Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

новости

 
05 октября 2015  Святый образ Спаса Нерукотворного – «не руками человека, но Самим Господом»
«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о Его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» – эти слова о значении для христианства Нерукотворенного образа Господня прозвучали на VI Вселенском Соборе. Святой Богоданный образ Спаса не раз на протяжении веков с духовным трепетом и вдохновенной радостью создавался иконописцами. Недавно в собрание икон кузнецовского письма Арт-галереи «Кристина» поступил новый список иконы «Спас Нерукотворный» работы иконописца Марины Филипповой.

Икона «Спас Нерукотворный»
Икона «Спас Нерукотворный»,
иконописец Марина Филиппова

 заказать икону
Происхождение Нерукотворенного образа Господа — явление божественного порядка, и список его среди образов, особо любимых и высоко почитаемых в русской православной иконографии, стал одним из важнейших свидетельств Православия для подтверждения истинности и уместности традиции иконопочитания, ибо он был дан человеку Самим Христом. О том святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «…может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы».

Предание о божественном возникновении «Спаса на убрусе», давшего начало спискам «Спаса Нерукотворного», «Спаса Ярое око», другим Господним иконам портретного типа, гласит, что царь Авгарь, правитель города Едессы, что и ныне существует на территории современной Турции, заболел проказой, болезнью, до совсем недавнего времени неизлечимой. Наслышанный о чудесах, творимых Христом, царь послал Ему письмо с пожеланием, чтобы Иисус прибыл ко двору и исцелил его. Иисус ответил письмом, также впоследствии ставшим хранимой святыней, но оно исцеления не принесло. Тогда Авгарь послал к Спасителю слугу-художника, чтобы он нарисовал образ Господень. Однако неуловимая для человека божественность лика Христова не позволила слуге совершить эту работу – ничего не получалось. Видя это, Христос попросил принести Ему воды, умылся, приложил к лицу и волосам плат, и на нем чудесным образом отпечатался Христов лик. Плат Он отдал слуге, тот забрал его с собой и, по пути остановившись на ночь в Иераполе, спрятал его в груде черепицы, а наутро, забирая плат из тайника, увидел, что изображение Христова лика отпечаталось на одной из глиняных плиток, которую он также забрал с собой.

Больной царь исцелился, едва прикоснувшись к плату, а после повелел поместить оба нерукотворных Господних образа в надвратную нишу города для общего поклонения. Когда же началось массовое преследование христиан, нишу замуровали, там высочайшие святыни и были впоследствии обнаружены.
Краткое предание об обретении Нерукотворенного образа Господа таково. В 544 году от Р.Х. при вскрытии надвратной ниши въездных ворот Едессы там обнаружились горящая свеча, плат с отпечатком на нем лика Спасителя и керамическая плитка, на которой он лежал в иерапольском тайнике. Так сохранилось два вида нерукотворных изображений лика Господня – «Спас на убрусе» (убрус – светлый плат) и «Спас на чрепии» (чрепие – черепица, глиняная плитка), и через них божественным образом было дано подтверждение истинности двойственной природы личности Христа – Бога-Сына в воплощенном человеческом образе как одной из ипостасей Святой Троицы.

Далее, в X веке с разницей в 10 лет оба нерукотворных образа, сначала «Спас на убрусе», затем «Спас на чрепии», были доставлены в Константинополь и, по рассказам паломников, хранились в нефе Храма Богоматери Фаросской, в закрытых ковчегах, подвешенных на цепях.

Ковчеги никогда не открывались, но списки лика Христова с оригинального нерукотворного образа – иконы, данной Господом, стали возникать в христианской иконографии. В начале XIII века в Константинополь вторглись крестоносцы, город был разграблен, ковчеги исчезли, но полагают, что убрус с отпечатком Христова лика был вывезен в Париж, где исчез во времена французской революции на рубеже XVIII–XIX веков. Что касается иерапольского керамического отпечатка, о его дальнейшей судьбе, похоже, ничего неизвестно.
«Спас Нерукотворный» — еще один список его, сделанный в технике кузнецовского письма в жарких, огненных тонах, – великолепный, выразительный образ. Христос смотрит прямо на зрителя, и Его взгляд освещает Божиим всеведением все потаенные закоулки души. Вспоминается библейский рассказ о Енохе, который «ходил перед Богом» (Быт. 5:22), то есть каждое мгновение своей жизни помнил, что Бог смотрит на него, что от Его ока ничего нельзя скрыть, и потому стремился быть чистым совестью перед Ним.

Икона «Спас Нерукотворный»
Икона «Спас Нерукотворный»,
иконописец Юрий Кузнецов


 заказать икону
Во всем, что милостью Божией вдохновляло иконописца, есть еще и некий посыл, обращенный к истории иконы на Руси с момента ее Крещения. Из века в век русские полки под знаменами с изображением «Спаса Нерукотворного» одерживали немыслимые, казалось бы, победы. Лик Господа, вдохновительная мощь Его ясного взгляда, огненные краски знамен воодушевляли русских воинов на подвиги, совершаемые во имя Божие и за Святую Русь, и иноземные захватчики иногда обращались в бегство при одном виде русских хоругвей, развевавшихся над нашим войском. Эта историческая традиция пламенности изображения Спаса ясно читается в новой иконе Марины Филипповой.

Но огненность взора Божия – пламень чистый, светлый, он не причинит гибели тому, кто носит в себе частицу Его и «ходит перед Ним», но выведет из тьмы и попалит то, что не имеет к Богу-Жизнедателю отношения, а потому сгорит подобно соломе, вещи пустой, не имеющей в себе жизни. Однако «Бог сообщает горение, но не питается веществом; Он приобщает Своей пламенности – и сохраняет цельность того, что горит в этом пламени», – пишет в книге «Беседы о Вере и Церкви» митрополит Антоний Сурожский. В новой работе Марины Юрьевны слышится эхо этих слов, и в созданном ею образе «Спаса Нерукотворного» мы также находим самое драгоценное для нас пламенное чувство – Пасхальную радость, которая огнем, возгорающимся в Иерусалиме в ночь Светлого Христова Воскресения, воскрешает в сердцах все лучшее, что в нас есть.

Перед ликом Спаса, данным Самим Богом, как Первообразом Его мы предстоим на богослужении в храме. Его образ, а рядом с ним образ Матери Божией в венчальной иконной паре освящают совершение Таинства брака, и многое связано со «Спасом Нерукотворным» в общей истории нашего Отечества и в жизни любого современного мирянина. И теперь, глядя на строгий и прекрасный лик Господа, на изумительную красоту сложного орнамента в доличном письме иконы, душа вновь распаляется горением к Господу – духовным горением, о котором пишет Владыка Антоний.

Сегодня изображение новой иконы «Спас Нерукотворный» уже присутствует на нашем сайте, и ее вдохновенную красоту Вы можете увидеть и почувствовать всей душой сами.
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru