Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

иконы Богородицы

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Икона Живоносный источник

видео
 
предыдущая
следующая
Перед иконой «Живоносный источник», всемирную славу которой принесли многие исцеления от источника, к которому приводила недугующих Сама Матерь Божья, и сейчас молятся все, кто болен телесно, и по молитвам своим получают исцеления от самых тяжелых заболеваний. Также молитвы перед этим образом исцеляют и от страстей, часто обуревающих человеческую душу, и от душевных болезней. Название иконы «Живоносный источник» приобрело со временем не буквальный, а более глубокий философский смысл – Сама Пречистая стала для человечества Живоносным источником, ибо через Рождество Христово мир обрел возможность вечной жизни в Нем.
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда совершается празднование
В каких храмах находится икона
Где в доме разместить икону
Об истории и значении иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Всемирную славу иконе «Живоносный источник» принесли многие исцеления от источника, к которому приводила недугующих Сама Матерь Божья. Перед иконой и сейчас молятся все, кто болен телесно, и по молитвам своим получают исцеления от самых тяжелых заболеваний. Также молитвы перед этим образом исцеляют и от страстей, часто обуревающих человеческую душу, и от душевных болезней. Когда врачует Сама Богоматерь, душа успокаивается под Покровом Её.

Преподобный Серафим Саровский, отец-основатель Святой Саровской обители, часто направлял больных паломников, обращавшихся к старцу за исцелением, молиться перед чудотворным образом «Живоносный источник», который находился в Свято-Успенской Саровской пустыни. Молиться можно и о себе, и просить о разрешении проблем для своих близких.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Перед иконой Богоматери «Живоносный источник», названной так в честь источника с целительными водами, тех, что Пречистая открыла всем через императора Льва I Маркелла, молятся об избавлении от страстей и вредных пристрастий, об исцелении от душевных заболеваний и телесных недугов. К ней обращаются в скорбях, отягощающих душу, – то есть лишающих нас жизненной силы.

Название иконы «Живоносный источник» приобрело со временем не буквальный, а более глубокий философский смысл – Сама Пречистая стала для человечества Живоносным источником, ибо через Рождество Христово мир обрел возможность вечной жизни в Нем: от Невесты Неневестной родился Сын Божий – Жизнедавче Христе. Поэтому и молитвенная просьба перед иконой может быть направлена не только на исцеление тела, но на исправление нравственных пороков, ведущих к духовной гибели человека.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Тропарь, глас 2
Источник еси воистинну воды живыя, Владычице, недуги бо душ и телес лютыя прикосновением единым Твоим измываеши, Воду спасения Христа изливающи.

Тропарь, глас 4
Днесь притецем вернии к Божественному и цельбоносному образу Пресвятыя Богородицы, излиявшия капли своих излияний, и людем верным чудес показавшия, яже мы видяще и слышаще, духовно празднуем и любезно вопием исцелити наши недуги и страсти, якоже и каркинския и тьмочисленныя страсти исцелила еси. Темже молим Тя, Дево Пречистая, моли воплощеннаго из Тебе Христа Бога нашего спастися душам нашим.

Кондак, глас 8
От неистощимыя Тя, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащи воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова. Яко бо Слово рождшая паче смысла, молю Ти ся, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, Водо спасительная.

Молитва
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши; помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех положение и наступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй Святейшия Патриархи православныя, Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Твоею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословенна и препрославленная, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Вернуться к содержанию

Когда совершается празднование

Праздник в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник» установлен в память об обновлении константинопольского храма Пресвятой Богородицы Живоносный Источник, который был воздвигнут над чудотворным источником по воле Пресвятой Богородицы императором Львом I Маркеллом, – этот день пришелся как раз на пятницу Пасхальной седмицы. Теперь каждую Светлую пятницу в православных храмах совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.
Вернуться к содержанию

В каких храмах находится икона

В нашей стране известны более ста храмов и часовен, названных в честь чудотворной иконы Божией Матери «Живоносный источник» или имеющих престолы в честь нее. Приведем сведения о некоторых из них, наиболее древних.

Москва. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно

Церковь Божией Матери Живоносный источник. Москва, Царицино. XVIII в.
Церковь Божией Матери Живоносный источник. Москва, Царицино. XVIII в.

Первый деревянный храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник» выстроил в своем имении в конце XVII века князь В.В. Голицын. Через полвека имение перешло к князю Д.К. Кантемиру, который повелел заменить старую церковь на новую, каменную, в стиле петровского барокко. Еще через полвека его сын, князь М.Д. Кантемир, снова обновил здание храма, пристроив к нему северный придел и посвятив его в память об отце великомученику Дмитрию Солунскому. Чуть позже появился южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Интерес князя к этому храму связан с почитанием иконы Божией Матери «Живоносный источник», которая известна помощью в обретении ребенка. На появление потомства и надеялся бездетный князь М.Д. Кантемир. Кроме того, храм стал усыпальницей рода. В 1775 году, после приобретения Екатериной II имения Кантемиров, это место было названо селом Царицыно. В 1930-х годах царицынская церковь, как и многие московские храмы, была закрыта и в последующие годы использовалась в хозяйственных целях. В результате здание церкви и ее настенная роспись сильно пострадали. В 1990 году храм вернули верующим, и после его реставрации с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, самолично освятившего возрожденный храм в 1998 году, в нем возобновились богослужения. В настоящее время в храме хранятся частицы мощей многих святых.
Адрес: Москва, ул. Дольская, д. 2. Тел.: 8 (495) 325-34-56.

Московская область. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Космодамианская) в Меткино

Космодамианская Церковь в Меткино Московской обл. XVII в
Космодамианская Церковь в Меткино Московской обл. XVII в.

В летописях сказано, что в XVII веке в селе Меткино, неподалеку от Москвы, стояла деревянная церковь Космы и Дамиана. В 1701 году она сгорела, но многие иконы удалось спасти, их разместили в небольшой построенной рядом часовне. В 1848 году вместо нее была выстроена нынешняя каменная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Живоносный источник». Появление нового храма было не случайно. В 1829 году в Меткине произошло необыкновенное событие – явление образа Богоматери «Живоносный источник». А в 1840 году солдатская вдова Авдотья Евдокимова, жившая в Москве, передала на свою родину, в село Меткино, образ Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», подаренный ей купчихой Анной Кирияновой. С этого времени для поклонения образу Богоматери начал стекаться народ со всех окрестностей. Уже через два месяца настоятель храма, отец Владимир, писал митрополиту Московскому и Коломенскому, преосвященному Филарету о том, что «приходящих для поклонения образу все больше и больше» и причина тому – чудные исцеления, происходящие от иконы. Следующий настоятель храма, отец Иоанн, в 1846 году обратился к митрополиту с просьбой разрешить строительство новой каменной церкви Во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» на пожертвования многочисленных богомольцев. Через полгода состоялась закладка церкви. В ее архитектуре гармонично соединились черты позднего классицизма и псевдорусского стиля.

С иконой Божией Матери «Живоносный источник», которая пользовалась огромным почитанием у верующих, каждый год проводились крестные ходы к окрестным селам. В советское время храм закрыли. Некоторые иконы удалось спасти благодаря прихожанам, прятавшим их в своих домах под угрозой смерти. Но чудотворный образ Божией Матери «Живоносный источник» бесследно исчез. Здание церкви подверглось многим разрушениям. Лишь в 1990-х годах в полном запустении она была возвращена верующим, и началась интенсивная работа по восстановлению храма. Причем участвующие в реставрации люди рассказывали, что слышали в полуразрушенных стенах храма ангельское пение. Словно сама Богородица покровительствовала его возрождению. Храм освящен был в 2003 году, причем главный престол был посвящен, как в старину, святым Косме и Дамиану, а два его придела – иконам Божией Матери «Живоносный источник» и святого архангела Михаила. С этим и связано двойное название церкви.
Адрес: Московская обл., Домодедовский р-н, г. Домодедово, микрорайон Белые Столбы, ул. Меткино, д. 12.

Тверь. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Скорбященская церковь)

Церковь Божией Маери Живоносный источник. Тверь. XVIII в
Церковь Божией Маери Живоносный источник.
Тверь. XVIII в.


До 1750 года на Скорбященском холме был дом для убогих и бесприютных людей. Потом было решено поставить здесь храм Во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и при нем открыть богадельню. В 1763 году во время большого тверского пожара церковь сгорела. Через 30 лет вместо нее выстроили новый каменный храм с приделом Всех Святых и колокольней. Немного позже к нему были пристроены еще два придела: в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и Божией Матери «Живоносный источник», который стал главным. Храм отличается особенной, непривычной для Твери архитектурой. В городе это единственный храм с ротондой в стиле классицизма и семигранным алтарем в стиле барокко. В советское время храм был закрыт, сломана паперть, и здание использовалось под книжный склад. Возвращена верующим церковь в 1994 году. Сейчас этот действующий храм, поддерживаемый в хорошем состоянии, считается украшением города.
Адрес: г. Тверь, ул. Володарского, д. 4.

Арзамас. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Церковь Божией Матери Живоносный источник.. Арзамас. XVIII в
Церковь Божией Матери Живоносный источник. Арзамас. XVIII в.

Эта красивая церковь со сложной декоративной лепкой и богатой историей была построена в 1794 году. Главный престол ее был освящен в честь иконы «Живоносный источник», два малых – в честь архистратига Михаила и иконы Богоматери «Утоли Моя Печали». Храм имеет очень интересную конструкцию постройки – в виде корабля. Резной иконостас выполнен известными арзамасскими мастерами Митрящевыми. Церковь была закрыта в 1935 году, иконы были утеряны безвозвратно. Однако в 1944 году она была возвращена верующим, и с тех пор это действующий храм. Из множества старинных арзамасских церквей, которыми так славился город в начале прошлого века, сохранили свой первоначальный облик лишь два храма, стоящие на главной площади города. Это Воскресенский собор и церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник». В ней находится древний и редкий молитвенный образ – икона «Собор Пресвятой Богородицы», который почитается как главная святыня храма.
Адрес: Нижегородская обл., г. Арзамас, пл. Соборная.

Задонск. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Задонском Рождество-Богородицком монастыре

Церковь иконы Божией Матери Живоносный источник в Спасо-Преображенском Валаамском монастрыре. Сортавала. XIX в.
Церковь иконы Божией Матери Живоносный источник в Спасо-Преображенском Валаамском монастрыре. Сортавала. XIX в.

Задонский монастырь основали в начале XVII века два благочестивых старца-схимонаха Кирилл и Герасим. Первый монастырский храм был посвящен Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. В 1692 году монастырь, в то время уже имеющий немалый масштаб и известность, сгорел дотла. Не тронул пожар лишь чудотворную икону, с которой монахи начали строительство обители. После этого чуда усилиями многочисленных паломников монастырь был восстановлен. Источник у Задонского мужского монастыря, согласно летописи, стал известен с начала XVIII века. В 1730 году возле него построили часовню в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», а в 1870 году возвели храм. После революции 1917 года источник был засыпан, храм закрыт, а в его стенах размещались различные советские учреждения: от больницы до пищекомбината. Восстановление монастыря началось в 1988 году с ремонта главного Владимирского собора. Через три года в нем поселились первые иноки. В 1991 году в обитель торжественно были перенесены святые мощи святителя Тихона Задонского, ранее являющиеся почитаемой святыней монастыря. В 1994 году был восстановлен монастырский источник и по сохранившейся литографии воссоздан храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник». При источнике в настоящее время построена купальня для желающих окунуться в целебные воды. В главном Владимирском соборе монастыря находится много местночтимых икон, святынь, доставленных из Иерусалима, и частиц мощей святых Божиих угодников.
Адрес: Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, д. 14.

Сортавала. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и Троицы Живоначальной в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на высоком холме острова Валаам, на Ладожском озере, был основан в X веке преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже XV–XVI вв. монастырь называли «великою лаврою», он славился высокой духовной жизнью. Немало известных христианских подвижников в разные века подвизались в стенах этого монастыря: преподобный Арсений Коневский, преподобный Александр Свирский, преподобный Савватий Соловецкий, преподобный Евфросин Синозерский и другие. Валаамская обитель не раз подвергалась нападениям шведов. После полного разорения в 1611 году монастырь больше ста лет пребывал в забвении, и на его территории обосновались финны. Нетронутыми оставались только святые мощи преподобных Сергия и Германа, скрытые монахами глубоко под землей. В XVIII веке по указанию Петра I началось возрождение Валаамской обители. В 1782 году настоятелем монастыря был назначен знаменитый старец-подвижник Назарий из Саровской пустыни, и с его приходом начался новый созидательный этап в истории обители. Он ввел в Валаамском монастыре общежительный устав Саровской пустыни. При нем был воздвигнут пятиглавый каменный Преображенский собор с высокой колокольней и келейные корпуса с Успенской и Никольской церквами.

Икона Божией Матери Живоносный источник. Саровская пустынь. XVII в.
Икона Божией Матери Живоносный источник. Саровская пустынь. XVII в.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» была построена в 1814 году при преемнике отца Назария – игумене Иннокентии. Стиль постройки – византийский. Обитель неоднократно посещали императорские особы и высоко отзывались о ней. Император Александр I причислил Валаамский монастырь к разряду первоклассных. После революции 1917 года Финляндия стала независимой, и Валаам оказался на ее территории, что позволило сохранить на время обитель от разорения. В начале 1940 года монастырь подвергся сильным бомбардировкам советской авиации. Братия была вынуждена эвакуироваться в Финляндию. Монастырский колокол печально прозвучал в последний раз, возвещая смерть обители. После передачи Валаамского архипелага советским войскам монастырь постигла трагическая участь медленного разрушения. Лишь в 1989 году власти Карелии разрешили передать Ленинградской епархии часть бывшего монастыря, и первые иноки прибыли на Валаам для возрождения монашеской жизни. С 1990 года монастырь перешел в ведение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В следующем году обитель обрела духовное сокровище – нетленные мощи валаамского подвижника, иеросхимонаха Антипы, от которых и по сей день происходят чудеса исцеления. Постепенно возвращаются в монастырь прежние реликвии, например, древний крест-мощевик с частицей мощей великомученика Пантелеймона-целителя. Одной из главных святынь обители является Валаамский образ Божией Матери, по молитвам перед которым совершаются исцеления. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Валаам, на котором вы видите гранитные уступы и высокие горы, сделается для вас той духовной высотой, с которой удобен переход в обитель рая». И сейчас на Валаам приезжают тысячи богомольцев с желанием прикоснуться к живоносному источнику веры.
Адрес: Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам, г. Сортавала.
Вернуться к содержанию

Об истории и значении иконы

История почитания иконы Божьей Матери «Живоносный источник»

В правление императора Маркиана в V веке недалеко от константинопольских «Золотых ворот», по преданию, была роща, которую посадившие ее христиане посвятили Пречистой Матери. В этой роще бил источник, и воды его имели целительные свойства. Но со временем роща разрасталась, вокруг источника вырос густой кустарник, люди перестали ухаживать за священным местом, родник затянулся тиной, и ко времени правления Маркиана был совершенно забыт.

Время сохранило для нас дату нового открытия источника – 4 апреля 450 года. В этот день молодой воин-христианин Лев Маркелл по пути в Константинополь встретил усталого, потерявшего дорогу слепца. У будущего правителя, судя по его поступку и оказанной ему Самой Богоматерью чести, о которой мы узнаем далее, было доброе сердце – он не прошел мимо, а отвел слепого в тенистое место, чтобы тот отдохнул, а сам пошел поискать воды: дать измученному дорогой путнику напиться.

Отойдя, осмотревшись и не найдя ни родника, ни ручейка, он внезапно услышал голос, который сказал ему, что далеко ходить не надо, и вода совсем рядом. Воин изумился, поскольку голос исходил ниоткуда, но послушался и вновь осмотрелся, но опять нигде не увидел ни колодца, ни источника. И снова услышал голос, который назвал его царем и говорил ему, что он должен войти в рощу, где и найдет воду. Эту воду он должен был набрать и взять оттуда же тины, воды дать слепцу напиться, а тину положить ему на глаза.

Икона Божией Матери «Живоносный источник», иконописец Юрий Кузнецов
Икона Божией Матери «Живоносный источник»

Лев понял, что говорила с ним Сама Матерь Божья, потому что Она повелела ему, когда он станет царем, построить над источником храм во имя Ее, чтобы все могли приходить за исцелением и исполнением просьб по их молитвам. Воин исполнил все, как велела Пречистая, взял воды и тины, напоил путника, а тину положил ему на глаза, и к слепому тут же вернулось зрение. Он двинулся дальше в Константинополь, радуясь и славя имя Царицы Небесной, а Лев Маркелл был тоже радостно изумлен этим событием.

Через семь лет после чудесного события, в 457 году, Лев Маркелл взошел на императорский трон после Маркиана, но не забыл о повелении Богоматери и данном Ей обещании. Он дал указание расчистить место вокруг источника и заключить его воды в круг, обложенный камнем, а над ним воздвигнуть храм во имя Пресвятой Богородицы. Роднику же император дал название «Живоносный источник», имея в виду еще и то, что его воды являли действие благодати, данной по воле Богородицы.

Еще более роскошный храм был устроен над источником по повелению императора Юстиниана в VI веке. Он вырос рядом с храмом, построенным императором Львом, в знак благодарности Юстиниана за избавление от водяной болезни, а еще чуть позже вокруг храмов образовался крупный монастырь.

Дальнейшая история и храма над источником, и самого чудодейственного родника складывалась драматично.
В мае 1453 года Константинополь пал под осадой войск династии Османов, храм над Живоносным источником был разрушен. Около его руин турки выставили стражу, запретив строго-настрого христианам подходить к нему. С течением десятилетий запрет, как это часто бывает, был ослаблен, и турки разрешили христианам поставить возле храма небольшую церковь. Впрочем, в 1821 году во время очередной турецкой военной кампании ее также разрушили, а источник засыпали.

Христиане не могли допустить, чтобы святыня Богоматери подвергалась поруганию, – они снова расчистили источник, брали из него воду, и его чудесное действие не было утрачено, Богоматерь по-прежнему оставалась его Хранительницей. Когда источник снова расчищали, среди каменных обломков нашли лист бумаги, где были засвидетельствованы десять чудес, свершившихся от вод Живоносного источника в период 1824–1829 гг.
Султан Махмуд оказался более лоялен по отношению к православным христианам и предоставил им большую свободу, чем его предшественники. Это дало возможность построить еще один, третий храм, который был еще великолепней, чем первые два. В 1835 году Патриарх Константинопольский Константин при немалом стечении народа вместе с двадцатью сослужившими ему архиереями торжественно освятил новую святыню над Живоносным источником с чудотворными водами. При храме были построены больница и богадельня.

Краткая иконография

Иерусалимская икона Божьей Матери
Иерусалимская икона Божьей Матери

Первый список иконы Божьей Матери «Живоносный источник» написан по типу иконы древнегреческого образа Богоматери Никопеи Кириотиссы, а та, в свою очередь, восходит к еще более раннему типу «Знамение» – «Оранта». Это изображение выполнено на глиняном блюде, которое обнаружено в Крыму и относится примерно к XIII – XIV векам. Почитание иконы также связано с образом Влахернской Богоматери, называющейся так по названию храма, где она находится. Ее связь с иконой Божьей Матери «Живоносный источник» прослеживается весьма интересным образом – близ императорской купальни рядом с церковью святого Фотинаса есть образ Пречистой в виде мраморной статуи, по рукам которой протекает агиасма – святая вода. Но самые первые списки иконы «Живоносный источник» не несли изображения собственно святого водоема, открытого Богородицей императору Льву I Маркеллу, он появился позже в виде чаши, еще позднее – как фонтан или водоем.

В середине XIV века появились изображения Богоматери, которая располагалась в центре купели c Младенцем на груди, что характерно для «Знамения». Об этих иконах пишет монах Софийского монастыря в Константинополе, церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул. Известна фреска «Живоносный источник» Андроника Византийца в приделе афонского храма Святого апостола Павла, относимая к XV веку.

Русская традиция почитания иконы Божьей Матери «Живоносный источник» известна с XVI века, когда, следуя афонской духовной традиции, освящались источники в обителях и, поскольку они были посвящены Богородице, то над ними размещали иконы Божьей Матери «Живоносный источник», но свое более широкое распространение иконы этого типа получили в XVII веке.

Икона «Умягчение злых сердец»
Икона «Умягчение злых сердец»

В XVII веке добавляется и число принятых доныне в русской иконографии наименований этого образа – «Живоносная Источница», «Живоприемный Источник», «Источная». Композиция иконы стала сложней, утратив частично символизм греческой Влахернской традиции. Теперь вместе с Матерью и Младенцем стали изображать святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, и на переднем плане располагались фигуры страждущих исцеления, которым святители лили из сосудов святую воду.

Известен образ кисти иконописца Семена Ушакова, где он с учеником написали икону «Живоносный источник», в 16-ти клеймах вокруг него изобразив известные чудеса.

В Черкизове в Москве в Ильинском храме находится сложная икона Богоматери, где «Живоносный источник» вписан в полукруг сверху образа, вместе с образами святителя Кирилла, который обличал арианскую ересь, лишавшую Царицу Небесную богоматеринства, и образ «Умягчение злых сердец». Справа – Иерусалимская икона Божьей Матери, иерусалимский святитель Софроний, составитель стихиры и молитвы на водоосвящение в день Богоявления, когда освящаются все воды, и икона «Взыскание погибших».

Вода – один из важнейших Господних путей, по которым к нам приходит Его Истина, как на духовном, так и на физическом плане. И она же – накрепко связана с многообразием богородичных образов, отражающих Ее действие в человеческой земной жизни. По сути, что не несла бы нам любая из Ее икон – это всегда Живоносный источник Любви и великой Ее о нас заботы, и слез Ее, пролитых над нами, как говорится в одной из богородичных молитв.

Икона Преподобного Серафима Саровского
Икона Преподобного Серафима Саровского

В начале XVIII века в Саровскую обитель1 иеромонахом Иоанном был принесен образ «Живоносный источник», который весьма почитал святой Серафим Саровский и к которому часто направлял он болящих, приходивших к преподобному за исцелением. В XIX веке иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую пустынь еще одну чтимую икону Божьей Матери «Живоносный источник», где изображено собственно событие Явление Богоматери Льву Маркеллу на чудотворном источнике.

В Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре в 1873 году был устроен храм в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник». Сейчас храмы, посвященные этой иконе, существуют в Харькове и в Москве, в Царицыно.

Какое чудо произошло

Один житель Фессалии с молодых лет желал увидеть место, где струился Живоносный источник. Наступило время, когда он смог начать свой паломнический путь с другими богомольцами, но случилось так, что в дороге он очень тяжело заболел. Понимая, что дни его сочтены, фессалиец попросил, чтобы, если случится неизбежное, они не хоронили его сразу, а, принеся его тело к Живоносному источнику, пролили на него три сосуда чудотворной воды и только затем уже погребли. Так они и сделали с молитвой. Но когда третий сосуд был пролит, к паломнику вернулась жизнь. После такого чуда он принял иноческий постриг, чтобы до конца дней провести свою жизнь в подвижничестве и служении Господу и Богоматери, по чьим молитвам Сын Ее волею Своей вернул ее фессалийцу.

Примеров исцеления от воды источников, освященных в честь Богоматери по примеру Живоносного источника, и святой воды Влахернского образа на Афоне множество – всех не перечислить. Но они происходят тогда, когда в человеке живет вера Господня и молитва его горяча и идет из глубины сердца. Тогда облегчение и исцеление непременно происходят.

Значение иконы

Смысл названия иконы Божьей Матери «Живоносный источник» гораздо глубже и значительней, чем только целящее действие его святой воды – и того, первоначального источника, и поздних, освященных в Её честь родников и купелей. Живоносный источник – Она Сама, Богоматерь, носившая в Своем лоне Спасителя, дающего жизнь всем уверовавшим в Него, а через Него – в Его Отца, Который всегда в Нем. Недаром мы говорим, что Христос – это Жизнь, называя Его Жизнедавче Христе, а источник, начало – Она, Матерь Божья, ведь и одно из названий этого образа в русской иконописной традиции – «Источная». Исток жизни, начало, в праздничном кондаке читаем: «Источниче Богоблагодатный», «Водо спасительная», Она врачует земные души и тела, как любящая мать, которая взяла под материнскую защиту весь род людской.Кроме тех чудес, о каких мы рассказали в разделе об истории открытия Живоносного источника, известно еще одно чудо, исторически засвидетельствованное.

________________________________
1 Свято-Успенсая Саровская пустынь – мужской монастырь, основан в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии, где подвизался преподобный Серафим Саровский.


Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru