Существует ли икона преподобного Гурия Шалочского? (Ответ)
К сожалению, образ преподобного Гурия Шалочского, первого игумена Шалочской Богородицкой обители, настоятелем которой он был в 1603 году, в православной иконографии неизвестен. В старинном лицевом «Иконописном подлиннике» на 14 ноября осталось лишь описание его внешности: «подобием сед, брада, аки Никона Радонежского, ризы преподобническия». Никон Радонежский – ученик и преемник преподобного Сергия Радонежского. Вслед за своим учителем преподобным Сергием преподобный Никон стал вторым игуменом Троицкой обители, из которой впоследствии вырос знаменитый на весь мир духовный центр православной веры Троице-Сергиева лавра, так что приблизительно можно судить о внешних чертах преподобного Гурия в сравнении с ликом на иконе преподобного Никона. Поскольку по наличию сохранившегося описания канона иконы образ, возможно, и был создан, но утерян, или готовился к созданию, и по каким-то причинам этого не произошло, никто из более поздних иконописцев не взялся его воссоздать.
На иконе «Хлебная», кто из святых изображен? Праведные Иоаким и Анна? Видела изображения этой иконы с Иоанном Богословом и святителем Николаем. (Ответ)
Действительно, на самой старинной иконе Богоматери «Хлебная», иначе «Хлебенная», рядом с образом Пречистой изображены двое святых, но это не Иоанн Богослов и Николай Чудотворец, а святые преподобные Савватий и Зосима Соловецкие, поскольку образ Богоматери «Хлебная» является одной из главных святынь Соловецкой обители и тесно связан с ее историей. Есть еще один список, где рядом с Богоматерью также изображены взирающие на Нее преподобные Савватий и Зосима, а на полях справа и слева – ветхозаветные праотцы, на верхнем поле изображен святой царь Соломон, а внизу – царь-псаломопевец Давид, являющие собой родословие Господне и Пречистой.
В XX веке был написан список иконы Божией Матери «Хлебная» для Успенского храма Санкт-Петербурга, храм построен в память жертв блокады на месте массовых захоронений горожан. Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной семинарии иконописец Валентина Жданова написала образ на серебре, за основу взяв образ Божией Матери «Хлебная». На нем Богородице предстоят апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец.
Ныне промыслом Божиим из ранних сохранился лишь один образ Божией Матери «Хлебная», это икона XIX века; после многих скитаний образ вернулся в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, и ныне ему можно поклониться в церкви святого великомученика Георгия на Соловецком подворье в Москве.
Подскажите, пожалуйста, какие изображены святые на этой иконе. (Ответ)
На присланном Вами изображении иконы Божией Матери «Живоносный источник» вокруг Богоматери с Младенцем располагаются семеро святых таким образом (если рассматривать икону сверху вниз):
в первом ряду слева от зрителя – святая мученица Валентина с чашею в руке, по другую сторону, напротив – святой Филипп, митрополит Московский, также с чашею. Далее, рядом со святой мученицей Валентиной, святой Иоанн Креститель, в правой руке его крест, в левой – чаша, чуть ниже святая мученица Анастасия, в правой руке ее сосуд, левая поднята к застежке верхнего одеяния.
По другую сторону, справа от зрителя, – святая мученица Марина, в ее правой руке, поднятой в благословляющем жесте, крест.
Внизу, у подножия Чаши-источника, взирают на Богородицу, слева от смотрящего, святой преподобный Антоний Дымский и правее – святой преподобный Сергий Радонежский.
В город Вихоревка Иркутской обл. привезена икона Тихвинская Божья Матерь для благословления строительства храма. Можете сказать, откуда, и рассказать ее историю... (Ответ)
Откуда к Вам, в Ваш храм, привезли икону Тихвинской Божией Матери, мы вряд ли Вам скажем, об этом Вы можете осведомиться у тех священников, которые в этом храме служат. А вот историю создания иконы Вы подробно можете узнать на нашем сайте, на странице Тихвинской иконы Божией Матери
Я бы хотела задать такой вопрос. Недавно пришла женщина ко мне на работу с иконами и спросила мою дату рождения, я ей сказала 14 апреля, и она достала мне икону «Неувядаемый цвет», сказала, что это икона должна быть обязательно у меня дома как защита для меня. Правда ли это? (Ответ)
Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» действительно одна из самых красивых икон с замечательной историей, подробней о ней Вы можете узнать у нас на сайте, на странице этой иконы.
Если эта икона будет у Вас, Вы можете молиться перед ней о сохранении брака, укреплении семьи, о разрешении семейных проблем, о преодолении горестей, которые иногда случаются в нашем быту, о многом другом. Девушки молятся о счастливом браке, о том же молятся перед ней женщины, которые по каким-либо причинам не нашли достойного спутника жизни.
Да, иметь такую икону Богоматери среди других икон дома женщине всегда полезно, однако привязывать день празднования и этой, и какой-либо иной иконы Божией Матери ко дню чьего-то рождения, как часто нам предлагается в современной практике, неверно. По дате дня рождения выбирают только небесных покровителей, в тезоименитстве с которыми после совершения таинства Крещения мы находимся, то есть крещены в их честь. Дама, которая принесла Вам эту икону, просто использовала близость по дате в качестве дополнительного убеждения для приобретения Вами этой иконы: празднование в честь иконы в Православной Церкви совершается 16 апреля по новому стилю. И вообще, мы впредь рекомендовали бы Вам приобретать иконы в церковных лавках и магазинах или прямо в иконописных мастерских – они в большинстве своем размещают в Интернете свои сайты, их достаточно, и один из них наш, уже признанный многими читателями и заказчиками. Кстати, так Вы можете наверняка знать, освящена ли Ваша икона, и если Вы все-таки уже приобрели икону, которую принесли Вам, хорошо бы это выяснить.
И еще: какую икону Божией Матери Вы не выбрали бы для молитвы, за образом все равно стоит только Она одна, Богоматерь - единственная у нас. А множество Ее икон, которые были написаны и обретены в разные года и эпохи, это как, образно говоря, несколько духовных портретов личности Пречистой в разных Ее ипостасях. Просто они даны нам Ее волею и промыслом Божиим в разные времена и в разных обстоятельствах, и заступничество Ее, и любая защита по молитвам Ее за нас к Сыну, Господу Иисусу Христу исходит от любого из Ее образов.
Да, мы иногда молимся перед разными образами Богоматери о разных вещах, но это зависит либо от обстоятельств обретения иконы или других особенностей истории образа. И уж тем более нельзя относиться к иконе как оберегу, талисману. Поставили дома икону – и все, дело сделано. Нет, икона – это святыня, которую мы почитаем, которой воздаем честь, переходящую на реальный, живой первообраз – то есть ту святую личность, которая на ней изображена. Образ – предмет общения, обращения к нему, через икону мы в молитве общаемся с Господними святыми, с Пресвятой Богородицей и всеми нашими святыми.
Мне нужно узнать об иконе Андрея Первозванного вместе с мученицей Екатериной. Нигде ничего не могу найти, вы не могли бы мне помочь в этом вопросе? (Ответ)
Найти такую икону Вы не можете, потому что среди известных общепринятых образов ее не существует. Но не исключено, что такая икона заказывалась где-то и когда-то как семейная, где небесным покровителем супруга по тезоименитству являлся святой апостол Андрей Первозванный, а супруге покровительствовала святая великомученица Екатерина, или такую икону писали для кого-то из близких, скажем, для сына и дочери. И если такая икона есть, то она находится в домашнем иконостасе, в частном собрании.
Возможно, Вы подумали о существовании такой иконы, поскольку в наши дни (2012 г.) учрежден орден Святой великомученицы Екатерины. Учрежденный Петром I в 1688–1689 годах орден Святого апостола Андрея Первозванного также в этот же период возобновлен как крупная российская награда, и о них упоминалось почти одновременно.
Если же Вам необходим такой образ, Вы можете заказать его в иконной мастерской, в частности и в нашей, у нас на сайте.
Подскажите, пожалуйста. На иконе «Хлебная», кто из святых изображен? Праведные Иоаким и Анна? Видела изображения этой иконы с Иоанном Богословом и святителем Николаем. (Ответ)
Действительно, на самой старинной иконе Богоматери «Хлебная», иначе «Хлебенная», рядом с образом Пречистой изображены двое святых, но это не Иоанн Богослов и Николай Чудотворец, а святые преподобные Савватий и Зосима Соловецкие, поскольку образ Богоматери «Хлебная» является одной из главных святынь Соловецкой обители и тесно связан с ее историей. Есть еще один список, где рядом с Богоматерью также изображены взирающие на Нее преподобные Савватий и Зосима, а на полях справа и слева – ветхозаветные праотцы, на верхнем поле изображен святой царь Соломон, а внизу – царь-псаломопевец Давид, являющие собой родословие Господне и Пречистой.
В XX веке был написан список иконы Божией Матери «Хлебная» для Успенского храма Санкт-Петербурга, храм построен в память жертв блокады на месте массовых захоронений горожан. Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной семинарии иконописец Валентина Жданова написала образ на серебре, за основу взяв образ Божией Матери «Хлебная». На нем Богородице предстоят апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец.
Ныне промыслом Божиим из ранних сохранился лишь один образ Божией Матери «Хлебная», это икона XIX века; после многих скитаний образ вернулся в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, и ныне ему можно поклониться в церкви святого великомученика Георгия на Соловецком подворье в Москве.
Если я нормально отношусь не только к православию, можно ли использовать иконы помимо православия? А если икону использовать в магии, а потом в христианских целях можно так использовать или только применять нужно либо в магии, либо православие? (Ответ)
Сказать, что вопрос Ваш нас поразил, – это не сказать ничего. Но попробуем разобраться и поделим наш ответ на две очень важные взаимосвязанные части, поскольку Вы задали два вопроса, и в первом, и во втором вопросе акценты были расставлены по-разному.
Во-первых, любая магия неприемлема ни при каких обстоятельствах для того, кто верует в Христа и принадлежит Православной Церкви, то есть исповедует православие. Магия – один из самых тяжелых духовных проступков перед Богом. Всякое колдовство, ведовство, чародейство, гадания и так далее – тягчайший грех перед Ним, и занятия подобными вещами никак нельзя вписать в одну строку с православной христианской верой, с Православием.
Кстати, все разговоры про деление магии на черную и белую – сплошное лукавство. Силы тьмы всегда там, где присутствует чисто человеческая попытка манипулировать с помощью магических действий волей другого человека. Все заговоры, привороты-отвороты, стремление с помощью гаданий и прочих оккультных приемов проникнуть в неведомую область будущего, которая открывается нам только в нужное время, – а какое время нужное, то лишь Господу ведомо, – это попытка, извините, залезть без спроса в Нему в карман.
Что значит «нормально отношусь не только к православию»? Что такое нормально? Нормально можно относиться к соседу за забором, который живет где-то там, а Вы живете где-то здесь, или наоборот, и неважно, кто с какой стороны. А вот добровольно и искренне исповедовать православие – то есть жить во всем по принадлежности своего духа к Христовой вере, и одновременно оперировать магическими чарами – невозможно. Это вещи взаимоисключающие. Нельзя быть в ладу с Господом и Его антиподом одновременно.
Где лично Вы видите себя? Куда причисляете? Вы чувствуете себя ближе к среде, где практикуется магия, и полагаете, что это – нормально, или там, где исповедуют Христа?
Тут – или-или, придется выбирать для себя, с кем и с чем Вы. И если выберете магию, то, извините за прямоту, считайте, что на этот момент Вы серьезно отклонились от пути, который называют путем праведным. Праведный – правильно ведущий, а путь неправедный может завести так далеко не туда, что выбраться в одиночку, без помощи Божией будет крайне трудно, если не невозможно. Однако, так или иначе, Бог всегда за каждым человеком оставляет свободный духовный выбор. Он никого насильно при Себе не удерживает, но, как водится, за последствия своего выбора ответственность несем мы сами.
Можно, конечно, спросить, а как же действовали святые пророки и чудотворцы? Они же и целили, и совершали чудеса, и пророчествовали? Да, даром чудотворения и пророчеств, как известно, обладали святые Господни, но им он был дарован Самим Господом, милостью Его за их святой во имя Его подвиг, за горячее, добровольное служение Ему. Их чудотворные деяния и пророчества от магических действий совершенно отличаются Божественной сутью своей. Они – богоданны, а магия – произведена властью иных, отнюдь не божественных сфер.
И вот теперь, затронув тему святых Господних, мы подошли ко второму вопросу – об иконе, на которой эти святые, или Богоматерь, или Сам Господь изображены. Для начала – что такое икона. Икона – греческое слово, которое переводится как образ, но укоренилось в русской православной традиции с древности наряду с переводом. Первая икона, созданная человеком, – это, по преданию, образ Богоматери, который по Ее благословению написал святой апостол и евангелист Лука. Ему, как гласит история, принадлежит несколько самых первых ее икон. Это уже говорит о Божественном происхождении всей традиции иконописи, унаследованной затем в русском Православии вместе с православной верой после Крещения Руси.
Икона – это, прежде всего, величайшая православная святыня, духовное явление, о котором даже странно говорить как о предмете использования! Это не оберег, не талисман, не амулет и уж тем более не мертвый инструмент для магических действий. Икону мы трепетно почитаем, любим и молимся перед ней, поскольку она, как говорят в православии, – окно в мир горний, то есть в Царство Божие. Икона окружена особым священным пространством, его еще называют иеротопией от греческого иеро- – священный и топос – пространство.
На иконе, иначе – образе, изображается лик святого, Божией Матери или образ Господень. И еще одно из положений, которому мы должны следовать, понимая, что есть икона, каково ее величие: «Честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз», а первообраз – это реальная, живая, вполне конкретная личность, чей лик прописан на образе. Если человек перед иконой просит о чем-то кого-либо из святых наших и его молитва горяча, а прошение благочестиво, т.е. человеческое желание не нарушает норм нравственности и порядочности, то святой далее будет ходатайствовать за него перед Богом. Но и прошение будет исполнено или нет лишь по воле Божией и в данный Им срок, ибо святые действуют, как мы уже сказали, исключительно по воле Его и Духом Его Святым.
Так возможно ли, чтобы икона, носитель Святого Божия Духа, коим она является, была вопреки воле Божией по воле человеческой использована или применяема как некий языческий, неживой предмет оккультизма, шаманства? И можно ли считать делом благочестивым приворот или, к примеру, гадание, когда некто пытается воздействовать на чью-то жизнь помимо его желания, исходя лишь из личных человеческих прихотей и страстей?
Очень часто сейчас на телевидении идут программы, где ясновидящие, гадалки или иные персоны, именующие себя экстрасенсами, обставляют свой антураж иконами наряду с оккультными предметами. Это полное лицемерие, призванное заполучить доверие людей несведущих. Не ясно ли, что когда кто-то включает русскую православную икону, изображение святого, или Божией Матери, или Господа в некий магический обряд, – это истинное кощунство, за которое придется нести ответ?
Мы будем рады, если сумели Вас предупредить об опасности пристрастий к любой магии. Но если Вы все-таки склонны остаться при этих своих убеждениях, то хотя бы не привлекайте православную икону к Вашим действиям. Помните, икона – хранилище Божественной святости, и если для Вас нет в ней необходимости для почитания и общения с тем, кто на ней изображен, – либо оставьте ее в покое, либо передайте тем, кто готов достойно относиться к ней и ее святому назначению.
А мы все-таки возьмем на себя смелость попробовать рекомендовать Вам выяснить, нет в какой-либо близлежащей к Вам церкви воскресной школы. Как Вы будете далее строить свой духовный поиск – Ваше дело. Но узнать больше о православии, о месте в нем русской православной иконы, о Божественной сути ее – может, стоит? Решать Вам.
Никак не могу найти, где же сейчас покоятся мощи святой Фотинии Палестинской. Читала Житие святой и поняла, что она была похоронена в Кесарии. А сейчас? Можно ли к ним приложиться? В каком храме? (Ответ)
Кроме сведений о месте упокоения мощей святой Фотинии Палестинской, которые наиболее подробно изложены в сочинениях Дмитрия Ростовского, в Кесарии Палестинской о современном местоположении ее мощей ничего не известно. Сам город до наших дней на сохранился, но известно, что находился он на нынешней территории Израиля, ныне там расположен Национальный парк-заповедник Кесария, где проводятся археологические раскопки. О перенесении мощей святой мученицы никаких дополнительных сведений, по крайней мере, в пределах общедоступной информации, мы так же не нашли. Возможно, Вам стоит обратиться в крупные организации, занимающиеся историей Церкви, специалистов по агиографии - жизнеописанию святых. Но, по всей вероятности, время и перипетии истории, войн, смены эпох на этой территории, претерпевшей за века множество перемен, вряд ли сохранилось это святое место, да и мало ли на свете утраченных в тяжелые времена святынь. Но по милости Божией некоторые были обретены. Может настанет час и мощей и святой Фотинии Кесарийской. Об этом , кстати, можно молиться перед святой иконой ее, обращаться об этой с просьбой Богу и Богоматери-Заступнице.
Как называется икона, на которой изображена Богородица на коленях и около нее стоит или ангел, или апостол? (Ответ)
Икона, о которой Вы пишете, по всей вероятности, образ «Благовещение». Это единственная икона, на которой мы видим коленопреклоненную Богородицу. Причем чаще Она все же изображается либо стоящей, либо сидящей на престоле, что говорит о Ее изначальном державном предназначении как будущей Царицы Небесной. Перед Нею – архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить Ей о том, что Ей предстоит. Вот как это было по тексту Евангелия от Луки, глава 1, 16–38:
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу именем Иосиф, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».
На вашем сайте есть икона Анны Селевкийской (Персидской), мученицы. А я никогда не видела этой иконы. С какого списка она написана? Или я что-то не очень понимаю в иконографии... Мне интересно, есть ли какое-нибудь древнее изображение этой иконы. Или его придумали только в XXI веке. (Ответ)
Самые первые иконы, в основном Господа и Пресвятой Богородицы, а также первомучеников, о которых есть наиболее подробные исторические сведения, создавались приблизительно в IV–V веках после Р.Х. Большинство из первоначальных изображений утрачено, оставались списки, сделанные с них, что, впрочем, не делает их менее значимыми: их святость, духовная, Божественная ценность неоспоримы. Они содержат обязательную атрибутику – крест в правой руке святого как символ апостольского благовествования и символ жертвенности, соработничества Самому Господу нашему Христу. Красный цвет в иконографии мучеников – это образное выражение страданий за веру, их красные одежды — символ пролитой за Христа и истинную веру крови.
В России традиция иконографического изображения святых мучеников, всех, а не только тех, о ком имелось подробнейшее жизнеописание, сложилась еще в допетровские времена, примерно в XVI веке, возможно, чуть позже, чем создание труда «Великие Четьи-Минеи», составленного под руководством архиепископа Новгородского Макария, впоследствии митрополита Всея Руси. В 12 книгах, по одной на месяц, были описаны жития всех святых на каждый день, упомянуты все, о ком сохранилось хотя бы минимальное свидетельство. Эти имена были внесены в святки, то есть в список имен, которые могут взять в православном крещении крещаемые взрослые или которыми нарекут младенцев родители.
Поскольку о житиях далеко не всех первомучеников оставалось достаточно много сведений (часто история сохраняла лишь их святые имена и общие сведения о биографии и совершенном подвиге, закрепившем в веках их славные имена), то для их изображения был выработан общий канон, о котором мы писали выше. Примерно с XVII века, когда началась традиция дарения икон при крещении младенцев с образами святых небесных покровителей по тезоименитству в соответствии с датами, указанными в «Четьях-Минеях» или месяцеслове – святцы на месяц, написание икон практически всех великомучеников стало расширяться. Святая Анна Селевкийская, очевидно, из этого числа, и первый список ее иконы, с которого сделаны последующие более поздними мастерами, был создан примерно в конце XVI – XVII веке.
В нашем храме есть икона, одна из моих любимых, где изображены Бог Отец и Иисус Христос, сидящие вдвоем, и над ними голубь – Дух Святой. Где найти, увидеть такую еще? (Ответ)
По всей видимости, Вы говорите об одном из нечастых списков иконы Святой Троицы, где на престоле сидят Бог Отец, Бог Сын (слева направо) и над ними парит голубь – Дух Святой. Иначе эту икону еще называют «Отечество».
Но Вы не сказали, в каком храме Вы видели эту икону, откуда Вы родом! Тот тип иконы, о котором Вы говорите, называют Новозаветной Троицей. И хотя определение Большого Московского собора 1667 г. запрещает иконы Господа Саваофа (по Священному Писанию, Бога Отца никому видеть не дано), образа «Отечество» (Новозаветная Троица) достаточно распространены, а в наше время встречаются повсеместно, едва ли ни во всех новых и открывающихся храмах, словно снят запрет с изображения Бога Отца.
Разные списки, варианты иконы, где встречаются Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой – голубь, есть в Третьяковской галерее в Москве, в Псковском музее, в Музее Андрея Рублева в Москве.
Подскажите, пожалуйста, что за икона? (Ответ)
Во-первых, это изображение западное, католическое. Во-вторых, есть сомнения, является ли оно даже в западной иконописи иконой в полном понимании этого слова – каноническим изображение назвать трудно. Оно похоже на типографский оттиск, наклеенный на основу: об этом говорят бугорки на поверхности, глянцевые блики, блекловатые, очевидно, от времени, тона. Поскольку мы располагаем только изображением на мониторе, возможно, это просто открытка, какие, бывает, издаются в католических странах, на библейскую тему. Кто-то боголюбивый с сердечным чувством, с любовью оформил этот оттиск в красивый оклад, почему-то кажется, что орнамент близок к западно-украинской, польской, чешской традиции. Можно предположить – точно сказать не берусь, но похоже так, – что на ней изображены Пречистая Дева в венчике из розовых роз и ее мать святая Анна за чтением богодуховенной книги. Святая Мария слушает святую Анну, которая беседует с Ней о прочитанном месте Писания: раскрытая книга, лежащая на коленях матери, видимо, оно и есть. Пречистая же, молитвенно переплетя пальцы, как обычно при католической проповеди, серьезно и внимательно слушает мать. Рады, если сумели Вам помочь.
Когда я крестилась, моей иконы именной не было и мне дали икону Остробрамской Пресвятой Богородицы. В каких случаях ей молиться? (Ответ)
На самом деле не так важно, какая из богородичных икон у Вас есть. На всех них – образ Божией Матери, только в разных ипостасях. Образ Божией Матери «Остробрамская» так назван от расположения его на башне стены православного Виленского Свято-Троицкого монастыря (Вилена – современный Вильнюс). Ворота у этой стены называлась Острыми Воротами – по-польски «Остра Брама».
Перед любой из икон Богоматери Вы можете молиться о чем угодно, хотя принято выделять какие-то особые случаи, связанные с особыми явлениями из истории обретения иконы и чудесами, произошедшими от нее. Например, перед «Остробрамским» образом Богородицы молятся о помощи в обретении и сохранении счастья супружеской пары. Также перед ним молятся о том, чтобы посторонние люди не вмешивались в отношения новобрачных.
Подскажите, пожалуйста, название иконы, на которой Богородица изображается ребенком, но не младенцем, т.е. девочкой до 10 лет. (Ответ)
Икона, о которой Вы говорите, это, по всей вероятности, икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы», на которой изображен сюжет, когда родители Богородицы, святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребенка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм. При этом храме Она и жила до своего обручения с праведным Иосифом. Но на иконе Пречистая изображается девочкой, которая выглядит старше трех лет – так не по-детски строга ее поза. Если желаете, для уточнения пришлите фотоснимок образа или изображение, о котором Вы говорите, взятое из Интернета.
Что такое икона мощи? (Ответ)
Такого понятия «икона мощи» не существует. Есть икона – т.е. образ того, кто на ней изображен. Иногда к этим иконам приложена частица мощей святого, т.е. его честных останков. Это и называется «икона с частицей мощей святого».
Мне на руки досталась икона. Она 1817 года, мне никак не понять, что это за икона. Похожа на Божью Матерь. (Ответ)
Принадлежащая Вам икона – это икона Богоматери «Утоли Моя Печали». Характерная поза Заступницы – левая Ее рука у щеки, печаль на Лике подчеркнута прописями вокруг глаз. Она грустит, зная о судьбе Своего Сына. Склонясь над Ним, правой рукой Богоматерь поддерживает Богомладенца. Сам же Иисус смотрит на Мать, в руках Его свиток – Писание, на которое Он обращает Ее внимание. В Священном Писании – все утешение и Ее в Ее скорбях о Сыне, и утоление печалей всех нас, поскольку в нем все ответы на наши вопросы, все разрешение наших печалей и скорбей земных.
Судя по клейму на окладе, причем весьма богатом, он (оклад) создан в 1817 году, буквы «ВВ» (нечетко, но, кажется, так) – личное клеймо мастера, но буквы эти клеймились на латыни, по-русски тогда будет «ББ». Похоже, что на клейме всадник; если Вы внимательно приглядитесь и увидите, что это действительно всадник с копьем, то, по всей вероятности, это Георгий Победоносец, тогда оклад выкован в Москве, на гербе которой святой Георгий располагается с тех давних времен. Как герб московского князя в допетровские времена всадник-змееборец утвердился во время правления Ивана III, в 1710-х годах святым Георгием всадника на московском гербе назвал Петр I, а первый официальный герб города Москвы со святым-копьеносцем был утвержден 20 декабря 1781 года.
Мне подарили икону «Всевидящее Око Божие». Говорят, что если человек будет молиться перед этой иконой, то у него будет развиваться интуиция, он будет знать, как правильно поступать в жизни. Подскажите, как правильно молиться перед этой иконой? Что она означает? (Ответ)
Изображение на иконе «Всевидящее Око Божие» двойного человеческого лица указывает на Богочеловечество Господа нашего Иисуса Христа – как Сына Божия и как сына человеческого. Это большой круг. Внутри него – меньший, с исходящими из него четырьмя лучами, которые символизируют четырех евангелистов и одновременно – четыре стороны света. Здесь же, над вторым кругом, и Матерь Божия, а исходящие из центра третьего круга лучи – они исходят из центра – от Иисуса Христа, Солнца Правды. Четвертый круг – звездное небо, на котором мы видим Христа – Небо Небес, где присутствуют и ангелы, и серафимы, на некоторых списках – и Сам Господь Саваоф на радуге, окруженный облаками. Икона многозначна, прочтение ее требует осмысления. Происхождение – довольно позднее, XIX век.
Конечно, развитие интуиции – это неплохо, но лучше всё-таки за советом обращаться с молитвой к Самому Господу, ибо интуиция человеческая может исходить из разных источников.
Молитвы перед иконой совершаются такие:
Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Богородице Пресвятая Владичеце моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смереннаго(ой) и окаянного(ой) раба(ы) Твоего(ей), унынее, забвение,неразумение, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окояннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего;погаси пламень страстей моих, яко нищ(а) есмь и окаянен(нна). И избави мя от многих и лютых воспоминаний и преприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Троице От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго(ую) и грешнаго(ую), ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати Всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва ко святому Ангелу-хранителю О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сокрушенным сердцем и болезненною душею предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имя рек), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни моих беззаконий и неправд, ими же аз окаянный прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господом; явися мне милосерд и не отлучайся мене сквернаго даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время живота моего без порока прейти и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии и да не порадуется враг о погибели моей. Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне непотребном и паче всех грешнейшем, да не изымет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и имиже весть судьбами да спасет мя; да накажет мя зде по Своей неизреченной милости, но да не обличит и не истяжет мя онамо по Своему нелицеприятному правосудию; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю, и таковаго дара всеусердно желаю. В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити притрепетную душу мою: защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушная мытарства, да храним тобою, безбедно достигну рая ми вожделеннаго, идеже лицы святых и горних сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, Емуже подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.
К нам в г. Ачинск привозили мощи святой Матроны. Купили иконку святой, и к ней прилагалось два маленьких флакончика с какими-то маслами. Скажите, пожалуйста, для каких целей предназначены они? Заранее благодарен за ответ. (Ответ)
Масло, освященное на мощах угодников Божиих и у их икон, – это напоминание о святыне. Но оно имеет целительные свойства. Его с молитвой наносят на больные места или на лоб, если слишком тягостно на душе, но тоже с молитвой. А молитву мы читаем тому святому, от чьих мощей или от чьей иконы освящено масло. В Вашем случае – молитву святой Матроне Московской, или можно читать «Отче наш…», или любую молитву Богородице. Если молитв человек не знает, он может молиться своими словами, главное, чтобы молитва шла от сердца, ведь сказано, что нам дается по вере нашей.
Cкажите, пожалуйста, в какой руке должен быть крест на иконе у святой Евгении? У нас две иконы Cвятой Евгении с разными изображениями. Моя дочь Евгения болеет. Какую молитву лучше читать для ее выздоровления? (Ответ)
У святой Евгении, как и у прочих православных святых, крест – в правой руке, в левой – либо свиток, либо она поднята в благословении. Конечно, при болезни ребенка стоит молиться святому, с кем в тезоименитстве находится ребенок – с кем носит одно имя. Но при болезнях молятся также Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Всех Скорбящих Радость», святому великомученику и целителю Пантелеймону, святой блаженной Ксении Петербужской, святителю Спиридону Тримифунтскому. Если Вы уточните, чем болеет Ваша девочка, мы сумеем точнее ответить на Ваш вопрос, поскольку есть святые, к которым обращаются в случаях определенных заболеваний.
Дополнение к первому вопросу:дочери подарил икону с изображением святой Евгении (у неё крест в левой руке) её молодой человек, с которым она рассталась. Дочь отдала иконку мне, не хочет держать её у себя в комнате. Как быть с этой иконой? Я так понимаю, что она какая-то «неправильная»? Дочь моя болеет гепатитом. Очень хочу, чтобы она вылечилась. Молюсь каждое утро.
Невозможно ответить на вопрос «правильная» или нет икона, неправильных икон не бывает. Если она не канонична, то это не икона в абсолютном смысле.
Вопрос, где он ее взял? Если в храме в иконной лавке – то, возможно, это просто более редкий список. В левой руке крест часто бывает у благоверных князей-воинов: в правой руке у них меч.
НО! Необходимо учесть, что на икону нельзя смотреть как на фотографию. То есть она не зеркальна нам. Иконописное изображение надо воспринимать, как если бы перед Вами стоял человек, например: для рукопожатия Вы к его правой руке протягиваете свою правую – как бы накрест. И возможно, что и на Вашей иконе крест именно в правой руке.
И еще: пожалуйста, не допускайте в вере суеверия. От иконы, особенно приобретенной в иконной лавке или заказанной в иконописной мастерской, или у иконописца, худа никогда не будет, это же не языческий оберег, не амулет шамана, в который можно вложить что угодно, а образ святого, одухотворенный его личным первообразом – самим святым, если можно так сказать, лично. Ведь говорится: «Дивен Бог во Своих святых»! А святые действуют не сами по себе, они испрошают Бога, молясь в свою очередь Богородице и Господу о нас, они их просят о помощи в решении наших вопросов и проблем.
Теперь о заболеваниях: молимся перед иконами Богоматери «Всех Скорбящих Радость», святого Пантелеймона-целителя, святителя Спиридона Тримифунтского. Узнайте, может быть, у вас есть возможность отвезти девочку к Саровскому источнику, от которого происходили и происходят многие исцеления.
Покровительствующим человеку богородичным образом, перед которым возносят молитвы Заступнице, еще считают икону, которую празднуют после дня рождения человека. Например, если Вы родились 19 июля, а 21-го мы празднуем Казанскую икону Божьей Матери, то, образно говоря, «Ваша» богородичная икона – Казанская. Посмотрите, какая икона Богородицы может быть нужна Вам.
И еще: по вере нашей дается нам. Молитесь сердечно, но не забывайте о врачах, о лечении. Молитесь и за врачей, которые лечат Вашу девочку, чтобы Господь дал им сил, умения, просвещения, как лучше делать их лечебное дело.
Икона-складень «Господь Вседержитель и Казанская Богородица» была подарена молодым на свадьбу дядей (родным братом отца жениха), а от своих родителей молодые тоже получили отдельные иконы Спасителя и Богородицы. Те иконы, что от родителей, поставили в красный угол, а вот как поступить с иконой от дяди, не знаем. Вот уже пять лет она лежала закрытая в дальнем ящике, недавно вспомнили про нее и вот теперь думаем как с ней поступить? Подскажите, пожалуйста, как нужно поступить в такой ситуации. (Ответ)
Такой складень Вы можете поместить в другом месте Вашего дома – в спальне или, может быть, даже лучше на кухне, но в том углу, который меньше нагревается, коптится и пр. – не над плитой.
Во-первых, здесь готовится наш земной хлеб насущный, а во-вторых, если вы регулярно молитесь, то у всей семьи, которая собирается вместе за едой или, как раньше красиво говорили, «за семейной трапезой», Вы можете лицом к иконам произнести до и после еды те краткие молитвы, которые приняты, сказать что-то и в личной молитве, после трапезы поблагодарить Господа и Матерь Божию. Это хороший повод для благодарности, тем более что мы чаще их просим о чем-то, а сказать «спасибо» иногда забываем.
Многие хозяйки из православных семей возносят краткие молитвы перед приготовлением еды. В общем, в том месте, где готовят и едят, иконы также уместны. Только найдите им достойное место в помещении.
На деснице св. Спиридона освятила воду, можно ли по мере использования доливать обычную воду, будет ли она такой же освященной? (Ответ)
Да, конечно. Известно, что, если по историческим причинам святыня материально исчезнет с лица земли, святость места сохраняется. Так и освященная вода – долейте чистой простой воды в малое количество освященной, и она получит все святые свойства.
Мне непонятно, почему существует так много икон Богородицы: Владимирская, Смоленская, Ярославская, Новгородская, Московская и т.д.? Ведь Богородица – она одна на все города и страны, на всю Вселенную!... (Ответ)
Вы совершенно правы – Богоматерь у нас единственная. И единственен Её первообраз. Первообраз – это собственно личность Самой Божьей Матери, на иконах же изображается Ее образ, который несет Святой Дух, превращающий «физические причины», как называет о. Павел Флоренский доску, левкас, краски, лак, – в святыню. Икону мы почитаем как глубоко символичный образ, а молимся не иконе, а ПЕРЕД ней, обращаясь через иконописный лик к Самой Пречистой, изображенной с помощью этих «причин». Само слово «икона» переводится с древнегреческого как «образ», «изображение».
Такое количество образов вполне объяснимо. Самые первые прижизненные изображения принадлежат, по Преданию, кисти евангелиста Луки, который, по благословению Пречистой и с Ее согласия, стал первым иконописцем. Есть основные иконографические типы, к которым восходят все остальные. Например, Одигитрия – Путеводительница, Елеуса – Умиление, Оранта – Молящаяся. Они различаются позами Богоматери и Богомладенца и т.д. и несут в себе разные ипостаси Ее для нас, мы понимаем их из переводов греческих и латинских древних названий на русский язык.
Все образы Ее – плод творения всех иконописцев за всю историю человечества, для которых первые изображения Святой Девы стали источником вдохновения. Среди богородичных образов мы видим и сцены из библейской истории, и Ее светлый образ. А такое многочисленное количество территориальных названий определяется географическими наименованиями тех мест, где эти образы были либо обретены чудесным образом, либо проявили какие-либо чудотворные качества.
У каждой иконы есть своя история, своя, если хотите, биография. Но за каждой – один и тот же первообраз Ее. Например, Казанская Одигитрия названа так по месту ее чудесного обретения в Казани в 1579 году после страшного пожара, приключившегося там. Владимирская (восходит к типу Елеуса) – по месту под Владимиром, где князь Андрей Боголюбский, который тайно увез этот образ из Вышгородского монастыря (под Киевом), не смог продолжать путь, поскольку по воле Самой Пречистой возле Клязьмы, где он остановился на отдых, его кортеж не мог двинуться с места, так как Она пожелала оставить образ Ее в этом месте, во Владимире.
Или, например, икона «Покрова Божьей Матери», где Она держит над всеми нами Покров Ее, или икона Ее «Неупиваемая чаша», где Младенец находится в купели под сердцем Ее, по типу восходят к иконе Оранта.
Истории происхождения названий икон Вы можете подробно прочесть на нашем сайте в кратких рассказах о них.
Образов много. Они символичны, но за ними – единый первообраз. Очень приблизительно можно провести аналогию с портретной живописью, как если бы много разных художников писали портрет одного и того же человека, но делая акцент на самых разных чертах его характера, или ипостасях, подчеркнутых атрибутикой, в своей оригинальной манере, которая все равно сказывается, даже с учетом строгого, сложившегося веками иконописного канона.
Такое разнообразие Ее изображений говорит нам, как много раз Она являла нам на протяжении веков Свою заботу и благоволение во многие века и во многих местах нашего мира.
Пожалуйста, подскажите, почему на иконах «Успение Пресвятой Богородицы» Богородица лежит ногами на восток, но есть иконы, на которых Богородица лежит ногами на запад. Объясните разницу? Спасибо ... (Ответ)
Мы предполагаем, что разночтения в изображении Пресвятой Богородицы на различных иконах связаны исключительно с изначальной канонической версией, связанной со школой, выбранной иконописцем, а они иногда разнятся между собой. На иконе не собственно место упокоения Пречистой, которого просто нет, поскольку место Её отныне – возле Престола Божия, а только тех, кто присутствовал при таинстве отпевания Богоматери. Это место погребения ушедшего из жизни ориентировано точно так, чтобы он оказался лицом на восток. А пока он на пути – точка, с которой видит шествие сам иконописец, может быть любой.
Я живу в Ханты-Мансийском округе, в поселке у нас своей церкви нет, а в городе есть церковь, куда я приезжаю иногда на службу. Так вот, в этой церкви лик святой блаженной матушки Матроны изображен с открытыми глазами. Я была очень удивлена. Возможно ли существование такой иконы? (Ответ)
Ваш вопрос напомнил разговор с нашим иконописцем Юрием Кузнецовым. Он как-то сказал, что ему хотелось бы написать святую блаженную Матрону с открытыми глазами, так как она, будучи слепой, видела гораздо больше, чем те, кто имеют хорошее зрение. И для иконного образа важен дух святого, а не физические его особенности. Но так как по канону святую положено писать слепой, Юрий Кузнецов не решился писать ее с открытыми глазами, хотя разговор такой был.
Так что, возможно, икона, которую Вы видели, написана иконописцем, имевшим похожее мнение и написавшим святую Матрону такой, какой она была по духу. И если икона находится в храме, значит, ее освятили и приняли.
Я очень хочу узнать историю одной иконы, хотелось бы узнать ее название и историю создания. (Ответ)
Фотография не слишком ясная, поэтому мы только можем Вам ответить, что это изображение Иисуса Христа, которое в иконографии называется Пантократор – Вседержитель. Это название определяется атрибутикой иконы, поскольку сфера в левой руке Господа символически означает сферу земную и небесную, иначе икона этого типа называется Спас Вседержитель. На этом образе изображен лик сравнительно молодого Иисуса, канонически вокруг головы Господа пишется характерный крещатый нимб.
Икона православная, похоже, достаточно поздняя, примерно конец XVIII – первая половина XIX века. Это можно предположить, исходя из того, что здесь видно влияние западной иконописной школы: черты лица Господа смягчены – нет той суровой складки между бровями, резких носогубных линий, какие присутствуют на изображениях Вседержителя в более древней византийской иконописи. Кроме того, судя по бликам на иконе, она уже слегка рассохлась, писана на двух клееных досках, что также характерно для икон позднего написания – XVIII – XX века (первая четверть).
Для определения возраста принадлежащей лично Вам иконы надо проводить специальный анализ. Это может быть каноническая копия, списанная с более раннего списка. Мы только делаем возрастные предположения, связанные с типологией этого образа вообще.
В иконах этого типа – Спас Вседержитель – соединяются черты Бога-Отца – Саваофа и Бога-Сына – Иисуса Христа. Если бы четче были видны одежды, фон, то можно было бы сказать еще точнее. Но по фотографии – только это.
Можно ли молиться на икону Андрея Рублёва «Святая Троица»? (Ответ)
Молятся не НА икону, а ПЕРЕД ней. Икона - это только образ, как бы своеобразный духовный портрет того, кто написан красками на доске, изображен на фреске, либо на каком-то другом носителе. Икона приобретает святость в связи с тем святым образом, который на ней изображен, - с ликом Господним, с ликом Пресвятой Богородицы. Одним словом, каждая икона - образ - таит в себе Первообраз, к которому мы и обращаемся. Так что молимся мы Богу и святым Его, а икону мы почитаем.
Икона Святой Троицы - такое же почитаемое изображение, на котором в аллегорической форме, в облике трех Ангелов изображена самая суть троичности нашей веры. Мы говорим:«Во имя Отца, Сына и Святаго Духа». Бога никому видеть не дано, Святой Дух - бесплотен, человеческие глаза видели лишь Сына Божия. Но, тем не менее, Они все три всегда пребывают вместе. Поэтому и молиться перед иконой Святой Троицы - Рублевской ли, другой ли, мы можем. Для этого есть молитва, именуемая «Трисвятое», троичный тропарь, и, конечно же, - основа основ «Символ веры». Вы их найдете в любом молитвослове.
Объясните, пожалуйста, что означает лавровый лист в руках святой мученицы Татианы. (Ответ)
Лавр в руках святой мученицы Татианы, во-первых, напоминает нам о том, что она была замучена в языческом храме бога Аполлона, атрибутом которого всегда был лавровый венок в волосах, а, во-вторых, мы помним, что она своей мученической гибелью одержала духовную победу над язычеством в лице одного из верховных языческих богов.
Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, напишите его ниже, и мы ответим Вам.
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых