Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Святитель Василий Острожский, митрополит Захолмско-Герцеговинский

видео
 
предыдущая
следующая
Святитель Василий Острожский, митрополит Захолмский, чудотворец, родом из Сербии. Святителю Василию принадлежит великая заслуга в сохранении православной веры в сербском народе в годы, когда довлело османское иго и священники-иезуиты усиленно насаждали здесь католицизм. Святителю-чудотворцу молятся о помощи во всех жизненных коллизиях, дивный Христов чудотворец исцеляет от душевного затмения и от недугов телесных, причем в самых трудных случаях.

Все святые с именем Василий
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда день памяти святого
В каких храмах есть икона святого
Где в доме разместить икону
Житие святого и значение иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Марина Филиппова
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Святитель Василий Острожский, митрополит Захомский, чудотворец – верный молитвенный защитник и заступник перед Богом всех, кто прибегает к нему с просьбой о помощи. Его славят более всего в Сербской Православной Церкви, но известно, что святитель Василий не отказывает в защите никому, кто прибегает к нему. Он защитит истинно верующего от того, кто оскорбит его в вере, кто неправедным поведением обидит человека, любой, обиженный таким образом, может рассчитывать на его защиту.

Молитва перед его святой иконой защитит и православного, и иноверца от болезни, от скорби, в любом иске к нему – о том есть документированные свидетельства: святитель помогал каждому, кто просил защиты, даже мусульманам-туркам, иго которых лежало на Черногории, как на Руси долгое время веками ранее лежало татаро-монгольское иго. В этом истинность святого служения Богу – о том есть многие свидетельства в Евангелии, когда Господь наш Иисус Христос защищал от негодующей толпы самых отверженных, падших и даже язычников. Потому мы и говорим о Нем, как о враче, в котором нуждаются не здоровые, но больные. И верный служитель Его – сербский святитель Василий верно шел по Его стопам.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва перед иконой Святителя Василия Острожского, сербского митрополита-чудотворца, помогает всякому, кто обратится к нему во всех делах, но, прежде всего, известны многие чудесные исцеления от душевных и телесных болезней, в частности при онкологии, и от многих редчайших и трудноизлечимых болезней. Он помогает всем, кто обратится к нему, – незрячие начинают видеть, глухие – слышать, лежавшие в параличе – обретают подвижность. Вода из пещеры, где пребывали некоторое время мощи святого сразу после его погребения, помогает при ревматизмах, других заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Турция и Черногория находятся рядом и исторически связаны – на территории этого государства до сих пор проживает множество мусульман, и почитание святого Василия Острожского в тех краях так велико, что, бывает, даже исповедующие ислам просят его об исцелении во всех сложных медицинских случаях. Вера святому – это доверие Самому Господу, а Он не оставит зовущих о помощи, пример тому просьба хананеянки об излечении душевнобольной дочери (Мф. 15, 21 – 28). Чудесная помощь исходит и от образов Святителя Василия Острожского.

Также до конца XIX века у белопавличей – одной из черногорских народностей – в обычае было клятвенно утверждать правоту своих слов у раки с мощами святителя Василия Острожского: так вершился суд, примирялись между собой враждующие семьи и целые рода. Но и сегодня искренняя молитвенная просьба к святому о налаживании семейных отношений поможет и в этом важном деле.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Святый Василие, великий угодниче Божий, всим помогающий, помози ми грешному. Великий защитниче веры православныя, защити и нас, твою веру святую исповедующих и с надеждой к тебе приступающих. Великий архиерею Божий, умоли Бога Вседержителя о всех людех твоих, а после всех и о мне, последнем и недостойном. Твердошский витязю духовный и подвижниче Острожский, спасай ны от всех бед видимых и невидимых. Возжег ты землю Сербскую, яко свечу вечную пред Престолом Бога Живаго, сего ради и нам грешным пути наша ныне освети и тьму скорби прогони. Молитвами и слезами пещеру Острожскую согреша, согрей ныне Духом Божиим и сердца наша, да спасемся и прославим Бога Всевышняго и тебя, святителю Божий. Со всех света краев притекают к кивоту твоему больныя и немощныя, и ты им помогл еси: демонов отгнаша, путы диавольские растерзаша, здравие душевное и телесное людем дароваша. Тако и ныне крещеным и некрещеным помози; иже вовеки всим помогаеши, помози и ми грешному! Примиритель был еси братиям враждующим, и ныне вся враждующия и с братиями разделенныя примири, скорбящия возвесели, самовольныя укроти, болящия исцели. Святый Василие, чудотворче и отче наш духовный, услыши чад твоих во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

День памяти святителя Василия Острожского празднуется 29 апреля/12 мая, согласно дате его преставления в 1671 году.
Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

Острожский монастырь
Острожский монастырь по меркам тех мест, по крайней мере, по сравнению с большинством монастырей Юго-Восточной Европы, не считается древним – его заложили в основании горного утеса в середине XVII века. Он состоит из двух ярусных частей – Верхней и Нижней. Верхний монастырь, расположенный на высоте 900 метров, очень красивый. Две его церкви, вырубленные в скале, – Введения во храм Пресвятой Богородицы, где упокоены мощи святителя, и Животворящего Креста – как пишут очевидцы-путешественники, похожи «на два крыла летящей белой чайки», отчего монастырь кажется парящим над землей. Это место своей труднодоступностью еще до возникновения здесь монастыря привлекало монахов-отшельников.

В течение всех веков, что прошли со дня упокоения святителя, к раке с его честными мощами стекается великое множество паломников и разных национальностей, и разного вероисповедания. Приходят пешком, иные на коленях поднимаются от Нижнего до Верхнего монастыря. Отсюда же увозят масло, ладан, просфоры, хлопок, приложенный к раке. Эти священные и целительные дары везут для тех, кто по каким-либо причинам не в силах приехать сам и приложиться к главной святыне Острога. В обители же остаются свидетельства исцелений – костыли, носилки, трости для ходьбы и драгоценные подарки – в благодарность за возвращенное здоровье.

Если Вы пожелаете посетить Острожский монастырь и приобрели тур в Черногорию, то уже там Вам необходимо доехать до города Даниловграда, откуда до Острога 15 км, или до Подгорицы – оттуда до обители 30 км. Через оба этих города пролегает дорога, которая соединяет города Подгорицу и Никшич. От нее в сторону надо проехать 8 км до основания скалы Острошка Греда, где и расположен монастырь. Добираться можно и на рейсовом автобусе, и на личном автомобиле, но, как мы говорили, дорога узкая, серпантином и практически без ограждений, так что требует водительского опыта.

Остожский монастырь
Впрочем, в Черногории есть отдельные экскурсии с гидами, которые рассказывают и о правилах поведения в святом месте, и о событиях из истории и жизни монастыря. В обители, в церковной лавке можно приобрести и увезти из Острога на память небольшие иконы, ладанки, памятные сувениры и т.д.

По России мы не нашли точных сведений о храмах, посвященных святителю Василию Острожскому, и если у кого-то из наших гостей есть такие сведения, будем признательны, если вы с нами ими поделитесь. В Черногории же, с которой у России заключено соглашение о безвизовом режиме, их великое множество, и самый большой тот, где покоятся мощи святителя, – в Остроге. Образ святителя можно встретить едва ли не в каждой церкви.

Иконы с изображением святителя Василия Острожского распространились в XVIII веке, одно из ранних – фреска в Острожском монастыре. Также существует его изображение с пятью святыми в клеймах иконы Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Морача работы Гавриила Димитриевича, в других обителях и храмах. Самое позднее изображение сделано в 1969 году одним из иконописцев Острожского монастыря – сцена «Чудеса святителя Василия».


Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Икона Святителя Василия Острожского
Икона Святителя Василия Острожского,
иконописец Марина Филиппова

Святитель Василий Острожский, митрополит Захомский, родился 28 декабря 1610 года в Хумском крае, который входил в состав Герцеговины, в деревне Мрконич. Отец его Петр Йованович и мать Анастасия были небогаты, но благочестивы и во всем следовали православной вере. Так они воспитывали и своего сына, при Святом крещении нареченного Стояном, оттого мальчик рос, следуя всем христианским добродетелям, и не просто по обычаю, а в сердечном трепете перед Господом и любви к Нему – вместе с родными он посещал богослужения, соблюдал посты, не забывал о молитве. К тому же Господь наделил его многими способностями: мальчик был умен, усерден в учебе и весьма трудолюбив. Его также отличали от сверстников развитые не по годам смирение, серьезность и милосердие: семья часто сильно нуждалась, не хватало даже на хлеб, но, если у Стояна был кусочек, он никогда не съедал его в одиночку, а старался разделить с теми, кто рядом, например, когда пас овец – с другими юными пастухами.

Добрые примеры в миру не всегда в чести – они говорят другим, какими надо быть, а добродетель требует душевных усилий, отказа себе в чем-то и тем обличает не желающих трудиться над качествами своей натуры. Потому к семье Петра Йовановича относились с недобрыми чувствами многие из соседей: это был период османского ига, и многие предпочитали ради спасения жизни принять ислам или не слишком открыто исповедовать христианство, в отличие от этого откровенно христианского и благочестивого семейства. Родители, опасаясь за жизнь сына, которого также невзлюбили именно за мудрость и благочестие, а также чтобы дать ему образование, отдали его в монастырь Завала, устроенный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Монастырь был довольно богат, а его настоятель Серафим приходился Стояну дядей. Там Стоян учился грамоте, вся братия была весьма образованна, и в обители было собрано много книг, как священных – Священного Писания и святоотеческих трудов, так и светских научных. В их изучении он также преуспел, учитывая его природный ум и тягу к знаниям. Но, прежде всего, им владела внедренная в его душу с детских лет горячая любовь к Богу. Стремясь начать собственный подвижнический путь, он принял решение принять постриг. Поэтому через некоторое время он ушел из обители Завала в монастырь Успения Пресвятой Богородицы, иначе Тврдош, служившей также резиденцией митрополита Требиньской епархии, по названию города Требинье, неподалеку от которого она находилась.

Здесь он умножил свои подвиги в посте, молитве, бдении и физическом труде на благо обители и здесь же принял постриг с именем Василий по тезоименитству со святителем Василием Великим, который с той поры стал его небесным покровителем, чтоб и дальше последовать его подвигу святителя и ревнителя истинной веры. Вскоре он был рукоположен в сан диакона и далее – иерея. Служение его было искренним, проповедь – мудрой и горячей, но затем он двинулся далее, в Цетин, в Черногорию, где епископ Мардарий оставил его в своей резиденции. Однако между ним и митрополитом возникли серьезные разногласия. Семнадцатый век стал для православия веком тяжелых испытаний. Католицизм (униатская церковь) предпринимал усиленные действия по пропаганде латинской, западной веры в странах, где народы искони исповедовали православие. Орден иезуитов – образованнейший и политически наиболее сильный из орденов католицизма, был тогда самой серьезной опорой Рима. Он вершил судьбы Западной Европы, он стал самым мощным противником православия в восточных ее пределах.

Святитель Василий, будучи горячим ревнителем православной веры, не раз обращал внимание Мардария на активное проникновение латинской веры в Черногорию и сопредельные территории, сам вел усердную борьбу проповедью и научением, укрепляя верных и разрешая сомнения поколебавшихся, непреклонно стоял на защите православия, но в Цетиньской епархии услышан не был. Более того, ситуация сложилась примерно такая же, что и в детстве, когда окружающие невзлюбили его семью за бескомпромиссную преданность православной вере, а это могло стоить и спокойствия, и самой жизни. Так и епископ был раздражен излишним рвением святителя, которое не давало ему смотреть сквозь пальцы на пропаганду униатов, здесь был риск лишиться митрополичьего сана в случае несговорчивости с иезуитами. Он начал клеветать на Василия, однако клевета не возымела действия – в народе уже хорошо знали о богоугодной и подвижнической жизни святителя, его любили и почитали, признавали в нем ревнителя православия, так что оболгать его было просто невозможно. Чтобы избежать конфликтов в Цетине и не дать размножиться интригам, святой вернулся в Тврдош.

Здесь, в Тврдоше, он продолжал со всем усердием печься о спасении православия в своем народе, который, с одной стороны, нес на себе все тяготы османского ига, с другой – был искушаем униатской пропагандой. Какова же была сила, которую дал ему Сам Господь, если он мог противостоять такому двойному воздействию, которое могло стать разрушительным и не стало. Невольно напрашивается историческая параллель с Русью, которая несколькими веками ранее, почти с начала периода Крещения, находилась под игом татаро-монгольских кочевников, на территории ее царила феодальная раздробленность, но Русь Православная выстояла и победила именно благодаря своей, тогда молодой для нее вере.

В те годы он уже носил сан архимандрита, но именно этот сан не позволял ему в тяжкую для его народа годину выполнять свой долг святителя, просветителя в вере. Он ходил от дома к дому по Герцеговине, как до него это делал святой Савва, учредивший Захолмскую епархию, проповедовал Евангелие, совершал богослужения и таинства, помогал страждущим, нуждающимся, болящим. Иные высокомерно называли его «плебейским богомольцем», а он был истинным деятельным пастырем, который трудился со славу Господню и во спасение духовной жизни своей паствы, за которую чувствовал личную ответственность перед Богом.

Его воистину апостольский труд привел к тому, что местные жители, которые предпочитали покориться османам, по понятным соображениям, задумали его убить. Однако святитель удалился в Россию – и чтобы избежать гибели, и чтобы помочь своему народу. Из России он вернулся с многочисленными подарками, церковными облачениями, томами богослужебных книг и суммой денег, все это он передал в помощь народу Герцеговины, а облачение и книги крайне пригодились в обители.

Он находил средства и начинал восстанавливать оставленные и обветшалые храмы, открывал при них приходские школы, привлекая к этому делу иеромонахов обители и священников местных церквей, открыл народную школу в Тврдоше, всеми силами способствуя духовному и образовательному просвещению народа. Все это вызывало такое раздражение и ненависть со стороны богоотступников, тех, кто принял сторону и веру турков, и пропагандистов униатской церкви, что святителю пришлось опять на время покинуть пределы родины и уехать на этот раз на Святой Афон.

Пройдя по Герцеговине и Черногории, он дошел до Печа, где пребывал Святейший Патриарх Печский Паисий Яневац, который по просьбе архимандрита благословил его поездку на Афон.

Видя, что архимандрит Василий – человек высочайших духовных и личных качеств, многообразован и бесконечно предан своему служению, прежде чем отпустить его на Святую гору, Паисий возвел его в архиерейский сан. Провидец-патриарх видел необычность этого истинного пастыря, особое расположение Господне на этом совсем еще молодом человеке – святителю Василию было в то время едва к тридцати – и понимал, что только такой человек сможет помочь спасению православия в Захолмских землях.

На Святом Афоне, куда по воле Божией Василий добрался без приключений, он пробыл год. Обойдя ряд афонских монастырей, научаясь многому у тамошних монахов, большую часть времени он провел в Хилендарской обители у своих земляков – сербских монахов. На обратном пути он вновь посетил Печ, где Патриарх собрал всех архиереев Сербии в день праздника Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в 1638 году. В этот же день он рукоположил архимандрита Василия в епископы. Так он стал митрополитом Требиньским, а кафедра его была в Тврдоше.

По возвращении в Тврдош святитель продолжил свое служение, объезжая епархию, душа в душу проживая жизнь со своим народом, духовно укрепляя его и помогая во всем. Он служил, вооружась Божием словом и молитвой. Это служение было столь беззаветным и самоотверженным, что Господь наградил его даром чудотворения еще при жизни. По молитвам святителя Василия происходили чудесные исцеления, к нему приходили за помощью и утешением во всех сложных случаях жизни, и никто не уходил без благости в душе, но с укреплением в духе. Он не только сам раздавал подаяния нуждающимся, но и учил других подавать милостыню, совершать дела благотворительности, восстанавливать старинные церкви и возводить новые. После гибели от рук турок митрополита Восточно-Герцеговинского Паисия Требешанина сербский Патриарх Святейший Гавриил Раич поставил святителя Василия, тогда Захолмского, на опустевшую требешанскую кафедру.

В эти годы произошло усиление гонений османов на сербов, грабежи и пленения усилились, разоряли всё и вся, в том числе и православные храмы и церкви. Бедствия были чудовищные, народ бросал дома и скарб и бежал буквально куда глаза глядят. Беззаконие было такое, что никакими проповедями невозможно было ему препятствовать. Святитель тогда жил в монастыре Святого апостола Луки, им был восстановлен монастырь Святого великомученика Дмитрия возле города Оногошта, но обстоятельства заставили его покинуть любимые им места.

Он нашел в Пьешивцах, у подножья горы Загарач, пещеру, где смог уединиться, где он обустроил себе келью. Спустя немногое время к нему пришли жители окрестностей из почтенных семей и предложили переехать в монастырь в Острог, о котором святитель Василий слышал, в особенности о замечательном игумене его, преподобном старце Исайи. Вначале он жил в Нижнем монастыре, а после поднялся в Верхний, который находился в пещере преподобного подвижника Исайи, откуда 15 лет руководил своей митрополией. С помощью монахов, собиравшихся вокруг митрополита Василия, он восстановил церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а затем построил и чудесный храм Честного и Животворящего Креста, которые доныне восхищают паломников.

Так сложился знаменитый Острожский монастырь, а игуменом святитель Василий поставил другого Исайю – внука преподобного Исайи, первого отшельника Острога. Трудов святитель не жалел, подвизался все усердней, строил церкви и кельи, таская камни своими руками, продолжал заботиться о духовной жизни епархии и паствы, притом питался лишь овощами и фруктами, был он весьма худ, что видно и на образах его, а лик его был желт, как воск.

Отовсюду к нему, спасаясь, приходили люди, и никто не уходил без света в душе, без надежды в сердце, без крепости в вере, и многие его почитали как святого, что было вполне в соответствии с истиной. Старики, женщины, матери с детьми оставались как можно дольше вокруг своего пастыря, как бы в пределах его защиты, которую они чувствовали и в которую верили.

Святитель Василий Острожский – теперь мы можем в нашем рассказе так его назвать – состоял в переписке с сербскими патриархами в Пече, ездил к ним, говорил о злобе, которая окружала обитель. Был среди прочих некий князь Раич, который особенно отличался оскорблениями и нападками на святителя и обитель. О том в завещании своем святитель написал: «Пишу я, чтобы все христиане правду знали: какое-то время я жил в Остроге в отшельничестве, прилагая все свои усилия и отдавая все свое имущество, ничего не жалея ради милости Божией и милости Пресвятой Богородицы. С помощью братьев-монахов, благодаря Господу, я восстановил там то, что можно и увидеть. И многие ко мне относились со злобой, но Господь во всем помощником мне был. Данное мною написано не только для того, чтобы жители Острога, которые после меня будут там служить Господу и Святой Богородице, подвизались в холодной пещере ради теплоты Божией, но чтобы и вы, христиане, знали...»

Страдая из-за этой несправедливости, святитель хотел было снова уйти на Святой Афон, но понимал, что эта злоба не людская, а воплощенная в человеках злоба врага человеческого, который движет ими, если они отказались от Бога в душе. Поэтому, следуя к тому же и просьбам живших рядом белопавличей, сербского племени, во главе которого стоял священник Михаил Бошкович, он не покинул Острог.

В 1667 году он поехал к Святейшему Патриарху Сербскому Максиму в Печ, которому он рассказал все скорбное, что происходило вокруг монастыря. Патриарх написал белопавличам, чтобы те берегли Острожскую обитель, а Раича и прочих, кто оскорблял монастырь и его насельников, пообещал проклясть, если они будут продолжать свои неблаговидные действия. Святитель Василий, обладавший пророческим даром, говорил князю Раичу, что оскорбления, наносимые монастырю, даром не пройдут – погибнут все его сыновья. Когда предсказание сбылось, сам князь явился к святителю и рассказал о кончине его детей и глубоко покаялся. Святитель Василий и тут нашел слова утешения – горе отеческое есть горе отеческое и сказал, если он принесет покаяние Господу, то душа его утешится новым потомством. И свершилось: князь принес покаяние, и Господь дал его семье новых сыновей-наследников.

Так шли годы, и земной путь святителя Василия Острожского подошел к своему завершению. 29 апреля, по новому стилю 12 мая, 1671 года он отошел к Богу мирно, безболезненно. Шестьдесят лет – недлинный срок для земной судьбы, но в жизнь этого уникального святого можно было втиснуть несколько обычных жизней. По преданию, из скалы, где в пещере была его келья, выросла виноградная лоза, хотя там совсем не было почвы, способной родить растение. В момент его ухода келья святого наполнилась нездешним сиянием. Останки его были упокоены в земле под церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Святителя Василия при жизни не оставляли в покое, его враги нападали на него, особенно самый опасный враг рода человеческого – лукавый. Лукавый не давал покоя и его святым мощам. Первый раз пришлось спрятать мощи св. Василия в 1714 году, когда Нуман-паша опустошил Черногорию. Тогда монахи закопали мощи св. Василия возле реки Зеты, где они оставались в течение года. Река заливала это место, но вода чудесным образом не коснулась ни раки, ни мощей. В следующий раз во время осады монастыря Омер-пашой. Зимой 1852 года Омер-паша держал в осаде черногорцев десять суток в Верхнем монастыре. Атаку отразили, но мощи вывезли в Цетин, где положили их с мощами святого Петра Цетиньского. Там они покоились до 1856 года, когда их вернули в разрушенный и разграбленный Острог. В третий раз их снова вывозили в Цетин в 1877 году и в 1878 году их снова вернули с почестями в Острожскую обитель.

Известно, что в феврале 1942 года монастырь был подвергнут суровой бомбежке. Монахи снова попытались скрыть мощи святого, но оказалось, что это ни к чему – бомбы рвались рядом, но чудесными усилиями святого ни одна не попала в монастырь и никто из братии не пострадал.

В 1935 году в Белграде была открыта больница имени святителя Василия Острожского, а в храме В честь святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены в Вождоваце хранится великая святыня – его омофор.

Значение иконы

Икона Святителя Василия Острожского
Икона Святителя Василия Острожского
Сербия, XIX век


Первую икону Василия Острожского написал Гавриил Дмитриевич в 1713 году в монастыре Морача спустя 30 лет после прославления святителя. Есть по Сербии и многие другие изображения, но чудеса здесь творятся от самого присутствия святителя, разлитого в воздухе.

К раке его приезжали и приезжают христиане всех конфессий, приходят даже мусульмане, и даже те, кто утверждают себя атеистами, произносят его имя с трепетом и уважением, а святитель, печалившийся о разъединении людей перед лицом Бога, помогает всем, кто верит и доверяет ему, давая и помощь, и утешение, как и при жизни. Рядом с ракой молятся на многих языках планеты, но язык уповающего сердца един для всех.
Так торжествует православие, ибо все, что приходит нам от святых наших, – приходит через них от Господа и по Святой воле Его. К раке святого Василия приносят ценные подарки, здесь крестят детей, венчаются молодые пары. В народе даже сложился особый пост, который соблюдают перед праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы – «седмица Святого отца Василия».

Чудеса святителя Василия

Чудеса на могиле святителя стали происходить сразу после его блаженной кончины и происходят в Остроге и по сей день. Святитель Василий сам указал время, когда могилу надо было открыть и положить мощи в раку. Было это так.

В 1678 году святитель явился во сне игумену Рафаилу Косиерцу, настоятелю монастыря Святого Луки возле селения Никитича, и велел ему пойти и открыть его могилу. Игумен не поверил сну и не пошел в Острог, и на второй раз не поверил тоже. В третий раз святитель Василий явился игумену в облачении архиерея с кадильницей в руках. Он кадил, и жар из кадильницы обжег игумену лицо и руки. Испуганный игумен проснулся, рассказал о трех видениях монахам. После семи дней строгого поста и молитв и ежедневной Божественной литургии они пошли и, окадив могилу, открыли ее и увидели, что мощи святого не только нетленны, но и благоухают чудесным ароматом. Монахи взяли мощи, переложили их в раку и с великими почестями перенесли в Введенский храм.

А вот чудеса более близкого нам времени.

В феврале 1942 года немцы обстреливали Острог, бомбы с неба не тронули его, но один снаряд попал в дверь храма Честного Креста Господня, разбил двери, но не взорвался, а раскололся надвое. Специалисты позже осмотрели снаряд и выяснили, что он исправен и по всем законам физики должен был разорваться… Снаряд до сих пор хранится в обители как доказательство попечения святителя Василия.

Одного ремесленника, который объявлял себя атеистом, разбил паралич. Родные хотели отнести его в Острог, но тот отказался. Тогда ночью ему явился святой Василий и велел ему прибыть для исцеления. Пораженный мужчина сам попросил о перенесении его в обитель. Там он исповедался, и всю ночь перед ковчегом с мощами над ним читали молитвы. Уже наутро он почувствовал, что что-то в нем изменилось, затем болезнь удивительно быстро отступила. Он полностью выздоровел и в благодарность окрестил своего сына в честь святителя Василием.

В 1954 году человек по имени Драго Джабаркапа заболел желудочной болезнью. Боли со временем стали невыносимыми, его ждала операция. Однажды ему приснился сон, в котором он шел по незнакомой дороге. Ему было страшно, потом он свернул в пещеру. В пещере некий незнакомец встал ему навстречу и провел через дверь в светлое помещение, где свет лился непонятно откуда. Человек сказал Драго, чтобы он заночевал здесь в доме святого Василия. Наутро он рассказал о своем сне родным, и все решили, что надо ехать в Острог. Там он два дня читал молитвы святителю, после, находясь в монастыре, очень быстро полностью выздоровел и возвратился домой.

Случались многие чудеса и одно из них – путь туристов и паломников к Острогу. Обитель расположена на высоте 900 метров над уровнем моря. Дорога, по которой идет автобус, – узкий, без ограждения серпантин. Чтобы повернуть, передний бампер автобуса практически повисает на момент над пропастью, пассажиры ахают от ужаса, а гид всегда говорит, что ничего не случится. Ибо на этой дороге, за все века ее существования, не случалось ни одного несчастного случая или аварии – святитель Василий Острожский хранит каждого, кто идет к нему. И это тоже – великое чудо любви святого к своему народу и ко всем, кто верит в Того, Кому святитель служил каждый день своей жизни.
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru