иконы Кузнецова есть в коллекции Московской патриархии, а одна из них совершила путешествие на Северный полюс — ее взял с собой исследователь Артур Чилингаров. Владыка Владимирский и Суздальский Евлогий сказал о работах Кузнецова: «Иконы написаны по-новому, очень творчески, но при этом с сохранением канонического лика».

Особенность творческого метода Кузнецова заключается во внимании, которое художник уделял орнаменту иконы. Созданный из множества слоев краски, наложенных один на другой, орнамент как бы погружает в себя зрителя. «Орнамент здесь служит не столько для украшения иконы, сколько для того, чтобы передать эмоциональные и духовные нюансы жизни святого, помочь зрителю погрузиться в атмосферу его переживаний», — говорит Кристина Кондратьева.

Как делали иконы?
С древних времен и до сегодняшнего дня основная техника написания икон (и в этом художник Кузнецов следовал каноническому методу) заключается в наложении друг на друга слоев краски. Ее наносят на доску («ковчег»), поверх которой крепят ткань («паволоку»). Перед нанесением краски ткань грунтуют меловой или алебастровой смесью.

Сначала иконописец наносит на «холст» схематичный очерк будущей иконы. Обычно его делают жидкой черной или цветной краской. Иногда по очерку слегка прорезают контуры, чтобы различать их под слоями краски в процессе работы. Затем художник пишет основной фон. После этого прокрашивает второстепенные элементы (деревья, строения — все то, что составляет пейзаж иконы) и переходит к окрашиванию одежды персонажа. Все это называют словом «доличное», то есть все, что пока не касается личности святого. Ряд художников делал позолоту нимба до того, как рисовали основной фон. Другие переходили к ней, когда заканчивали с «доличным».

Последний и самый важный этап работы — роспись лика. Все обнаженные участки тела на иконе сначала заполняли темным фоном, а затем постепенно осветляли их. Этот процесс еще называют «охрение» — говоря о том, что для осветления часто применяли охру. После этого поверх изображения делали мазки белилами. Они были нужны, чтобы создать блики и эффект объемности изображения. Такие мазки называли «оживки» — они оживляли портрет, делали его более искусным. После этого икону подписывали и для защиты часто покрывали олифой.

Основная краска для написания икон — темпера, которую получали путем смешивания сухого порошка, пигмента, со связующим веществом. В качестве последнего чаще всего использовали яичный белок.

Часто на иконах изменены пропорции. Лица, изображенные на заднем плане, могут быть больше, чем изображенные на переднем. Тут действует принцип важности: все самое важное на иконе должно быть самым крупным. Кроме того, на изображениях часто совмещены события из разных времен и мест. Это нужно, чтобы по иконе «прочитать» жизнь святого, ее основные события. Наконец, на изображении нет падающих теней. Святость — это отсутствие тени, только свет.

Падения и взлеты
Пожалуй, самый трагический эпизод в истории иконописи связан с распространением в VIII–IX веках движения византийских «иконоборцев». Они считали, что поклонение иконам противоречит одной из десяти заповедей Моисея — «не сотвори себе кумира». Собором 754 года было решено почитать иконы как идолов и предать анафеме всех, кто им поклоняется. Документы пишут о невиданном вандализме: иконы бросали в огонь, туда же отправляли иконописцев и тех, кто продолжал молиться изображениям святых.

В 787 году Седьмой Вселенский собор отменит эти решения. Но окончательно победить иконоборцев удастся лишь к 843 году, когда проведут еще один собор в Константинополе. Одним из его инициаторов станет византийская императрица Феодора, которую позже возведут за это в ранг святых.

На Руси первыми иконописцами были посланцы из Византии. Они прибывали по «заказу» русских князей и участвовали в росписи строящихся православных храмов. Первым отечественным иконописцем принято считать преподобного Григория, монаха Киево-Печерского монастыря, жившего в XI веке. Однако полноценное формирование русской школы произошло позже — в XIV–XV веках, во времена великих Андрея Рублева, Даниила Черного и Дионисия.

Выставку иконописца Юрия Кузнецова можно посетить до 31 января 2013 года. Вход свободный.
Максим Фролов

ЖУРНАЛ АНТУРАЖ ≈ О КУЛЬТУРЕ В РОССИИ

Журнал АНТУРАЖ

21 ноября состоялось открытие выставки "Свет Немеркнущий. Иконы Юрия Кузнецова" в Артгалерее «Кристина». Выставка посвящена жизни и творчеству иконописца Юрия Кузнецова, ушедшего из жизни в этом году. Выставка будет открыта до 31 января 2013 года.

Ретроспективная выставка «Свет Немеркнущий» включает более 50 работ мастера разных лет - иконы, живопись,
произведения прикладного искусства. Иконы Юрия Кузнецова выполнены в особом иконописном стиле.

На выставке "Свет Немеркнущий. Иконы Юрия Кузнецова" представлены такие редкие образа, как Праматерь Ева, Пророк Моисей, Христос в белых одеждах, написанные автором в последние годы, а также иконы, созданные в 1990-е годы, когда только зарождался стиль «кузнецовское письмо». Особо стоит отметить икону Апостола Павла – она оформлена в оклад XVIII века, и на ее примере очень хорошо видна преемственность традиций орнаментального оформления икон.

Светлому празднику Архангела Михаила также посвящаются несколько живописных произведений Ю. Кузнецова. «Пение ангелов на Афоне» – это полотно было написано после прослушивания аудиозаписи, сделанной монахом одного из монастырей Священной горы Афон.

Легкокрылый ангел… порой суровый, временами требовательный, но всегда жизнерадостный, дарящий тепло и ощущение легкости бытия, – таким был иконописец Юрий Кузнецов.

Юрий Эросович всегда с таким вниманием относился к людям и умел обращаться к самому светлому в каждом из нас, что его живительная сила и сейчас питает всех тех, кто его знал и любил. Он видел любого человека буквально насквозь, знал, кто и как поступит в той или иной ситуации. Поэтому каждое мгновение его жизни было наполнено глубоким смыслом, пусть не всегда понятным окружающим, но он-то точно знал, что делает. Тонкое чувствование человека позволяло безошибочно определять, что именно ему нужно, а главное – как этого достичь.

И все эти знания, соединенные с особым иконописным даром, побуждали творить ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, давая ему самое необходимое. Поэтому так ценны личные иконы, написанные Юрием Кузнецовым, в них через акт бесконечной любви запечатлено все самое лучшее, что может произойти с их обладателем. «Икона пишется не силой умения, но силой веры», – говорил иконописец. То же можно сказать и про Богоявление в сердце каждого из нас, оно достижимо только силой веры.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково



Досуговые порталы, АРТ-СМИ




Нам нравится особый иконописный стиль Юрия Кузнецова. Увидеть работы мастера можно будет на выставке "Свет Немеркнущий. Иконы Юрия Кузнецова", которая пройдет с 22 ноября по 31 января в арт-галерее "Кристина", ул. Знаменка, д. 7, стр. 3, вход свободный.




























22 ноября в столичной Артгалерее «Кристина» открывается ретроспективная выставка «Свет Немеркнущий. Иконы Юрия Кузнецова», посвященная жизни и творчеству иконописца Юрия Кузнецова. В экспозиции представлено свыше 50 его работ разных лет — иконы, картины, произведения прикладного искусства.

Как известно, Юрий Кузнецов был создателем особого стиля иконописи – официально запатентованного в России «кузнецовского письма», иначе именуемого также бисерным или жемчужным. Изображение складывается не из мазков, а из множества разноцветных точек. Подробно о творческом методе Юрия Кузнецова рассказывается в книге «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» известного искусствоведа К. Кондратьевой, которая прослеживает родословную «жемчужных» икон до творений мастеров знаменитой ярославской школы: «Интересно отметить, что при удаленном взгляде на житийные иконы Холмогорца, их клейма «сливаются в сочетания золотых, зеленых и красных пятен, напоминающих причудливостью очертаний узор басмы с вкраплениями эмали, и становятся пышным декоративным обрамлением фигуры в среднике». Именно это явление происходит в иконах «кузнецовского» письма: житийные сцены в «пышном декоративном обрамлении» ковчега — образа мира земного, а точнее пути святого в миру, показан не через сюжеты, а зашифрован в орнаменте поля и переведен на другой план восприятия…»

Выставка продлится до 31 января 2013 года. Часы работы с 12:00 до 20:00.
Информация предоставлена: Алексом Громовым и Ольгой Шатохиной (одни из лучших книжных обозревателей современной России — Российская газета, Mail.ru, Народное радио, Банки и деловой мир, Книжное обозрение)
Адрес арт-галереи «Кристина»: Москва, ул. Знаменка, д. 7, стр. 3
Дом «Знаменка», 1-й этаж

Станции метро: Боровицкая (348 м от метро), Арбатская (387 м от метро), Александровский сад (403 м от метро)












Социальные сети, блоги



facebook


В контакте


Живой журнал


Большая Москва
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru