Образы святого князя Ярослава Мудрого и Максима Адрианопольского не раз были воплощены в русской православной иконографии. Лик Ярослава Мудрого на иконе весьма близок к истинному внешнему виду, благодаря реконструкции сохранившихся его останков М.М. Герасимовым, антропологом, скульптором, а также копии, сделанной придворным живописцем литовского гетмана Радзивилла его придворным живописцем фон Вестерфельдом. На иконе святой князь изображен суровым, сосредоточенным, но спокойным, каким он, в сущности, и был при жизни. Его отец – креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир I Святославич, прозванный в народе Владимир Красно Солнышко, рано возвел его на ростовский престол, и об этом периоде жизни Ярослава практически ничего не известно. Но по его дальнейшим делам на благо Руси можем предположить, что он славно воспитывался под руководством доверенных воевод и наставничеством священников. Благоверный князь оставил по себе память как мудрый государственный деятель, дипломат, укреплявший взаимоотношения с иностранными правителями путем заключения династийных браков. Великий князь Киевской Руси, он был строителем – при нем усилилось строительство, в особенности храмов и церквей. И не только строителем – но и устроителем: им был создан первый правовой кодекс Древней Руси, известный как «Русская правда».
Князь Ярослав Мудрый продолжал отцовское дело объединения русского народа не только территориально, но и духовно, уделяя огромное внимание грамотности Киевской Руси. Он собирал переводчиков и переписчиков богодуховенной литературы, и даже создал собственную открытую всем библиотеку. Что очень важно, при нем на соборе русских епископов в 1448 году был избран первый русский митрополит Иларион Киевский, по прозванию Русин, то есть из русских, – ранее на Русь присылали греческое священство из Византии.
Икона святого преподобномученика Иоанна Валаамского
Много добрых деяний было им соделано, за что святой благоверный князь Ярослав Мудрый считается покровителем дипломатов, юристов, преподавателей и студентов, строителей. Правда, личностью он был противоречивой, но за его бесспорные заслуги перед Святой Русью на заре ее становления как православной христианской страны почитался как местночтимый святой, по мнению историков, еще в домонгольский период. Однако волей Божией история человеческая рано или поздно расставляет верные акценты, и в 2016 году князь Ярослав Мудрый, ранее бывший местночтимым, был прославлен Русской Православной Церковью в общецерковном почитании, согласно документу, принятому на Архиерейском соборе РПЦ.
Образ другого святого, память о котором сохранилась с XI века, преподобномученика Иоанна Валаамского, напротив, ранее был неизвестен. Не сохранилось ни описания его внешности, ни более ранних изображений, очевидно, потому, что имя его упоминаемо в общем числе 34 валаамских мучеников, старцев и послушников Спасо-Преображенской Валаамской обители, принявших славную гибель от руки шведов-лютеран. Стремясь к распространению на Русском Севере протестантизма, который в XVI веке укоренился в Швеции в правление короля Густава Ваза, его сын Иоанн III собрал военный отряд из новообращенных лютеран, пылавших, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «фанатическим пристрастием к своей лишь родившей-ся вере», и пошел на острова Валаамские, на обитель. Избиение старцев и послушников случилось 20 февраля/4 марта 1578 года. Имена их сохранились благодаря синодику – поминальному списку об упокоении умерших, где имена тех 34 насельников были помечены как «побитых от немцев старцев и слуг» (немцами тогда называли всех приходящих с северо-запада и запада иноземцев), найденному в архивах Свято-Васильевского мужского монастыря. И преподобномученик Иоанн Валаамский, и все замученные с ним причислены к лику святых мучеников решением юбилейного Архиерейского Собора с августа 2000 года. Также Иоанн Валаамский включен вместе с остальными 33 валаамскими мучениками в собор Санкт-Петербургских святых.
Икона святого мученика Максима Адрианопольского
Однако ранние изображения самого святого преподобномученика Иоанна Валаамского пока не известны, вероятно, их и не существует, и мы смеем предположить, что его образ кузнецовского письма работы иконописца Марины Филипповой – первый в русской иконописи. Он написан согласно принятым в православной иконописи правилам с атрибутами, которые установлены для писания преподобных мучеников – головной убор схимника, длинная, сужающаяся к низу борода старца, правая рука поднята в благословляющем жесте. И снова – сияние огненного нимба вкруг его святой главы. Так имя еще одного святого земли Русской открылось нам не только в общих списках имен, но и в современной иконографии.
И еще одна новая икона: образ христианского святого периода раннего христианства, отмеченного гонениями новой веры от поборников языческого многобожия – образ святого мученика Максима Адрианопольского. Родившийся в родовитой семье в конце III века в городе Маркианополе, ныне территория современной Болгарии, он узнал о христианском учении, проникся им, принял святое Крещение, а затем, вместе с другой знатной горожанкой, также благочестивой христианкой Асклиадой, обратил в веру в Единого Бога многих иных жителей города. За это Тирис, наместник Фракии – балканской провинции Римской империи, которой тогда правил император Максимиан Галерий, объезжавший тогда верные ему города и селения, приказал взять обоих под стражу. После неудачных попыток заставить святых отречься от Христовой веры, он приказал пытать их. Но и это не дало желаемого результата. Более того, некто Феодот, видя истязания святых Максима и Асклиады, бесстрашно вступился за них, за что разделил с ними всю дальнейшую участь мучеников во имя Христово. Всех троих перевезли в Адрианополь, устроили там показательный суд, но ничто не сломило воли подвижников, и все трое были усечены мечом. Однако не останется безнаказанным от Господа подобное судейство над теми, кто отдает жизнь за веру в Него: наместник Тирис погиб от внезапного удара молнией прямо на месте, где вершил суд над христианскими мучениками.
Подробно обо всех трех святых вы прочтете на посвященных им страницах нашего сайта. Светоносные же иконы кузнецовского письма, созданные Мариной Филипповой, вновь открывают нам в ярчайших красках, в изумительном живом орнаменте отблеск Царствия Небесного. Там все они – благоверные князья, преподобные старцы, мученики первых времен христианства – воссияли у Престола Божия ярчайшим светом Фаворским, который и здесь тихо светится в каждом, кому безмерно драгоценно имя Господне и Слово Его.
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых