Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

новости

 
22 июня 2016  Русская Православная Церковь в годы войны народной, священной войны


22 июня 1941 года митрополит Сергий (Страгородский), возглавлявший тогда Русскую Православную Церковь, сразу после окончания Божественной литургии написал Воззвание к пастырям и верующим, которое быстро разошлось по всем малым и большим русским храмам, действовавшим тогда в Советской России. В нем говорилось: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13)... Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

Митрополит Сергий (Страгородкий)

В слове, обращенном к офицерам и солдатам, Местоблюститель Патриаршего престола призвал их для воодушевления на полях сражений искать образцы патриотизма и мужества среди ратных подвигов дедов и прадедов. Наши православные предки защищали свою Отчизну с именем Божиим на устах, и митрополит Сергий, понимая, что именно вера была важнейшим движущим духовным началом в прошлые века, взывал к воинству России середины XX века, называя и его – православным.

Историческая и генетическая связь поколений, сформировавшаяся за многие века, дух Православия, который навсегда впитался в нашу плоть и кровь, зазвучали с новой силой в годы Великой Отечественной. Общенародное горе сплотило всех. В 1943 году даже прежние гонители Русского Православия осознали, что нельзя лишить народ его духовного стержня – веры в Бога. В 1943 году был соборно избран Святейший Патриарх, на большинство архиерейских кафедр вновь были назначены митрополиты, возобновились богослужения в 20 000 храмов, и все они были тут же заполнены прихожанами, молившимися за тех, кто защищал нашу Великую Родину.

Все – для фронта, все – для Победы
С первого же дня войны верующие по призыву будущего Патриарха Сергия собирали средства на нужды обороны. В Москве в течение 1941 года было собрано более 3 млн рублей. В Горьком, ныне снова Нижний Новгород, церковной общиной города было передано фронтовикам 4 млн рублей. Верующие единственной церкви города несли не только деньги: лом серебра и меди – металлы, важные для производства. В Саратове за 1943 год прихожане собрали 2 млн 339 тыс. рублей, а к 15 сентября 1944 года еще 1 млн 350 тыс. рублей.

Митрополит Алексий (Симанский)

В Ленинграде, по призыву митрополита Алексия (Симанского) от 23 июня 1941 года, помимо добровольных пожертвований верующих, все храмы отдали свои финансовые запасы, оставив на расходы только самое необходимое, это составило 2 млн 144 тыс. рублей. Даже в страшные годы блокады верующие ленинградцы несли в храмы последние сбережения. Трогательные сведения сохранились о Пасхе в Ленинграде 1942 года: люди несли на освящение кусочки скудного хлебного пайка – это был их блокадный кулич. На 1 июня 1944 года сумма пожертвований от осажденного врагом, но выстоявшего Питера составила 390 000 рублей. Сам владыка Алексий внес 50 тысяч, а протодиакон Л.И. Егоровский, сдавший 49 тыс. рублей, получил персональную телеграмму с благодарностью от Иосифа Сталина. В одном из посланий митрополит Алексий произнес: «Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу… мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом».

30 декабря 1942 года митрополит Сергий (Страгородский) призвал весь клир и верующих повторить «от лица всей нашей Православной Церкви пример преподобного Сергия Радонежского» и послать «нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского».

Было решено: на деньги от Русской Православной Церкви, переданные в фонд обороны, создать танковую колонну им. Дмитрия Донского и летную эскадрилью им. Александра Невского. Так в боевом строю Красной Армии зазвучали имена величайших полководцев, святых благоверных князей земли Русской, чья воинская доблесть и незримое присутствие духом своим святым рядом с ними воодушевляли наших воинов во всяком звании. Часть средств была передана на создание и медицинское оснащение госпиталей, помощь инвалидам, а также детским домам, уже переполненным осиротевшими детьми.

Митроплит Николай (Ярушевич), сподвижник митрополита Сергия (Страгородского)

В конце 1944 года по данным Синода по отчетам из каждой епархии стало известно, что за период с 1941 по 1944 годы общая сумма церковных взносов на нужды войны, по предварительным данным, составила более 200 – !!! – млн рублей. Будем учитывать, что в те годы миллион рублей был суммой, адекватной сегодняшней сотне миллионов, а то и более того.

Подвиг молитвенный и воинский. Потомки Пересвета и Осляби
Но помимо земных сражений со страшным, циничным и бесчеловечным врагом – нацизмом, черпавшим свои силы от другого, невидимого врага – врага рода человеческого, в то же время шла иная, духовная битва. Велик молитвенный подвиг наших предстоятелей перед Господом. Преподобный Серафим (Вырицкий) тысячу дней и ночей стоял в непрестанной молитве за воюющую с бесчинствовавшими на нашей земле оккупантами нашу святую Отчизну. Митрополит Алексий (Симанский) не покинул паству, когда Ленинград был взят фашистами в кольцо. С немногими священниками в уцелевших после репрессий храмах он утешал живых, отпевал отошедших. Приглашенный на Нюрнбергский процесс протоиерей Николай Ломакин также остался в блокадном Ленинграде. В показаниях он говорил, что в те дни в храмах города каждый день шли отпевания, и отпевали по 100 – 200 умерших.

Подвиг молитвенный для многих из православных священников соединился с подвигом воинским. Когда в январском послании 1942 года Патриарший Местоблюститель сказал, что партизанское движение должно стать для священничества «предметом особого попечения» и они должны помнить, «что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению от фашистского плена», многие батюшки сами приняли участие в партизанском движении, вклад которого в Великую Победу трудно переоценить. Беларусь, «партизанская» республика, явила многие имена священников-партизан. Протоиерей Александр Романушко Полесской епархии, который с 1942-го по лето 1944 года участвовал в боевых операциях и ходил в разведку, писал митрополиту Алексию (Симанскому), что более половины священников епархии были расстреляны нацистами за содействие белорусским партизанам.

Летчики-пилоты.
На борту самолета из эскадрильи «Александр Невский»

Представители духовенства также были представлены к воинским наградам Великой Отечественной войны. Известны имена многих, например: священник Ранцев – удостоен ордена Красной Звезды, протодиакон Зверев и диакон Хитков – каждый награжден четырьмя медалями, священник из села Бродовичи-Заполье на Псковщине Федор Пузанов получил медаль «Партизану Отечественной войны». Помимо этой награды о. Федор уже был георгиевским кавалером Первой мировой войны. В Одессе игуменью Михайловского женского монастыря Анатолию (Букач) наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Сестры обители во главе с настоятельницей оказали большую помощь фронту медикаментами, продуктами и одеждой.

Священники вместе со всеми после богослужений рыли окопы, участвовали в противовоздушной обороне, дежуря на крышах домов под бомбежками, работали в поле на сельхозработах. Они трудились, воевали, утешали, молились за всех и жили в едином порыве к победе со всей многомиллионной страной и отдавали за нее жизни. Как сказал митрополит Алексий, эта активная позиция Русской Православной Церкви в годы войны создавала «нравственные условия победы». Ее заслуга была признана на правительственном уровне – во время Парада Победы 24 июня 1945 года на гостевых трибунах у мавзолея Ленина руководящим лицам РПЦ были предоставлены также почетные места.

Передача Красной Армии танковой колонны имени Димитрия Донского митрополитом Николаем (Ярушевичем)

В статье протодиакона Игоря Михайлова «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны», опубликованной на сайте Московской духовной академии, приведены достоверные сведения, ныне известные официально: половина населения россиян сохранили веру, которая поддерживала не только рядовых солдат, но и высшие армейские чины. Например, начальник Генштаба Б.М. Шапошников носил на груди образ святителя Николая Мирликийского, маршал Победы Г.К. Жуков всюду возил в штабной машине Казанскую икону Божией Матери. Протоиерей Игорь пишет: «Генерал Лобанов 16 февраля 1944 года при взятии города Луки вызвал священника М. Образцова и попросил отслужить благодарственный молебен об одержании победы в присутствии всего штаба, рядовых красноармейцев и жителей окрестных деревень». Далее он рассказывает: «Беспрецедентный случай произошел в Вене в 1945 году, когда по приказу маршала Ф.И. Толбухина в дар православному собору был отлит колокол с надписью: «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии».

…Прошло семь с половиной десятилетий с того дня, но 22 июня для нас навечно останется Днем памяти и скорби. 21 июня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла уже восьмой раз прошла международная мемориальная акция «Свеча памяти». В Богоявленском кафедральном соборе в полдень служили панихиду, во время которой была зажжена главная свеча памяти 22 июня и свечи памяти народов СССР. Позже, в 20:00 по московскому времени главная акция началась на Поклонной горе, где до 22 часов сегодняшнего дня на вахте памяти в Зале памяти и скорби Центрального музея Великой Отечественной войны также установлена символическая свеча. В 21:00 на Крымской набережной была зажжена главная «Линия памяти» длиной в 1418 «георгиевских» свечей – по числу дней войны.



22 июня, в День памяти и скорби, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок от Русской Православной Церкви к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у Кремлевской стены.

Сегодня мы скорбим и помним, это – наша державная история. И ради того, чтобы это не повторилось, говорим: «Мир – живущим, Вечная Память – павшим и благодарение Богу и святым Его за Прошлое, Настоящее и Будущее Великой России».

Большинство сведений взято из статьи протодиакона Игоря Михайлова «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны» http://www.mpda.ru/site_pub/172346.html
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru