Зачем установлены дни особого поминовения всех усопших |
Едва ли не каждый раз, когда мы приходим в церковь на богослужение, то оставляем там записочку, в которой перечислены имена родных и близких, молиться о здравии которых и об упокоении просим и духовенство, и общину церкви, куда мы пришли. Но несколько раз в году есть особые дни поминовения усопших, установленные Церковью для вселенского, то есть всеобщего, всецерковного поминовения. В эти дни в храмах служат торжественные панихиды – богослужения, где по уставу Вселенской Церкви совершается поминовение всех от века преставившихся: и тех, кто сподобился христианской кончины, то есть был похоронен по уставу Церкви, с соблюдением всех обычаев, и тех, кого гибель застигла внезапно, кому суждено было отойти к Богу без отпевания, без церковной молитвы над ними, возможно, безвестно. Эти даты, которые обычно приходятся на субботние дни, называются Вселенскими родительскими субботами, хотя поминаем мы всех – и незнаемых нами давно ушедших предков, исповедовавших Христову веру, и тех близких, кого потеряли недавно, в том числе друзей, дорогих нам людей. Так утверждается единство Церкви, и тем свидетельствуем мы, что все, от начала времен уверовавшие в Бога, в Сына Божия, не погибнут, но будут иметь жизнь вечную (Ин. 3, 15), и сегодняшнее разделение на живых и отошедших в мир иной имеет лишь временное значение.
Даты этих важных дней не фиксированы, поскольку приурочены к переходящим праздникам.
Первая Родительская
суббота – мясопустная. Она предваряет Неделю мясопустную, то есть – воскресенье перед последней седмицей до начала Великого поста. Неделя мясопустная, то есть последний день, когда допускается есть мясо, посвящается напоминанию о Судном дне – дне Страшного суда Христова. В мясопустную субботу Церковью установлено совершать молитвенное ходатайство всех ко Господу не только о живых, но и о всех, кто ушел от начала времен, всех родов и званий, как скончавшихся в благочестии, так и тех, кого смерть постигла внезапно. Такое торжественное соборное поминовение в этот день происходит и
в Троицкую субботу. Так, всей Церковью мы молим Бога о помиловании всех, об общем прощении и спасении, свидетельствуя тем полноту и единство Церкви, где члены ее – и живущие, и умершие – вместе будут на грядущем Суде Господнем. Тем подчеркивается абсолютное единство Церкви, которое открывается нам каждый раз в Светлое Христово Воскресенье.
Дни особого поминовения в церковном году:
Родительские субботы в Великий пост:
- суббота 2-й недели Великого поста;
- суббота 3-й недели Великого поста;
- суббота 4-й недели Великого поста.Эти дни выделяются Церковью для особого поминовения потому, что в постных богослужениях постных седмиц – воскресений – не совершается заупокойных поминовений, в том числе и третьего, девятого и сорокового дней по уходе человека из земной жизни. В Божественной литургии Великого поста нет также той части, в которой совершается особое поминовение усопших. Таким образом, на всех нас, мирских членах Церкви, лежит спасительный для окончивших свой земной путь близких долг предстательства за них перед Богом. В эти дни мы общаемся с ними через молитву о них, подтверждая, что, разлучившись физически здесь, мы все равно объединены перед Господом единой верою в Него и общей принадлежностью к Церкви.
После Пасхи:
Радоница, или Радуница – вторник второй недели по Пасхе после Фоминого воскресенья. В этот связанный с Фоминым воскресеньем день вспоминается событие сошествия Господа нашего Иисуса Христа во ад и победы Его над смертию, то, как Он «воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», как поется в праздничном пасхальном тропаре. Также теперь снова совершается обычное поминовение усопших, разрешенное церковным уставом после Страстной и Светлой седмиц.
Радоница… Это чудесное название происходит от слова радость – общая пасхальная радость о Воскресении Христовом, которая наполняет всех членов Церкви. На Радоницу, как в и Троицкую субботу, после посещения церковного богослужения ездят на кладбища – возвестить о радостной вести Воскресения Сына Божия, помолиться о том рядом с усопшими, привести после зимы в порядок место погребения родных и близких. Цветы на могилах в этот день – символ возрождения жизни во всем. Это главные дни поминовения в церковном году.
9 мая. Праздник непереходящий. В Праздник Победы ныне установлено поминовение всех усопших воинов, но не только тех, кто отдал жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, но и всех от века ее ушедших защитников, и тех, кто полег на поле боя, и тех, кто выжил в те годы, вернулся в славе живым и ушел из жизни в мирное время заслуженным ветераном. Поминаем наших воинов всех, кто полег и в современных военных конфликтах.
Седьмой четверг после Пасхи, его еще называют Семик. Это особый день, когда поминают умерших не своей смертью, а также утопленников, самоубийц, детей, не доживших до крещения. Наша молитва о них в этот день очень важна для них – через нее у них также есть возможность получить Святаго Духа, упокоиться от Него, уповать на будущую Жизнь Вечную вместе со всей Церковью.
В Троицкую субботу, ее еще называют в народе
Задушная, Троицкие деды, мы поминаем всех преставившихся в благочестии христиан, поскольку на праздник Пятидесятницы произошло великое событие – сошествие Святого Духа. Этим свершилась полнота Троицы Единосущней и Нераздельней – Бога Отца, Бога Сына и Святаго Духа, залога спасения человеков, как живых, так и усопших, ибо Святым Духом «всяка душа живится». На вечерне Пятидесятницы, в Троицкую субботу читаются молитвы, составленные святым Василием Великим. В них говорится, что Господь особо принимает молитвенные просьбы об усопших, даже о тех, кто «в аде держим».
Также в дни особых поминовений принято приносить в церковь и класть на канун бескровные жертвы, то есть ни в коем случае не мясные.