…да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты
Библия, Новый Завет, «Евангелие от Матфея»
Казанская икона Божией Матери
Последней иконой, удивительно светлой, лучистой, вышедшей из-под кисти Юрия Кузнецова стала икона с образом Богородицы Казанской (№1446). После той неимоверной борьбы, которая была выражена в образе архангела Михаила, образ Богоматери необыкновенно светел и спокоен, он, если можно так выразиться, еще более неземной, чем все, написанные Ю.Э.Кузнецовым ранее. Перламутровые оттенки сиреневато-розового золотистого цвета выражают наивысшую Благодать, как будто иконописец принял свою судьбу и теперь пишет другими красками – чистыми красками Того мира. Почему именно этот образ стал последним?
Из истории самой иконы мы знаем, что Казанская икона Божией Матери – чудотворная, одна из самых почитаемых в России. Она есть практически в каждом доме. Начиная с крещения, она сопровождает человека всю его жизнь. За помощью к ней обращались и обращаются не только простые люди, но и князья, цари, правители государства Российского. Народная заступница, она помогала победить врагов, освободить страну от захватчиков. В честь Казанской иконы Божией Матери во многих городах выстроены храмы и церкви. Любой человек, который попал в беду или испытывает какие-либо затруднения в работе или личной жизни, может обратиться с молитвой к чудотворному образу, и он обязательно получит помощь. Эта икона стала не только последней написанной Юрием Кузнецовым иконой, но и завершила собой первый цикл 12 икон, написанных для Инги, – так зовут героиню нашей двенадцатой истории.
С Ингой заочно мы были знакомы примерно столько же, сколько я знала Юрия Кузнецова – около 8 лет, но именно уход иконописца сблизил нас. Я помню, что Юрий Эросович этого хотел… Он говорил, что она удивительный человек и что в будущем мы будем как-то связаны…
Инга помнит присутствие или ощущения Божественного мира с самого детства. «Я всегда знала о существовании невидимого мира, - говорит Инга, - и это знание со временем не изменилось, а только укрепилось». Она вспоминает детство как один из самых счастливых периодов в жизни. Хотя родители никогда не говорили напрямую о Боге, но они окружили детей таким вниманием и заботой, что Его присутствие и Его любовь девочка ощущала постоянно. В родительском доме в Тбилиси не было икон, но одно изображение Спасителя – фотографическое осталось в памяти. Запомнились и собственные крестины в 5-летнем возрасте в армянской церкви. Позже Инга крестилась повторно в православной церкви. «В доме не говорили о религии, - вспоминает Инга, - но в церковь мы по праздникам ходили и родственники наши ходили, но скрывались, так как папа был партийным».
Конечно, в то время у ребенка было много вопросов, на которые взрослые не давали ответов. Все, что родители хотели передать детям, они выражали своими действиями и поступками, которые и были проводником Божественной мудрости и любви. Ее ощущают как благодать, исходящую из области сердца. А оно может «сказать» гораздо больше! Вот посмотришь на Ингу, а в ее глазах такая радость, что и говорить ничего не нужно. Они светятся, искрятся и излучают тепло. Может быть, именно поэтому Юрию Кузнецову так хотелось писать для Инги иконы? Она могла их по-настоящему понять и оценить. Подобное притягивает подобное, свет тянется к свету…
Отец и дочь. Юрий Кузнецов и Марина Филиппова
Юрий Кузнецов всегда говорил, что чем большего размера икону он напишет, тем больше «света» сможет в нее вместить, тем более подробно сможет рассказать о святом и его подвижнической жизни. «Вот представь, – говорил он, – что симфонию, написанную для большого оркестра, будут играть на одном инструменте. Конечно, мы услышим основную мелодию, но все нюансы, все богатство и разнообразие звуков, которые и дают красоту музыке, будут для нас недоступны. Так же и с иконами. На большой иконе я могу очень многое показать». Сколько раз я рассказывала об этом! Но именно от Инги я услышала, как она почувствовала это сама, глядя на образ Святого Серафима Саровского, написанный первым среди ее 12 икон. «Я смотрела на икону, и вдруг она мне показалась такой маленькой, – рассказывает Инга, – мне захотелось, чтобы она стала большой, необъятной, чтобы заполнила собой все: и меня, и все вокруг».
Перед тем как икона Серафима Саровского появилась в доме Инги, ей казалось, что эта икона будет единственной, но описанные выше переживания дали импульс к появлению других икон и не только у нее дома, но и в домах родных и близких. Так были написаны 11 икон с образами святого преподобного Серафима Саровского, Спасителя, святого Георгия Победоносца, святого царя Давида и других, а на последней запечатлен светлый образ Богородицы.
Икона Святого преподобного Серафима Саровского
«Когда я смотрю на свои иконы, мне кажется, что они сотканы нитями цветного жемчуга, - говорит Инга, - каждый раз, когда я обращаюсь к иконам, я вижу в них что-то новое, что является мне только в этот конкретный момент. Эти эмоции и впечатления усиливаются с каждым разом и становятся все более объемными. Я знаю, что иконы меня чему-то учат, и, когда я вдали от дома, мне не хватает их поддержки». И если бы не внезапный (по нашим представлениям) уход из жизни иконописца, то для Инги были бы написаны еще многие прекрасные образы, которые теперь будет являть уже дочь иконописца Марина Филиппова. Именно она продолжает светлый путь своего отца, который подготовил ее к этому ответственному делу, передав свои знания и опыт, раскрыв секреты своего мастерства. Конечно, многое Марине приходится познавать и осваивать уже самой. Но, несмотря на то что физически Юрия Кузнецова нет рядом, поддержку отца Марина ощущает постоянно.
Свою первую встречу с иконописцем Юрием Кузнецовым Инга вспоминает очень тепло: «Я как будто встретила очень родного мне человека. Лицо его лучилось необыкновенной внутренней просветленностью, а в глазах были доброжелательность и спокойствие». Юрий Эросович сказал, что Инге могут покровительствовать многие святые, а значит, нужны их иконописные образы. Но тогда Инга не осознала до конца значение его слов. И только спустя несколько лет, когда они встретились снова, стали говорить о написании икон. Тогда же иконописец сказал, что у нее должна быть своя часовня, чтобы икон было много. Последним из предложенных Юрием Кузнецовым икон Инга выбрала образ Богородицы Казанской.
Иконописец Юрий Кузнецов
И я помню, как за несколько дней до того, как его не стало, Юрий Эросович говорил, что обязательно должен написать эту икону. Ю.Э. Кузнецов был очень ответственным и обязательным человеком (поэтому с ним было легко и комфортно работать), он не мог не выполнить обещанного, чего бы ему это ни стоило. И раз уж сказал, что напишет Богородичный образ, значит – напишет. Так и приехал в Москву в больницу с иконой в руках… Лечащий врач, осматривавший Юрия Кузнецова за день до его ухода из жизни, потом сказал мне: «Ваш иконописец был святым человеком. Жить при таком состоянии организма с медицинской точки зрения просто невозможно». А Юрий Эросович не только жил, но и писал иконы! Да еще какие!
За 8 лет работы и общения с Юрием Кузнецовым и его иконами я поняла, что каждый человек, который тем или иным образом приближается к иконам (или это они его призывают?), как будто подходит к границе между мирами. И от него зависит, как все будет развиваться дальше: шагнет он в мир гармонии и красоты или останется на другом берегу…
___________________________________________ 1Кода (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения. Кода следует за последним из основных разделов формы, начинается, как правило, после полного каданса. Она звучит в главной тональности произведения и содержит основные его темы. Она представляет собой распространение и окончательное закрепление и утверждение главной тональности. Содержание коды может явиться «послесловием», выводом, развязкой и обобщением тем, развитых в разработке.
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых