Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Священномученик Дионисий Агреопагит

видео
 
предыдущая
следующая
Священномученик Дионисий Ареопагит крестился от апостола Павла, следовал за ним три года, а после возвратился в Афины для трудов в сане афинского епископа. Мученическую гибель принял в Галлии, куда отправился с проповедью. Причислен к лику апостолов в числе 70. Кроме подвига мученика, святой Дионисий Ареопагит прославлен тем, что составил самое раннее творение о Божественном откровении – «Ареопагитики». Дионисию Ареопагиту молятся о спасении души, о радости духовного озарения.

Все святые с именем Денис
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда день памяти святого
В каких храмах есть икона святого
Где в доме разместить икону
Житие святого и значение иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец Марина Филиппова
Размер: 21х17 см.
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Молитва святому Дионисию Ареопагиту перед иконой его защитит от искушений и заблуждений духовных. В тропаре ему мы слышим: «Священномучениче Дионисие, моли Христа Бога, спастися душам нашым». Так, молитвою перед Господом, священномученик Дионисий защищает нас от потери веры, от сомнений и колебаний, которые могут увести с пути спасения – главного пути, уйти с которого так легко и так опасно.

Духовная защита – важнее всех иных. Чаще всего мы просим защитить нас от мирских потерь, мирских проблем, защитить наше психологическое, физическое, материальное благополучие. Но так ли помним о благополучии духовном? О нем нам напоминают священники в храмах на богослужениях, в проповедях, но долго ли знание об этом высшем благополучии удерживается в памяти под натиском внешнего современного мира, среды, в которой мы живем, когда мы выходим из храма? В кондаке святому Дионисию Ареопагиту сказано: «…озарил еси во тьме неведения седящыя» – «озарил во тьме неведения находящихся». Так и мы молимся перед его иконой и просим святого о прозрении духовном, о защите от тьмы неведения, находясь в которой, часто не ведаем, что творим. Прозрение и дается часто как озарение, и тогда душа видит спасительный путь – путь к Царствию Небесному, по которому прошел сам, прежде язычник, а впоследствии ученик апостола Павла, священномученик Дионисий Ареопагит и, следуя его примеру, прочие святые, в православной вере почитаемые, и в том обретает и защиту, и спасение.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва перед иконой Святого Дионисия Ареопагита помогает сосредоточиться душе на главном – обретении верных духовных ориентиров, и, как это случилось с самим святым после его встречи с первоверховным апостолом Павлом, обрести ту позицию, ту нравственную систему координат, которая поможет человеку на долгое время поступать согласно всем заповедям, данным нам Богом от начала и навечно. Такая помощь – залог того, что непременно сбудется сказанное: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6; 33). «Это все» – это то благополучие, к которому стремится каждый в своей земной жизни. Желать спокойствия, здоровья, материального благополучия – совсем неплохо, нормально для любого человека. Важно только правильно расставить акценты, облечься, как сказано в тропаре святому Дионисию Ареопагиту, «благою совестию» и «веру соблюсти». И в этом поможет обращение к святому, который принял научение в вере у того святого апостола, который и сам прошел по тому же пути Божественного озарения. Так помогает молитвенное обращение к святому Дионисию, когда мы произносим словами тропаря ему: «Священномучениче Дионисие, моли Христа Бога, спастися душам нашым».
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Тропарь, глас 4-й
Благости научився, и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпал еси от сосуда избранного25 неизреченная, и веру соблюд, равное течение совершил еси: священномучениче Дионисие, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Кондак, глас 8-й
Небесная врата прошед духом, яко ученик до третияго небесе достигшаго Апостола26, Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом, и озарил еси во тьме неведения седящыя. Темже зовем: радуйся отче всемирный.
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

День памяти святого Дионисия Ареопагита празднуется дважды – 3/16 октября и 4/17 января – день 70 апостолов, которые были призваны на служение вслед за первыми двенадцатью.
Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

Известно, что останки святого хранятся в бенедиктинском аббатстве Сен-Дени, в 9 км к северу от Парижа. Ранее здесь стояла деревянная часовня, первая базилика здесь возникла по повелению святой преподобной Женевьевы Парижской. Мощи мучеников святого Дионисия, Рустика и Елевферия хранятся за главным престолом базилики. Православное почитание святого Дионисия в Париже началось 19 октября 1997 года, когда в аббатстве Сен-Дени был совершен первый православный молебен.

Есть ли его иконы в храмах России, доподлинно неизвестно, известны лишь его иконы на Афоне, но мы можем поклониться и помолиться ему перед любой иконой Всех Святых, поскольку имя его почитаемо в православии, а также можем заказать икону для домовых молитвенных обращений к святому.
Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Вокруг имени священномученика Дионисия Ареопагита, одного из 70 апостолов, посланных на проповедь, не стихают споры о его апостольском труде и о его сочинениях – Ареопагитиках, поскольку между временем, в которое жил святой Дионисий, чье имя упомянуто в «Деяниях апостолов» и который был учеником апостола Павла, и временем написания сочинений святого Дионисия Ареопагита прошло около четырех веков.

Из предания Церкви нам известно о нем то, что происходил он из благородной афинской семьи, его родители и сам Дионисий были язычниками. Ко времени Рождества Христова город Афины, столица эллинов, стал центром будущего европейского просвещения – искусства, архитектура, культура, наука, философия Запада получили свое начальное развитие именно здесь, в Элладе. Афины были знамениты своими философскими школами, и со всего древнего света сюда съезжались на обучение жители стран античного мира. Здесь происходили споры философов разных школ, приезжающие делились своими представлениями о мироустройстве, и было бы это совсем неплохо, если б в этих взглядах присутствовало свидетельство о Духе Божием, который проникает всякое знание, и без этого понимания никакие научные сведения о мире не будут иметь истинной полноты. Но о том, как такие собрания для обмена мыслями были интересны и важны просвещенным афинянам, упоминается в книге Деяний: «Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-то новое» (Деян. 17; 21).

Святой Дионисий был рано отдан в обучение и, благодаря своему таланту и трудолюбию, к 25 годам превзошел своих соучеников. Но его пытливому уму мало было полученных в родном городе знаний. Дионисий вместе с другом Аполофаном отправился в Египет, в город Илиополь, где проживали знаменитые астрономы, чтобы изучить и эту науку. Видимо, уже тогда святой Дионисий был замечен Богом, и какие-то важные, но неведомые пока ему самому изменения происходили в его душе. Иначе как объяснить, что, когда в момент Распятия Христова свет на всей земле померк и тьма накрыла мир на целых три часа, Дионисий воскликнул: «Или Бог, Создатель всего мира страждет, или сей видимый мир кончается!» Согласимся, что для того, кто сызмальства не знал другой веры, кроме языческой, это было весьма неожиданное замечание. Никакая философская умудренность не могла дать такого интуитивного озарения, а только Дух Божий, он, осенив его в тот час, отозвался в душе эллина-язычника.
После обучения в Илиополе Дионисий возвратился в Афины, обзавелся своей семьей, женившись, как предполагают историки, на афинянке по имени Дамарь, чье имя вместе с именем Дионисия упоминается в Деяниях (17; 34). То, что имя этой женщины обозначено особо, а остальные мужи, уверовавшие во время проповедей апостола Павла, оставлены безымянными, позволило, очевидно, сделать такое предположение. Так или иначе, по возвращении из Египта Дионисий, по мнению граждан столицы, которые, как известно, принимали все решения об избрании властей сообща, был признан одним из самых просвещенных и благоразумных горожан, его также отличали благородство духа и честность. Благодаря этим замечательным качествам он был избран в Ареопаг – Верховный совет Афин, имевший также и функции Верховного суда, и потому теперь мы знаем его как Дионисия Ареопагита.

Неисповедимы пути Господни. Вот и на этот раз в том, что один из самых просвещенных язычников стал ареопагитом, что послужило его встрече с одним из первых и наимудрейших служителей Христовых, с апостолом Павлом, нельзя не усмотреть Промысла Божия. В главе 17-й Деяний описано, как пришел в Афины апостол Павел, как проповедовал в Ареопаге и как недоверчиво приняли его философы. Апостол Павел отметил особую набожность афинян и еще заметил, что среди капищ, среди языческих святынь – а в книге Деяний упомянуто именно это слово, что свидетельствует о мудрости апостола, который не желал задеть чувств тех, кто еще ничего не знал о вере в Бога Истинного, – есть «жертвенник, на котором написано “неведомому Богу”» (Деян. 17; 23).

Но когда апостол стал проповедовать о Господе, сотворившем небо и землю, и даже напоминал, что «некоторые из ваших стихотворцев говорили “мы Его и род”», когда он говорил о покаянии и Судном дне, о воскресении мертвых, одни начали насмехаться над его словами, а другие говорили, что потом придут его послушать. Остались немногие, в их числе Дионисий и Дамарь, но после святой апостол и Дионисий остались вдвоем, поскольку слова апостола Павла произвели на Дионисия огромное впечатление. Они еще долго беседовали, и проповедь святого Павла окончательно перевернула весь внутренний дух, все сознание Дионисия Ареопагита. Когда апостол упомянул, как, видя страдания Христа, само солнце отказалось светить над землею и мир погрузился во мрак, Дионисий вспомнил ту мысль, которая поразила его тогда, в Египте, во время трехчасовой темноты. Он понял, что это и было то самое событие, о котором говорил святой апостол Павел, когда Бог воплощенный, Сын человеческий страдал за всех на кресте. Мир выстроился перед ним не в земной, а в иной – Божественной логике, пронизанной Святым Духом, а потому озаренный Светом, в котором вещи, явления, события предстают в своем истинном, исконном значении, и уверовал окончательно и без всяких на то сомнений.

Святитель Дмитрий Ростовский в своем жизнеописании святого Дионисия Ареопагита пишет, что новообращенный афинянин просил апостола молиться о нем Богу, чтобы «Он был к нему милосерден и сопричислил бы его к рабам Своим». Как мы знаем из истории, так и случилось, и святой Дионисий Ареопагит стал одним из 70 апостолов…

Уходя из Афин, апостол Павел встретил на пути слепца, который не видел от рождения, и все в городе знали об этом. Слепец, слышавший, очевидно, апостольскую проповедь, просил его вернуть ему зрение. Апостол осенил слепого крестным знамением, а дальше рассказал слепому, как поступил Господь Иисус, к Которому тоже подходил с молением о возвращении способности видеть другой слепец: Он «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Инн. 9; 6). «Тот да просветит и тебя Своею славою!» И слепой тотчас прозрел, а святой апостол велел ему идти к Дионисию Ареопагиту и сказать, что его послал «Павел, раб Иисуса Христа, дабы ты, согласно своему обещанию, пришел к нему и, крестившись, получил оставление грехов».

Видя такое чудо, Дионисий пришел к Павлу со всей своей семьей и крестился, а затем оставил дом и последовал за Павлом, находясь с ним три года. Три года он учился у апостола, после же святой Павел, будучи в Солуни, или иначе, по-гречески – Фессалониках, отправил святого Дионисия в Афины, назначив первым афинским епископом. Надо сказать, что обучение святого Дионисия Ареопагита в те три года, что он провел с апостолом Павлом, было так плодотворно и обширно еще и потому, что пути апостолов часто пересекались, между ними велись долгие и теплые беседы, они рассказывали каждый другому о своем апостольском опыте, что давало много пищи для духа, души и ума молодого Христова последователя. Он был с ними, когда они собрались к погребению Пречистой Богоматери в 57 году от Рождества Христова, был в Иерусалиме у Гроба Господня. Из писем его апостолу Павлу известно, что святой Дионисий ездил из Афин в Иерусалим, чтобы самому повидать светлый лик Пресвятой Богородицы: «Свидетельствуюсь Богом, – писал святой своему учителю, – что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил». Находясь среди апостолов, на этих благословенных встречах он слушал и принимал мудрость слов Иакова, брата Господня, Иоанна Богослова, святого апостола Петра, учеников апостола Павла Тимофея и Иерофея и многих других апостолов и их учеников.

В греческой столице святой Дионисий Ареопагит долгое время прослужил как афинский епископ, и Христова Церковь, основанная там апостолом Павлом, успешно прирастала все большим и большим количеством уверовавших в Бога Истинного. Но уже в зрелом возрасте он пожелал выйти на путь апостольского служения, чтобы так же, как его благословенный учитель апостол Павел, проповедовать евангельское учение и, если на то будет воля Божия, пострадать за Христа, как святой апостол пострадал в Риме от императора Нерона.

Следуя своему желанию, он, оставив после себя в Афинах епископа из числа служителей афинской Церкви, которому мог доверить паству, Дионисий ушел в Рим, где тогда служил епископом святой Климент. Епископ Римский принял святого Дионисия с радостью, там афинский святой пробыл некоторое время, а затем в 95 году святой Климент направил его с епископом Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и еще несколькими священнослужителями в Галлию – так раньше именовали Францию. Галлию населяли потомки варваров-язычников, и труды братии здесь предстояли немалые.

В Париже, тогда он звался Лютецией, святой Дионисий основал Церковь, усердно проповедовал Слово Божие и обратил многих. Он построил храм на благотворительные пожертвования новообращенных парижан, это примерно то место, где он был упокоен, оно впоследствии получило название Сен-Дени, позже на этом месте выросло известное аббатство Сен-Дени. В этом храме святой старец совершал богослужения и усиленно молился сам – молил Господа, чтоб Он даровал ему силы на привлечение к вере Христовой тех, ради кого пришел сюда, ради спасения их душ в славу Божию. Но в 89 году от Р.Х. к власти в Римской империи пришел Домициан – не уступающий по жестокости Нерону гонитель христианства и христиан. Домициану донесли об успехах на духовном поприще святого Дионисия, епископа Лукиана и всей братии в делах обращения населения Галлии в христианство, и, чтобы прекратить распространение Христовой веры в тех местах, император послал туда военачальника Цициния, своего надежного соратника и единомышленника, приказав ему истребить всех галльских христиан.

Прежде всего, был схвачен святой Дионисий, о подвигах и мудрости которого было известно далеко за пределами Галлии. Со святым Дионисием были взяты под стражу Рустик и Елевферий, остальные сумели спастись, уйдя с проповедью в другие страны. К тому времени святой Дионисий уже был глубоким стариком. Было ему 90 лет. Его, Рустика и Елевферия посланные взять их воины связали вместе и так привели к Цицинию. Тот спросил Дионисия, тот ли он старец, что ниспровергает языческих богов Рима? На это Дионисий ответил, что хоть он и стар телом, но душа его юна верой в Христа и способна рождать новых чад для Господа. Кто Бог его, спрашивал Цициний, и Дионисий отвечал ему словами евангельских истин. Однако душа военачальника осталась глуха к речам Дионисия, он снова и снова требовал отречения всех троих от Христовой веры, велел, чтобы они принесли жертвы римским богам, а те снова и снова в один голос отвечали, что поклоняются только Богу Единому, исповедуют веру Христову и никакого отречения императорский ставленник от них не дождется.

Взбешенный таким упорством Цициний приказал предать всех троих мучениям, потом бросить в темницу. На другой день Дионисия вывели из темницы и снова предали мучениям, но ни раскаленное железо, ни звери, которым пытались предать святого старца на съедение, ни огонь, куда его затем бросили, не причинили ему вреда – Господь защитил своего верного слугу, и уставшие от тщетных усилий сломить волю священномученика палачи кинули его обратно в темницу к Рустику и Елевферию. На другой день и их тоже пытали, требуя принести жертвы языческим богам, и столь же безуспешно. В конце концов, наместнику ничего не оставалось, как предать верных Христовых служителей казни через усечение мечом. Было решено казнить их на горе, которая в память об этом событии носит знаменитое на весь мир название Монмартр. Есть некоторые разночтения по поводу значения ее наименования: Mons martis – Марсова гора или Montmartre – Гора мучеников, впрочем, второе считается более верным толкованием древнего имени 130-метрового холма.

Когда всех троих вели к месту казни, святой Дионисий молился Господу, Который создал, научил его, Который открыл ему вечные таинства, и благодарил Его за все, что Он для него устроил и удостоил святого в конце его жизни пострадать за Христову веру. Он молил Бога принять его и его друзей к Себе и сопричислить «к числу Своих слуг за наше служение Тебе, ибо Твоя есть сила и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков». Завершив свою молитву, святой Дионисий сам преклонил свою главу под секиру палача. За ним сложили головы и Рустик с Елевферием.

А далее произошло чудо, которое потрясло всех, присутствовавших при казни. Тело Дионисия поднялось, взяло в руки свою честную главу и прошло с ней до церкви, которую когда-то возвел святой старец, два поприща, что составляет примерно 400 метров. Вручив голову благочестивой прихожанке Катулле, оно после этого упало наземь. Видя это, многие бывшие при этом язычники уверовали в силу Бога Единого и приняли Христову веру. Цициний был посрамлен.

Катулла хотела взять и тело святого мученика, чтобы похоронить его по обычаю, но язычники не дали этого сделать и даже выставили возле тела стражу. Однако Катулла, зная алчность римлян, пригласила их в дом, оделила подарками и угощением, а в то время христиане взяли останки святого и с почестями упокоили его там, где женщина приняла его голову.

Святой Дионисий Ареопагит с его соратниками был казнен в 96 году от Рождества Христова в преклонном возрасте, о его казни известно из свидетельств апологета Аристида. С 1935 года одному из кратеров на видимой стороне Луны, по решению Международного астрономического союза, было присвоено имя Дионисия Ареопагита.

«Ареопагитики» и их значение для христианского богословия

Но не только мученическим венцом прославлен в веках святой Дионисий Ареопагит. Он оставил после себя замечательные труды, получившие название «Ареопагитики». «Ареопагитики» стали повсеместно известны в V веке, и между богословами долгое время шел спор – что это, неизвестные доселе труды самого святого Дионисия Ареопагита, к тому время его уже стали называть и Дионисием Парижским, или это был другой парижский автор, живший уже четыре века спустя после того, раннего Дионисия, казненного на исходе I века? Можно ли их отождествить? К единому мнению, были ли это открытые позже сочинения святого Дионисия, епископа Афинского, Ареопагита, или это была мистификация, в те века весьма распространенная и не предосудительная, ученые-богословы не пришли. Исходя из последнего предположения, иные утверждают, что эти сочинения принадлежат некоему автору, выходцу из Сирии, который взял имя священного мученика, чтобы придать весомость этим сочинениям.

Все-таки наиболее верным кажется предположение, что труды святого Дионисия Ареопагита принадлежат не кому-то, кто взял его имя как псевдоним, а что долгое время они сохранялись втайне богословами Александрийской церкви. Есть свидетельства, что Климент Александрийский, Дионисий Великий, возглавлявший Александрийское огласительное училище, где ученики получали научение в Христовой вере, святой Григорий Богослов знали и изучали их. Святой Дионисий Александрийский писал толкования на сочинения Дионисия Ареопагита Григорию Богослову. В VI – VII веках «Ареопагитики» получили всецерковное признание, а Иоанн Скифопольский и преподобный Максим Исповедник создали первые толкования к ним. Впрочем, на Западе среди католиков и протестантов остается предпочтительным мнение богослова Лоренцо Валлы, который подверг сомнению, что «Ареопагитики» принадлежат святому, прославленному мученичеством на рубеже I – II веков от Р.Х., и утверждал их как написанные под псевдонимом. Однако большинство богословов склоняются к тому, что важнее всего – духовная ценность этих сочинений, хотя имя их истинного создателя так и остается, по сути, окутанным флером времени, которое хранит свои тайны.

«Ареопагитики» включают в себя пять трактатов: «О божественных именах», «О таинственном богословии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», последний трактат – это 10 писем, в одном из которых говорится о том солнечном затмении, которое наблюдал святой Дионисий в часы страданий Христа на Кресте, и это письмо может служить подтверждением мнения православных богословов о принадлежности «Ареопагитиков» именно ученику апостола. Это самое раннее, судя по всему, богословское учение о духовных священноначалиях, об обожении человека, об ангельских чинах и их соподчинении, о жизни Церкви и ее таинствах и чинах священничества внутри нее – замечательное, неоценимое для последующих веков богословия творение, к которому обращались многие Святые Отцы Христовой Церкви, как на католическом Западе, к примеру, Фома Аквинский, так и на православном Востоке.

Иоанн Дамаскин вносит его в свое «Богословие», а в IX веке Патриарх Мефодий, еще до принятия сана, составил житие Дионисия на греческом языке, он же дополнил его свидетельством о месте его мученической кончины в соответствии со свидетельством Аристида. Святитель Дмитрий Ростовский составил его житие на русском языке, но использовал при этом все имеющиеся духовно-исторические источники – и греческие, и латинские.

Значение иконы

Лик старца на иконе Святого Дионисия Ареопагита написан в канонической манере изображения священномучеников раннехристианского периода. В 933 году в творении «Из древностей церковной истории Ульпия Римлянина о наружном виде Богоносных отцов» дано наиболее раннее описание наружности святого Дионисия, благодаря которому мы видим его иконописный образ.

Однако самое главное – это история их земного жития и великого подвига как свидетельства любви к Богу и самоотреченного служения Ему. Впрочем, помимо мученического подвига святого старца, о котором он сам молил Бога, желая, как и многие ранние христиане, пострадать за Христа, свидетельствуя тем, что на свете есть ценности превыше физической жизни и сокровища дороже материальных благ, для нас важно, что своим радостным мученичеством они обличали самих мучителей, с виду благополучных, имеющих силу и славу земную. Однако в свидетельстве силы и славы Божией их здешняя власть терялась, оказывалась беспомощной, и, видя это, многие из тех, кто не веровал, уверовал – слишком уж очевидным было доказательство величайшей – духовной – правоты мучеников, каким был и святой Дионисий Ареопагит, и его соратники.

Был еще один подвиг святого. Можно приписывать его другому лицу, более позднего происхождения (кратко о богословских спорах по поводу принадлежности сочинений святого Дионисия см. раздел «События из жизни святого», подраздел «”Ареопагитики” и их значение для христианского богословия»), можно согласиться с тем, что творение Ареопагита совершенно аутентично, но было сокрыто до поры до времени по особой воле Господа. Важнее другое: автор «Ареопагитиков» был удостоен величайшего дара – практически первым дать миру пришедшее через него Божественное откровение о Творце, о Небесном соподчинении ангельского войска и об отражении Господней воли на нас, живущих в Церкви на земле. Истинность этих творений безусловна и признана Православной Церковью, поэтому и для нас они могут служить важным и интересным источником духовных и богословских знаний об исповедуемой нами вере. В I ли веке было создано творение святого Дионисия Ареопагита, в V ли, но оно носит его имя, и иначе как по воле Божией этого случиться не могло. Божественная, не земная логика в том, что оно открылось миру именно тогда, когда богословие пришло в ту стадию развития, чтобы быть способным понять «Ареопагитики», принять и использовать во всей полноте как источник духовных знаний. Этот подвиг не менее дорог, чем его многолетнее епископское служение, апостольская проповедь в числе 70 апостолов и кончина.

Поэтому почитание его имени перед его иконой, обращение к нему за духовной помощью – замечательное духовное подспорье нам всем. Прочтите историю его жития, восхититесь ею, и ваш взгляд на икону станет иным. Вы увидите на этом образе и святого, и человека, который жил, действовал, страдал и радовался, и все это было во славу Божию, а потому снова и снова хочется в конце рассказа о мученике, подвижнике Церкви святом Дионисии Ареопагите сказать древними и нестареющими словами: «Дивен Бог во святых Своих!»

Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru