...Согласно словам о. Павла Флоренского, икона – линия, «обводящая видение». На кузнецовской иконе эти линии множественны. Накладываясь на орнаменты, слагающиеся из точек, одноименных по цвету, они ткут тонкий флер, которым окутано небесное видение, невидимый, но осязаемый всяким, ищущим встречи с Божественным...
За 18 лет, отданных иконописному делу, Юрий Эросович Кузнецов написал 1446 икон и 23 складня. Мы точно знаем их количество, так как иконописец сам их каталогизировал, и теперь у каждой есть свой уникальный порядковый номер. Было бы интересно проследить историю написания каждой из них. Но мы остановимся на двенадцати, созданных за последние три месяца жизни иконописца: июль, август и сентябрь 2012 года. И, вспомнив, что в жизни Ю.Э. Кузнецова не было случайностей, обратим внимание и на тех людей, которые, сделав заказ на икону, своей волей определили, кому будут посвящены эти двенадцать образов.
Человек находит себя в этой жизни не сразу. Довольно часто его душа и сердце преданы какому-либо делу, которое впоследствии отходит на второй план, уступая место новому. Так все мы, рано или поздно, и определяем свою миссию — тот след, пусть и небольшой, который оставим на земле, то, что мы можем дать людям. Кристина Кондратьева — галерист, искусствовед и создатель проекта «Икона XXI века. Кузнецовское письмо», направленный на популяризацию творчества династии художников-иконописцев Юрия Кузнецова и Марины Филипповой. Успев попробовать себя в совершенно разных областях, Кристина, в конечном счёте, посвятила всю свою деятельность «кузнецовскому письму». Даже если вы далеки от христианской культуры, вряд ли этот неординарный стиль написания икон оставит вас равнодушным.
Кристина КОНДРАТЬЕВА — директор и владелица арт-галереи «Кристина» на Знаменке, профессиональный искусствовед, руководитель иконописной мастерской «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Успешно занималась ресторанным и туристическим бизнесом, организацией деловых туров по индивидуальной программе. Окончила исторический факультет Московского университета. Прошла курс MBA в Лондоне в Open University Business School. В рамках проекта эксклюзивно представляет работы одного из известнейших современных иконописцев Юрия Кузнецова — автора уникального стиля «кузнецовское письмо» — и его дочери и последователя Марины Филипповой.
Беседу вел Алекс ГРОМОВ Банки и деловой мир, май 2012
...На эту песнь Богу сердце Наоми радостно отозвалось и при виде икон Юрия Кузнецова, которые стали для нее воплощением истинно русского и очень современного искусства. Наоми так и говорит, что "они есть здесь и сейчас". А ведь я всегда и сама так думала о них. Что является для иностранца символом России? Москва – это собор Василия Блаженного, Санкт–Петербург – это собор Спаса на крови. Что объединяет эти выдающиеся памятники русской культуры? Мозаичность, красочность, «радостность». Такими являются иконы кузнецовского письма, они как будто продолжают эту тему...
...Кроме того, между цветовыми элементами этого письма (точками) есть пустое пространство. И Вольнов предполагает, что оно заполнено светом, а так как свет – это предельная динамическая система, то и вся система – динамична. То есть образность в «Кузнецовском письме» формируется не только за счёт смешения цветов, но и за счёт света, заполняющего межточечное пространство...
...Способность видеть мир в красках после возвращения к жизни развилась у Юрия Эросовича необычайно. Он видит цвет любого движения человеческой души: радости и печали, тоски и веселья. Видит цвет болезней и несчастий, терзающих род человеческий. Поэтому вводит в свои иконы цвета, отводящие несчастье, исцеляющие тело и душу, привносящие в жизнь гармонию и радость...
Т.Правоторова, журнал «Наука и Религия», №5- 2007г.
...Что же так привлекает всеобщее внимание и выделяет творчество Ю.Э.Кузнецова среди других? Прежде всего, необычные иконы оказывают сильное эмоциональное воздействие благодаря тому, «что заложено в них глубже всякой внешней выразительности или красоты и что может достичь нас, ранить в душу или исцелить» ...
Кристина Кондратьева, искусствовед, руководитель иконописной мастерской «Икона XXI века. Кузнецовское письмо»
— Мне нужен цвет, которого не существует в природе, - рассказывает мастер. — Его нельзя передать в живописи, — не существует желто-фиолетового цвета, сине-красного. А в этой технике, если положить рядышком три несовместимые по краскам точки, — так до 2000 оттенков, можно получить несуществующий тон. Впрочем, краски кажутся несовместимыми только в процессе письма, a когда заканчиваешь, — полная гармония, и те цвета, которые по логике не могут соседствовать, оказываются нужны именно здесь....
Галина Владимирская, Журнал «Божий Мир», №1(60) – 2007г.
...Одна из икон создана из 3 миллионов точек. Имено это «многоточие» придает работам Юрия Эросовича многомерность и объем. Иконы написаны по всем канонам. Оригинальная манера иконописи зарегистрирована Российским авторским обществом как объект Интеллектуальной Собственности под названием «Кузнецовское письмо». Другие ее называют «иконописью ХХI века»...
Татьяна Аристова, Газета «Комсомольская правда», №132- 2006г., г. Владимир
...Прижизненное признание - редкость для художника. «Не это для меня важно, - говорит Юрий Эросович, мне интересно не то, что я знаю тех людей, которые ко мне приезжают, а что они меня знают. Вот в этом для меня смысл. Значит, я и моя работа могут кому-то приносить пользу. А заказов у меня лет на 300 вперед»... Как говорит сам художник: «Пишу не я, словно пишут моею рукой. Я как бы собираю в себе все, что сказано о том или ином святом, все ранее написанные образы икон, и в какой-то момент святой как бы откликается, желая проявиться...
Е.Солнцева, Газета «Ковровские вести», №35 – 2008г.
Вы не найдете его икон ни в галереях, ни в церковных лавках, хотя иконописец написал ужу более 1300 икон. Они украшают стены храмов и монастырей, госпиталей и клиник, где оказывается помощь страждущим. Или бережно хранятся в домах, частных коллекциях, в том числе, и таких известных людей как Патриарх Алексий II, Михаил Горбачев, Владимир Путин, Борис Громов. Иконописец из Коврова Юрий Кузнецов пишет иконы на заказ, индивидуально для конкретного человека, так, чтобы икона хранила от болезней и бед, не только отдельного человека, но и весь его род.
Татьяна Правоторова, Газета «Прогноз развития», №9(15)- 2007г
...Творчество Юрия Кузнецова способствует нравственному очищению, возрождению истинной духовности россиян, что высоко оценивается многими представителями церкви, творческой и научной интеллигенции, политическими деятелями, медицинскими центрами, общественными организациями...
Картины художника-иконописца Юрия Кузнецова исцеляют от недугов
...Его картины, действительно, висят в больничных палатах. Пациенты смотрят на полотна Кузнецова, a врачи отмечают улучшение состояния здоровья своих подопечных. A сами страждущие говорят, что эти картины излечивают не только от головной или зубной боли...
Ольга Яковлева, Газета «Хронометр- Владимир», №35, 27 августа 2008г.
...Ю.Э.Кузнецов в прямом смысле единственный иконописец, пишущий подобные иконы. Его метод достаточно сложный, требующий прежде всего большой внутренней работы. Являя образ Христа, Богородицы или святого для конкретного человека, Юрий «входит» в его личность, проникается его жизнью и судьбой...
Кристина Кондратьева, искусствовед, руководитель иконописной мастерской «Икона XXI века. Кузнецовское письмо»
...Иконы письма Юрия Кузнецова позволили мне открыть Доброту беспредельную моего Господа, Спасителя, Отца. И я говорю себе: «Доброта беспредельная – вот что ожидает меня в вечной жизни с Ним. Эта цель стоит того, чтобы к ней стремиться всеми силами души». При общении в молитве с иконами появляется у меня в сердце благодарность. Не «за что-то», не «кому-то», а как новая функция жизни и самосознания. Благодарность творения – Творцу. За все...
Икона Христа изображает Его человеческий образ, в котором воображается и Его Божество. Поэтому непосредственно она есть человеческое изображение, а как таковое, она есть разновидность портрета. И потому в рассуждении об иконе следует сначала спросить себя, что вообще представляет собой человеческое изображение как картина или портрет. Пожалуй, легче сначала сказать, чего он собой не представляет...
...Первое впечатление — образа, создаваемые Юрием Кузнецовым, абсолютно непривычны человеку, знакомому с канонической иконописью. Только через минуту становится ясно, что строго канонично здесь все — от композиции до цветовой гаммы. Непривычен лишь живописный стиль. Но сияние, исходящее от них, вначале сбивает с толку: мы привыкли к другой иконописи, темной, строгой, требовательно вопрошающей. Здесь — яркость ликов, дыхание движения и еще что-то, не поддающееся словесному определению, но хранящееся в этих изображениях. Секрет этого чуда — в особой манере, подобной которой еще не было в истории иконописи...
Ольга Троицкая, журнал «Культура и время», №1-2005.
...Зная о воздействии цвета на организм человека, мы можем говорить о целительных свойствах икон Кузнецова. На иконах полностью отсутствует черный цвет, вызывающий погружение в печаль, одиночество. Более того, на большей поверхности иконы нет чистого цвета. Фон, одежда, орнамент представляют собой узоры, собранные из цветных точек...
Вторая редакция нового текста жития святителя Николая Мирликийского составленного А.В. Бугаевским и архим. Владимиром (Зориным) (в научной части работы активное участие принимал к.и.н. А.Ю. Виноградов). Было опубликовано в сборнике «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.
...На иконе «Богоматери Серафимо-Дивеевской Умиление» были воспроизведены слова древнего Акафиста Пресвятой Богородице – «Радуйся, Невесто Неневестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия архангела Гавриила Деве: «Радуйся, Благодатная» (Лк.1, 28), являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия архангела Гавриила Деве: «Радуйся, Благодатная» (Лк.1, 28). П. Флоренский писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без “младенца и даже до Его зачатия, - в момент “Архангельского обрадования”, то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго. Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь светильников...
Весной 2001 года было положено начало возрождению монастыря. Специально для Свято-Георгиевского Мещовского монастыря на святой горе Афон монахами обители Зограф была написана икона святого великомученика Георгия Победоносца — точный список в натуральную величину с древнего нерукотворного чудотворного образа святого великомученика Георгия, который хранится в обители Зограф. Этот список жителями Калужской земли почитается как чудотворный и прославился многими чудесами и исцелениями не только среди жителей Калужской области.
...Что же мы можем сделать? Мы должны ставить самим себе внимательные вопросы; и когда мы приходим к Богу, прося нас исцелить, мы должны раньше приготовить себя к исцелению. Потому что быть исцеленным не означает только стать целым, чтобы вернуться обратно к такой жизни, какой мы жили прежде; это значит стать целым для того, чтобы начать новую жизнь...
Едва ли не каждый раз, когда мы приходим в церковь на богослужение, то оставляем там записочку, в которой перечислены имена родных и близких, молиться о здравии которых и об упокоении просим и духовенство, и общину церкви, куда мы пришли. Но несколько раз в году есть особые дни поминовения усопших, установленные Церковью для вселенского, то есть всеобщего, всецерковного поминовения.
Молитва преподобного Ефрема Сирина в богослужении Святой Церкви занимает особое ме-сто. Много раз повторяется она во время служб Великого поста. Эта молитва проникает в сердце, как никакая другая, таинственно воздействует на него, и вы чувствуете особую, исключительную, божественную силу ее. Отчего это? Оттого, что излилась она из сердца, совершенно очищенного, святого, из ума, просвещенного Божией благодатью, который стал причастником ума Христова. Она коротка, но, тем не менее, содержит огромное богатство мысли и чувства. Чрезвычайно важен сам факт, что святой Ефрем просит Бога избавить его от всего порочного, противного Ему, и сподобить великих добродетелей. Почему он просит об этом?
Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события. Православный календарь - это камертон для настройки жизни на христианский лад, он формирует гармоничный уклад жизни.
Предметом исследования статьи является смысловое поле культуры и наблюдаемые в нем переходные процессы и качественные изменения. Современная глобальная кризисная ситуация интерпретируется как следствие последовательной реализации проекта предельного сужения смыслового поля культуры. Множественные культурные феномены последнего века, указывают на смену тенденции – расширение смыслового поля. Начавшийся переходной процесс автор рассматривает как большой семантический переход – предельный переход к бесконечному количеству смыслов.
Доклад И.Н. Вольнова на IV Российском культурологическиом конгрессе и Российском культурологическом форуме с международным участием «ЛИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ». Все чаще в современном культурологическом дискурсе приходится слышать о «беспрецедентной неуверенности в будущем». Идея прогресса все сильнее связывается с техникой и технологией и почти полностью освобождается от социогуманитарной и культурологической компоненты. На наших глазах «живая ткань» культуры разделяется на элитарную и массовую. Гигантские пласты русской культуры остаются не востребованными. Процесс самоидентификации и обсуждения национальной идеи затухает на фоне раскола российского общества по многим сущностным вопросам нашей истории, настоящего и будущего...
Статья посвящена кузнецовскому письму – новой технике православной канонической иконописи – и её рассмотрению в общекультурном контексте поиска нового сакрального пространства. Привлечены контексты исторического развития теории образа и теории иконы, обратной перспективы о. П. Флоренского, иеротопии А. Лидова и аудиального сакрального пространства В. Мартынова. Показано, что кузнецовское письмо усиливает роль образа-знака, выражает в цветопередаче идею обратной перспективы, являет новую форму объективного пространства перформативного и объединяет восприятие пространства и времени в единое целое.
Статья посвящена рассмотрению кузнецовского письма – новой техники православной канонической иконописи – в контексте исторического развития теории образа и теории иконы, а также современных попыток переосмысления иконы в рамках концепции иеро-топии. Показано отличие кузнецовского письма от современной иконографии и обосновано рассмотрение этого письма как новой формы объективного выражения пространства перфор-мативного.
Статья посвящена новому явлению в технике иконописания – «кузнецовскому письму». Раскрываются особенности техники и ее «эффект», суть которого - преодоление рационально-логического механизма восприятия и выход на следующие за логическим уровни сознания.
...Иеротопия (от древнегреч. «иерос» – священный и «топос» – место, пространство, понятие) – новое направление в историко-культурных исследованиях, возникшее на стыке нескольких дисциплин (антропологии, истории искусств, литургики и археологии) и сделавшее предметом своих исследований сакральное пространство. Сакральное пространство – это пространство, создаваемое человеком для общения с Богом или в другой терминологии – с высшим миром...
...Одно из таких удивлений, испытанных нами, и которому посвящена эта статья, было связано с осознанием того, что кузнецовское письмо может быть представлено некой смысловой средой (семантическим вакуумом), содержащей потенциально большое количество смыслов, находящихся в скрытом, нераспакованном состоянии. Раскрыть эти смыслы или распаковать их возможно прикладывая к нему тот или иной контекст. И с каждым новым контекстом открываются все новые и новые смыслы. В этой статье мы постараемся обосновать это утверждение, для чего рассмотрим кузнецовское письмо в трех различных контекстах и посмотрим, какими смыслами оно будет раскрываться....
...Воздействие кузнецовского письма на зрителя буквально ошеломляюще. Оно ошеломляет как в первом впечатлении, необычной цветопередачей, цвето-световой гармонией, так и смысловой полнотой, открывающейся в попытках её дальнейшего восприятия <...> В настоящей работе мы предлагаем взгляд на кузнецовское письмо в контексте обратной цветопередачи. Мы ввели этот новый термин «обратная цветопередача», образовав его по аналогии с хорошо известным термином «обратная перспектива»....
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых