Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

новости

 
19 мая 2017  «Богоматерь и Младенец» Вардгеса Суренянца в кузнецовском письме
«Богоматерь и Младенец» Вардгеса Суренянца в кузнецовском письме –
новый взгляд из XXI века


В конце прошлого 2016 года в арт-галерее «Кристина» состоялось событие, которое, может быть, не имело резонанса всероссийского масштаба, но в нем, как в малой капле океана отражается все небо, отразилось замечательное стремление двух народов – России и Армении к духовному сближению. Между нашими Церквами – Русской Православной и Армянской Апостольской на протяжении веков существуют серьезные догматические разногласия в области христологии, Учения о Христе – раздела богословской науки, который рассматривает вопросы воплощения Второго Лица Святой Единосущной и Нераздельной Троицы – Бога-Сына. На сути этих разногласий мы сейчас останавливаться не станем (об этом можно прочитать на странице иконы «Богоматерь и Младенец»), но отметим, что на уровне «народной дипломатии» они не являются помехой нашему межнациональному духовному и культурному общению. В тот день хозяйка галереи, руководитель иконописной мастерской «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» Кристина Кондратьева преподнесла организации «Святой Григор Нарекаци. Россия – Армения» в лице ее президента Самвела-Гора Оганесяна икону святого блаженного Григора Нарекаци, армянского ученого монаха и поэта X века, написанную Мариной Филипповой.


Икона «Богоматерь и Младенец (Армянская Богоматерь)» – новый образ работы иконописца Марины Филипповой – список с одноименного изображения, которое принадлежит кисти известного армянского живописца-реалиста Вардгеса Суренянца (1860–1921), иначе ее еще называют «Богоматерь Суренянца, алтарная». Строго говоря, это не совсем икона, но, поскольку в храмах Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), церковному убранству которой традиционно свойственна лаконичность – в армянских церквах мало икон, а у верующих армян Апостольской Церкви нет обычая устроения домашнего иконостаса, – такие освященные картины часто помещены в алтарных частях храмов. В исходном изображении Богоматери, оригинале нового списка кузнецовского письма, судя по всему, восходящем по типологии к Одигитрии-Путеводительнице, конечно, содержится ряд композиционных и детальных различий с привычным нам образом Ее.


По характеру исполнения образ Пречистой написан художником в его собственной, принадлежащей лишь его творчеству манере, сложившейся из многолетнего и многообразного опыта. Вардгес Суренянц учился мастерству живописца, графика, архитектора в Мюнхенской академии художеств. Там же, в Европе, путешествуя по городам, славным именами западноевропейских гениев изобразительного искусства, он углублял свое образование. Не менее пристально художник изучал искусство Востока и, конечно, его родной Армении, богатой талантами ее народа и духовной и исторической мудростью предков – вардапетов-просветителей. Однако отметим, что благословил его на путь художника замечательный русский художник-маринист И.К. Айвазовский: когда семья Суренянца жила в Крыму, отец Вардгеса, священник Акоп Суренянц, который подружился с Айвазовским, проживавшим в Феодосии, взял восьмилетнего сына с собой в совместную с Иваном Константиновичем поездку в Бахчисарай. Там юный Вардгес сделал несколько карандашных зарисовок ханского дворца и знаменитого Бахчисарайского фонтана, воспетого А.С. Пушкиным. Художник посмотрел наброски мальчика, увидел в них явное призвание к художественному творчеству и подарил ему его первый набор красок.


Икона «Богоматерь и Младенец (Армянская Богоматерь)
Икона «Богоматерь и Младенец (Армянская Богоматерь)»
 
заказать 
Образ «Богоматерь и Младенец (Армянская)», «Богоматерь Суренянца, алтарная», хоть и написанный в традициях, восходящих к византийской школе иконографии, не может быть предназначен для православного богослужения, но, сравнивая первоисточник и список, сделанный с него Мариной Филипповой в стиле кузнецовского письма, невозможно не заметить, что тут произошло истинное духовное чудо. Мы видим как бы перевод оригинала на новый и вместе с тем древнейший иконописный язык, которому свойственен высочайший уровень символизма. Исходное изображение по характеру близко к западной религиозной живописи. Оно открывает нам событие Боговоплощения, но мир его, даже будучи высоко обожествлен присутствием в нем Царицы Небесной и Младенца Господа, Сына Ее, – здешний, он ощутим и реалистичен. В кузнецовском же образе, преломляясь через призму новой иконописи XXI века, которая в новизне своей тем не менее зиждется на непреложности канонов православной русской иконописи, он возводится до сфер, где, как говорит иконописец и богослов Л.А. Успенский, сквозь аскетический символизм русского иконного письма « <…> просвечивает ведение сверхприродного, благодатного состояния мира».

Это очередной и, как нам кажется, незаурядный опыт, в котором образец христианской религиозной живописи иного верования и иной исторической эпохи и взгляд на него с позиции современной русской православной иконописи рождают единение духовного состояния перед ликами Тех, Кому человечество обязано, собственно, всем лучшим, что есть в человеке. Тем более что в истории христианства от самого начала, самых первых ее веков нас все же роднит почти более чем три столетия общего предания, хранящего память о непосредственном апостольском просвещении всего христианского мира.

В завершение процитируем слова, сказанные Святейшим Патриархом Кириллом на встрече с послом Республики Армения в России О.Е. Есаяном, состоявшейся весной этого года: «Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений», и, нам кажется, новая икона русского иконописца Марины Филипповой со всей предысторией ее армянского оригинала – замечательное тому подтверждение.
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru