Учитель – святое слово, ведь недаром ученики Христа называли Его – Равви, Учитель. Учитель – это человек, избравший для себя профессию, равной которой по значимости в судьбах общества нет и быть не может. Избравший ее, как никто другой, призван, по знаменитым словам Н.А. Некрасова, «сеять разумное, доброе, вечное». Рядом с ней можно поставить только профессию врача, ведь еще одна известнейшая миру фраза «Не навреди!» столь же применима как к тем, кто давал клятву Гиппократа, так и к тем, кто изо дня в день, вместе с родителями, наблюдает, как формируется человеческая личность, и также вместе с ними способствует ее формированию. Где, как не в школе, мы получаем первые знания о полноте мироустройства, в котором нет лишнего, а есть только взаимосвязанные, порой незримыми нитями, части единой картины мира. Здесь малыши, выпускники–детсадовцы, становятся выпускниками средней школы, вырастая в молодежь, юношей и девушек – наше будущее, золотой запас нашего общества, и каким оно будет – минимум наполовину зависит от них, от учителей.
Вспомним историю праздника. В СССР День учителя начали отмечать с 1965 года, когда Указом Правительства от 29 сентября он был установлен как государственный, но с открытой датой – День учителя у нас тогда приходился на первое воскресенье октября. Советская Россия подала добрый пример Европе, и 5 октября 1966 года на Специальной межправительственной конференции в Париже была поднята проблема роли учителя в обществе, о его возможностях и привилегиях. Тогда же, как итог конференции, был выработан документ «Рекомендации по статусу учителя». Документ поддержала и российская сторона. ЮНЕСКО был установлен и День учителя, только дату учредили твердую – 5 октября.
Во времена кардинальных изменений в нашем государстве конца XX века, чтобы в пылу перемен не утратился список важных профессиональных праздников, празднование Дня учителя закрепили в РФ Указом от 1994 года. Через год было учреждено звание «Заслуженный учитель России», а дату праздника теперь навсегда совместили с 5 октября – единым днем профессионального торжества для всего мирового сообщества учителей.
Что греха таить – на границе XX–XXI столетий российская общеобразовательная школа претерпела изменения, из которых не все пошли на пользу нашему образованию. Только ленивый не подверг критике нововведения последних лет, в том числе ставший притчей во языцех ЕГЭ. Постепенно сузилась прежде неотъемлемая от профессии школьного учителя его роль как наставника, вопрос о воспитании отошел на второй план, а гуманитарные – важнейшие душеформирующие науки – едва-едва совсем не были превращены в факультативный, необязательный придаток.
Но российская школа – удивительное, богоспасаемое место, которое на незримом уровне, вопреки всем историческим коллизиям, усердно бережет свое наследие – образовательные традиции, заложенные в Петровские времена, когда приоритеты грамоты и обучения наукам впервые на государственном уровне были возведены в ранг высочайших. Дальнейшая история образования в России продемонстрировала, что эти традиции не иссякнут вовек, потому что во все времена российской истории в школы, лицеи, гимназии приходили, приходят и будут приходить люди, которые посвящают учительской профессии не только время и знания, но душу и сердце, часто жертвуя тем, что называют «личной жизнью». Их семья – это школа, и теперь они первыми забили тревогу. Вновь хотелось бы прийти, – в чем-то, возможно, возвращаясь к прошлому опыту, – к модели школы как общего дома, где учитель и ученик будут и хозяевами, и взаимодействующими сотрудниками. Дело одних – передать не только знания, но и путь их получения, то есть научить учиться. Дело других – получить их, сделать своими, с помощью учителя усвоив для себя важное понятие прилежания, хорошее слово, которое тоже как-то незаметно выпало из обихода школьного преподавания.
Но вот, похоже, в судьбе нашей средней школы, как базы всей образовательной системы, и, конечно, опять же вместе с семьей – истоком нравственного здоровья общества, началась работа над ошибками. По крайней мере, первые шаги нового министра образования Ольги Васильевой обнадеживают всех, кому небезразлична судьба школы, не только как места получения необходимого для будущего каждого молодого человека объема информации. Школа снова должна приобрести главенствующую роль в жизни подрастающего поколения, поскольку именно здесь наши дети проводят большую часть времени, о котором до сих пор на всех школьных праздниках поют учителя и ученики – «школьные годы чудесные».
Мы верим в прекрасное грядущее нашей школы, как и во все лучшее, с чем идет в завтрашний день сегодня наша огромная Отчизна – Россия. В этот день мы рады от имени и от всей души всех сотрудников сайта «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» и мастерской иконописи с тем же названием, от галереи «Кристина» поздравить всех учителей, которые за все это время стали друзьями нашего сайта, с их днем – Днем учителя!
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых