Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Святая благоверная Великая княгиня Московская Евдокия (Евфросиния)

видео
 
предыдущая
следующая
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, Великая княгиня Московская – супруга святого благоверного князя Димитрия Донского. Ее имя значится среди имен Собора московских святых. Житие святой являет уникальный сплав служения Богу, государственных трудов по объединению Московской Руси и нелегкого долга жены и матери. Святой Евдокии Московской молятся о защите Отчизны, о попечительстве над обездоленными, об исцелениях, чаще от слепоты и паралича.

Все святые с именем Евдокия
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда день памяти святого
В каких храмах есть икона святого
Где в доме разместить икону
Житие святого и значение иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец Марина Филиппова
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Молитвенный подвиг святой благоверной Великой княгини Московской Евдокии (в иночестве Евфросинии) в трудные для Русской земли времена был колоссальной духовной поддержкой ее благочестивому и праведному мужу в его благочестивом подвиге изгнания восточных владык-захватчиков из пределов Святой Руси. И в наши дни мы можем всем миром молиться святой Евдокии Московской, чтобы она своим молитвенным предстательством перед Господом по-прежнему защищала Россию во времена смут и угроз, укрепляла в православных христианах патриотический дух. Также, в числе прочих небесных покровителей из Собора московских святых, она – небесная покровительница Москвы и Подмосковья.

Святая праведная Евдокия Московская непрестанно молилась за свою семью, мужа, детей, родителей, потому наша молитва к ней перед ее иконой защитит и наш семейный очаг как маленькое государство от вторжения в него недоброжелателей и сил, несущих всяческое неблагополучие.

От мощей праведной княгини после ее благочестивой кончины совершались многие исцеления, и, есть свидетельства XIX века, особенно от слепоты. Потому мы можем просить ее защитить нас и наших близких от возможных недугов – душевных и физических. Особым ее попечительством и защитой со времен ее земной жизни и по сей день пользуются престарелые, вдовы, сироты, обездоленные – о них святая благоверная княгиня Евдокия всегда заботилась и молитвой, и всякой иной помощью.

Сейчас редко кому из девочек дают древнее имя Евдокия, а жаль – в переводе с греческого оно означает «благоволение». Если Вы дадите в Святом Крещении имя Евдокия девочке, которая при рождении была названа другим, светским именем, то тем именем она будет называться в миру. А вот исповедоваться и причащаться, совершать иные таинства она смогла бы как Евдокия. В этом случае святая праведная княгиня Евдокия Московская станет для нее ее небесной покровительницей, одной из лучших, которую может себе пожелать женщина, крещеная в православную веру.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Святая благоверная Великая княгиня Евдокия Московская помогает по молитвам к ней перед ее иконой всем, притекающим к святой во всех скорбях и печалях, и особо – вдовам, сиротам, старикам и прочим нуждающимся в попечении извне, как физически и материально, так и в духе. Также есть свидетельства, что от мощей ее и по молитвенным прошениям к ней происходили чудесные исцеления, особенно исцеления от слепоты и паралича. Однако здесь содержится и символическое значение понятия «прозрение» – по молитвам к праведной княгине Евдокии Московской происходит прозрение не только физическое, но и духовное, и потому к ее светлому образу обращаются за помощью в случаях, когда душа нуждается в выведении ее из сумрака сомнений и колебаний в вере.

Помогает во всех делах святая благоверная Великая княгиня Евдокия Московская и тем, для кого становится небесной покровительницей. Причем совсем необязательно, чтобы при рождении девочке было дано такое редкое на нынешний день имя как светское. Она может носить любое другое имя в миру, но если ее крестят в Евдокию, то, посещая храм, при совершении таинств называться она будет Евдокией. Более того, нередко случается, что в многонациональной России и за ее пределами в православную веру крестят девочек, родившихся в местах с традиционно иной верой и соответственно с традиционными именами. Например, автору этих строк знакома женщина из Алма-Аты, которую при рождении назвали Гульнара, мама ее была казашкой, отец – русский. Гульнара крестилась сама, уже будучи взрослой женщиной. Понятно, что для совершения таинства Крещения нужно было искать другое имя, имеющееся в православном месяцеслове, и она, вдохновившись подвигом святой Софии Римской, выбрала это имя, и теперь покровительница Гульнары – премудрая святая София. Так же может поступить любой, выбрав для Крещения имя Евдокия.

Также святая княгиня Евдокия – в числе небесных покровителей земель Московских.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Молитва
О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление о нас, недостоиных, с верою и любовию к тебе припадающих, и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людем от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления, подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавится и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8-й
По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши и в княжестем чертозе подвижнически поживши, послежде и чертог, и чад твоих Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние, и, вшедши во обитель, тобою созданную, во иночестем образе многи подвиги показала еси, и святое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси. И ныне, предстоящи Христу Богу, моли спастися душам нашим.

Величание
Ублажаем тя, преподобная мати Евфросиние, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа, Бога нашего.
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

День памяти святой преподобной княгини Евдокии Московской – преподобной Евфросинии Московской в году празднуется Церковью дважды: 17/30 мая – дата совершения монашеского пострига, а 7/20 июля совершается чествование памяти ее светлой кончины.
Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

После разрушения Вознесенского собора Московского Кремля в 1929 году и временной утраты мощей святой Евдокии Московской они милостью Божией частично были идентифицированы в 1999 году археологом Т.Д. Пановой. После их нового счастливого обретения им воздали необходимые почести, и это событие стало очередным знаком благоволения Господа к России и прочной, даваемой Богом надежды на благополучный исход ее из полосы новых испытаний.

История храма преподобной Евфросинии Московской на Котловке, в одном из районов Москвы, началась в 2003 году, когда о. Алексий Ладыгин, ныне настоятель храма, основал в выделенном Управой района помещении домовую церковь, а при ней бесплатную воскресную школу для детей и взрослых. 20 апреля 2003 года здесь отслужили первую литургию.

Первый камень в основание будущего храма заложили в 2005 году, строительство завершилось в 2010 году, тогда же храм был освящен. Место для устроения храма также было выбрано не случайно – здесь святая благоверная княгиня Евдокия в ее имении «Котлы» вместе со старшим сыном Василием принимала митрополита Киприана и убедила его прийти и остаться в Москве, что явилось важным шагом в становлении Москвы не только как политического, но и духовного центра Руси.

Сегодня храм в честь преподобной Евдокии Московской на Котловке, где хранятся частицы ее святых мощей, – место поклонения москвичей и многих приезжих паломников, он всегда полон. В приходе ведется активная общественная работа по духовному воспитанию детей, молодежи и оказывается пастырская помощь стремящимся к духовному просвещению взрослым. В 2013 году перед храмом торжественно был открыт памятник святому благоверному Великому князю Димитрию Донскому и Великой княгине Евдокии со чадами.

Адрес храма: Москва, Нахимовский просп., д. 8.
Тел./Факс: 8 (499) 401-70-32 (секретариат), 8 (499) 401-70-29 (сторож), 8 (499) 401-70-31 (церковная лавка).
Проезд: ст. метро «Нахимовская».
Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Молодые годы, замужество

Сведений о точной дате рождения дочери Великого князя Суздальского Димитрия Константиновича Евдокии не сохранилось, хотя в некоторых источниках указывается 1353 год. Однако ее жизнеописание достаточно подробно изложено в летописных сводах разных времен с того времени, когда ей предстояло стать женой молодого Великого князя Московского Димитрия Иоанновича, правнука благоверного князя Александра Невского и княгини Анны, будущего святого благоверного князя Димитрия Донского.

Димитрий Константинович долгое время оспаривал превосходство своего правления у юного московского Великого князя Димитрия Иоанновича, но политическое благоразумие взяло верх перед лицом общей опасности – довлеющим долгое время над Русью игом Золотой Орды. Было принято решение, которое объединило усилия обоих князей в борьбе с захватчиками, и этот исторический период стал по промыслу Божию для всей Руси одним из самых важных – периодом ее освобождения, а также укрепления православной христианской веры в ее пределах.

Княжна Евдокия была воспитана в семье, где свято соблюдались все правила и обычаи воспитания детей в православной христианской традиции. Благочестие, добродетельные деяния, любовь к Богу и понимание важности духовного и прочего просвещения – это содержание семейного уклада совершенным образом отразилось в личности Великой княгини Московской Евдокии. К моменту замужества ей было 12 или 13 лет, но тогда взрослели рано, и в ней уже окрепли такие замечательные качества, как чувство долга, происходящее от стойкости в вере, смиренность, происходящая от нерушимой надежды на Бога, кротость – от любви к Нему. Ко всему прочему о ней известно, что она была дивно хороша собой. Молодой московский князь Димитрий Иоаннович, которому ко времени вступления в брак исполнилось 15 лет, также отличался разумением, силой воли, был хорошо образован – как пишет летописец: «… аще и книгами научен бяше добре», целомудрен и боголюбив. Как говорит предание, под рубахой он постоянно носил власяницу, день его начинался с молитв на Божественной литургии, а во время Великого поста князь еженедельно причащался.

18/31 января 1366 года по благословению святителя Алексия, митрополита Московского в Коломне, состоялась пышная царская свадьба, после чего молодые вернулись в Москву. Княжеская чета непрестанно находилась под водительством таких столпов русской православной духовности, как святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский, а его ученик святой Федор, игумен Московского Симонова монастыря, был духовником Великой княгиня Евдокии. Позже святой Федор занял Ростовскую митрополичью кафедру, стал архиепископом Ростовским. Этот был один из самых благословенных от Бога христианских браков, какие знала российская история. Он также стал для молодого князя Димитрия Московского неиссякаемым источником духовных сил в его борьбе за Святую Русь, а преданность и безграничная любовь супруги – главной внутренней опорой во многих испытаниях, выпавших на его долю, поскольку для Руси наступали тяжелые времена.

После побед и политических усилий прадеда Димитрия Иоанновича Московского, благоверного князя Александра Невского в деле наведения относительно спокойных отношений Руси и ордынского ханства прошло примерно сорок лет. На место ханов, с которыми вел переговоры Александр Невский, бывший не только талантливым полководцем, но и мудрым политиком, пришли новые, более жадные и агрессивные правители. Сменились князья, а вместе с этим и возникли новые земельные притязания: вновь все чаще стали вспыхивать княжеские междоусобицы. Русь опять была ввергнута в череду внутренних и внешних военных конфликтов: с востока – с Ордой, с запада – с войсками княжества Литовского.

К войнам добавились новые беды в самой Москве: в лето 1365 года, предшествовавшего году бракосочетания князя Димитрия и княжны Евдокии, на Русь навалилась небывалая засуха. В «Истории города Москвы» И.Е. Забелина – историка, археолога, специализировавшегося по истории столицы, приведены записи из летописи о кошмаре того лета: «Было тогда знамение на небеси, солнце являлось аки кровь и по нем места черны, и мгла стояла с полета, и зной и жары были великие, леса и болота и земля горяше, реки пересохли и был страх и ужас на всех людях и скорбь великая». В Москве начался сильный пожар, получивший название Всехсвятского от названия церкви Всех святых, где ветром повалило свечу, и деревянная постройка в одночасье занялась огнем. Пожар уничтожил практически весь тогда полностью деревянный город, вплоть до окружавших его стен, тогда еще дубовых. Занялась не только Москва – досталось и близлежащим селам.

Затем на еще не оправившийся от пожара московский люд обрушилась новая напасть – моровая язва, чума. Эпидемия выкашивала людей тысячами, погибал домашний скот, и целые семьи оставались без животных-кормильцев. В начале зимы 1366 года чума отступила, оставив после себя множество вдов, сирот, обнищавшего люда, и вот тут молодая Великая княгиня Московская Евдокия проявила все свое милосердие и сострадание к обездоленным, помогая им и средствами казны, и прочими добродеяниями. Делом же князя Димитрия стало восстановление выгоревшего города, и он, посоветовавшись с братом Владимиром и боярами, решил ставить вкруг Москвы стены не дубовые, а каменные: «… сдумаша ставить город камен Москву, да еже умыслиша, то и сотвориша. Тое же зимы повезоша камение к городу». Это было очень важное решение – теперь во время междоусобных столкновений или нападений внешних врагов в Кремле могли затвориться не только князья, духовенство и бояре, но и часть населения близлежащих территорий.

Спустя два года Москва была отстроена, но в 1368 году литовский князь Ольгерд подступил к новым каменным стенам Кремля, где укрылись митрополит Алексий, князь с княгиней и бояре. И снова горела деревянная часть Москвы, а княгиня Евдокия с боярскими женами усердно молилась о спасении своей земли и делала все, что возможно, для облегчения участи москвичей.

В 1371 году наступило время для Великой княгини Евдокии Московской расстаться с мужем на долгое время – Тверской князь Михаил Александрович начал спор с Димитрием Иоанновичем о главенстве в княжении на Руси. Поскольку все подобные решения принимались лишь властью ордынского ига, благоверному князю Димитрию Московскому надлежало ехать в Золотую Орду, чтобы там оспорить право Тверского князя и получить ярлык на княжение. Святитель Алексий, митрополит Московский, не только благословил Великого князя в путь, но, несмотря на почтенный возраст – тогда ему было уже 80 лет, сопровождал его до самой Коломны, лежащей на юго-востоке от Москвы. Пока князь Димитрий Иоаннович находился в Орде, за него горячо молилась молодая княгиня Евдокия, всем миром молился народ, и в этой общей молитве с особой силой звучали прошения к Господу святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского. По общим святым молитвам князь Димитрий благополучно вернулся из ставки Орды с ярлыком на Великое княжение Русью. В том же 1371 году в семье благоверных князя и княгини Димитрия и Евдокии родился первенец Василий.

Преподобный Сергий Радонежский стал для великокняжеской четы не только воспреемником двух сыновей, в том числе Василия, рожденного в 1371 году – в 1373 (по другим сведениям в 1374 году), преподобный прибыл в Переславль–Залесский, чтобы совершить таинство Крещения княжича Юрия. Крещение происходило в присутствии князя Димитрия и княгини Евдокии, родителей княгини, ее братьев, а также московских и суздальских бояр. В память об этом замечательном для Великой княгини дне святая благоверная Евдокия возвела в древнем Переславле церковь Рождества Иоанна Предтечи и основала при ней святую обитель. В целом же духовное и личное присутствие преподобного в жизни Великой княгини Евдокии позволило историкам назвать праведную Евдокию Московскую его духовной ученицей, а Русской Православной Церковью она причислена к Собору радонежских святых.

В семье Великих князя и княгини всего родилось 12 детей, из которых четверо ушли к Богу еще в младенчестве, а всего осталось пятеро сыновей и три дочери.

Куликово поле. Прощание и встреча

Одна тысяча триста восьмидесятый год в истории Государства Российского запечатлен навсегда как год победы русского воинства на Куликовом поле. До этого хан Мамай был относительно терпим к Руси и христианам: ему ничего не оставалось, как быть политически гибким, поскольку в главной ставке Орды на него смотрели косо из-за того, что западный наместник ханства не являлся прямым потомком чингизидов. Однако отношения Москвы и Мамая к 1380 году сильно ухудшились, так как Московский князь, получив ярлык на княжение, стал требовать значительного уменьшения налоговой дани.

Противостояние на Куликовом поле между Доном и Непрядвой святого благоверного князя Димитрия Московского и хана Мамая, иначе именованное Мамаевым побоищем, увековечено в летописях старинных времен и не раз воспето в прозе и стихах века спустя. На Коломенской земле увековечена и свято хранима память об этой замечательной победе, на которую преподобный Сергий благословил князя Димитрия с войсками. Благословление было дано на Девичьем поле, которое сейчас находится в черте города, здесь установлен памятный знак о том событии, имеющем огромное историческое значение. Историки среди многих битв за Русскую землю в качестве наиважнейших, имевших особое не только военное, но моральное для государства значение, выделили три: сражение на Куликовом поле, битву за Бородино и танковый бой под Прохоровкой в 1943 году.

А тогда, в год 1380-й от Рождества Христова, 18 августа у стен Московского Кремля святая благоверная княгиня Евдокия Московская провожала князя с ратью на битву с Мамаем. Женщины рыдали, давая мужьям своим «конечное целование»1. По «Сказанию о Мамаевом побоище»: «Князь же великий и сам едва удерживался от слез, не стал плакать при людях, но в сердце своем весьма прослезился. И, утешая княгиню свою, так сказал:
— Жена! Если Бог за нас, то кто против нас?2
И сел на любимого коня своего, и все князья и воеводы сели на коней своих и выступили из города».
Священнослужители окропили святой водой Николаевские, Фроловские (ныне Спасские) и Константино-Еленинские (ныне Тимофеевские) ворота, и русские войска потекли к Коломне.

Все дни отсутствия князя, ничего не зная о судьбе мужа, о ходе и итогах сражения, княгиня Евдокия Московская вместе с другими женами горячо молилась за воинство русское, за Русь, за мужа. Она постилась, и если покидала покои, то лишь за тем, чтобы раздать милостыню, накормить нищих, помочь найти приют бездомным, находя в делах милосердия отвлечение сердцу и разуму, истерзанным тревогой и болью. В те дни общих сердечных и слезных молитв Богу среди прочих молитва Великой княгиня была самой яркой, как горящая свеча во тьме изнуряющей неизвестности.

Господь всегда на стороне благого дела, творимого во имя Его, и 25 сентября в Спасские ворота Московского Кремля рать князя Димитрия вернулась с победой, хотя сам Великий князь, который не отсиживался в шатре, а самолично шел в первых рядах сражающихся, был весьма изранен. Праведная княгиня Евдокия встретила с великой радостью мужа на том месте, где провожала его, проливая потоки горьких слез. В память о павших на Куликовом поле воинах благоверный князь Димитрий установил поминальную субботу, которую называют Димитриевской, а благоверная княгиня Евдокия Московская возвела в стенах Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, для росписи которого были призваны великие иконописцы земли Русской Феофан Грек и Симеон Черный. Впрочем, Димитрий, Великий князь Московский, стал называться Донским только с XVI века, когда под этим прозванием он был занесен в «Степенную книгу» – памятник русской исторической литературы, составленный по инициативе святителя Макария, митрополита Московского, духовником Иоанна Васильевича Грозного Андреем – впоследствии митрополит Московский Афанасий – в 1560–1563 годах.

Заботы и труды. Вдовство

Победа над Мамаем стала чрезвычайно духовно важным событием для Святой Руси: за восемь дней стояния на Куликовом поле разрозненное, изначально собранное по разным феодальным уделам с бору по сосенке войско вернулось в Москву единым народом, объединенным Русским Православием. Это была не просто воинская победа – она была победой христианства над попыткой насадить в нашем Отечестве чуждую веру. К тому же в бою погиб юный хан Мухаммед Булак, при котором Мамай был беклярбеком – наместником, и его правление потеряло законность, поскольку, как мы уже сказали, Мамай не был прямым потомком Чингизхана. В сентябре 1380 года в бою с Тохтамышем при битве на Калке он потерял большую часть войска, перешедшего на сторону противника, и бежал. Власть досталась хану Тохтамышу, менее терпимому и более агрессивному.

Провал в битве на Куликовом поле для Золотой Орды был чреват потерей влияния в русских землях – так воодушевилась Русь, где князья, чьи воины участвовали в сражении, почувствовали свое единение под общими хоругвями победы. В стремлении взять реванш за проигранное Мамаем сражение и восстановить властную силу новый хан Золотой Орды Тохтамыш в 1382 году пошел на Москву.

Князь Димитрий Иоаннович поехал в Переславль и Кострому собирать войска, княгиня Евдокия с малыми детьми осталась поначалу в Москве, а затем с митрополитом Киприаном убыла в Переславль, с которым было столько связано в ее жизни, что позже она повелела возвести там церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Путь был долог и небезопасен – княгиня с трудом покинула уже осаждаемый город, едва не попала в плен. Тремя днями позже Тохтамыш взял Москву, сжег город дотла, перебил десятки тысяч жителей, включая жителей окрестных земель. Однако узнав, что возвращается князь Димитрий с войсками, оставил город лежащим в пепелище и бежал от возмездия.

Князь и княгиня оплакивали погибших, из исторических источников известно, что на княжеские средства было похоронено до 24 000 человек, и благоверная княгиня Евдокия непрестанно молилась Господу об упокоении всех погребенных.

Невозможно было бы без помощи Божией вынести то, что претерпевала душа этой юной женщины, вместе с мужем переносившей все тяготы правления во всех государственных перипетиях того сложнейшего для становления российской государственности периода, в котором роль Великого князя Димитрия Московского неоценима. Кроме заботы о супруге, она как мать беспокоилась о детях, которые, как и она, могли пострадать от завоевателей. Со старшим, Василием едва не случилась беда, когда он, будучи послан за ярлыком на княжение вместо отца, на которого хан был крайне разгневан за постоянные требования снижения дани, взимаемой с Руси, на два года в качестве заложника был задержан в Орде в 1383 году. Тот год принес ей еще одно горькое событие – скончался ее отец, князь Димитрий Константинович Суздальский, на момент кончины уже князь Владимирский.

Но самым великим ударом для святой праведной княгини Евдокии Московской стала утрата супруга – в 1389 году. Когда княгиня едва оправилась после появления на свет младшего сына Константина, через четыре года после того умер Великий князь Димитрий Донской. Ему шел тридцать девятый год. Свою смерть князь, уже занедуживший – сказывались и раны от сражений, и невероятный по напряжению чувств и воли труд забот о судьбе народа и государства, предчувствовал. Понимая, что уход близок, князь Димитрий составил духовное завещание, в котором передавал престол старшему сыну Василию, но в соправительстве с матерью. Его оценка роли княгини в жизни и деятельности самого князя совершенным образом прозвучала в словах: «А вы, дети мои, слушайтесь во всем своей матери, из воли ее не выходите ни в чем. А если кто из сыновей моих не станет слушать своей матери и выйдет из ее воли, то не будет на том моего благословения...»

Лицевой летописный свод сохранил для нас ответный прощальный вопль осиротевшей жены, «Плач княгини по умершем муже». Сегодня через века доносятся до нас Евдокиины слезы, и невозможно читать их без кома в горле: «Зачем ты умер, жизнь моя, дорогой мой, меня вдовою оставив? Почему я не умерла прежде тебя?<…> Солнце мое, рано ты зашло, месяц мой прекрасный, рано ты померк <…>. Вместе с тобой жила, с тобой и умереть хочу. И юность еще не оставила нас, и старость не настигла. На кого оставляешь меня и детей своих?<…>. Кто я теперь? Осталась без своего царя. Старые вдовы – утешьте меня, молодые вдовы – плачьте со мной: вдовья доля – самая горькая».

Инокиня в княжеских одеждах

Вслед за погребением святого благоверного князя Димитрия Донского в Архангельском соборе Московского Кремля, став вдовой на 23-м году трудного по пройденному совместному пути, но все-таки счастливого и воистину христианского брака, праведная Московская княгиня Евдокия обратилась всем сердцем к Церкви и жизни в ней. Однако на ее плечах оставалось совместное с сыном правление наследными вотчинами, и этой завещанной покойным мужем обязанностью она не могла пренебречь. Она начала многие строительные дела, и в «Сказании о блаженной Великой Княгине Евдокии, во инокинях Евфросинии» сохранились летописные записи о том, что и здесь она преуспела,. Княгиня строила церкви и храмы, и многие их них возведены по ее велению в столь любимом ею Переславле-Залесском.

Княгиня внешне соблюдала все официальные традиции, которые требовало ее великокняжеское положение, но под роскошными одеждами, как атрибутами, полагающимися ей по сану, праведная княгиня носила власяницу и вериги, была весьма воздержана во всем и держала пост. При этом ни на время, помимо государственных дел, не оставляла дел милосердия – помощи нищим и нуждающимся, помогала бедным обителям, в том числе пустыни святого Кирилла Белозерского.

Как и положено, княгиня созывала и званые обеды с роскошными яствами, но сама ела лишь постное и всячески блюла Христово слово: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 17, 18). Она так тщательно скрывала свое подвижничество от всех, что в народе завистники даже пустили слух о якобы нецеломудренной жизни княгини-вдовы. Слыша это, сыновья были смущены, а Юрий Димитриевич не смог сдержать возмущения и обратился к матери за разъяснениями. Евдокия, как мать, не могла держать сыновей в таком неведении, оскорбительном для нее и для них как самых родных людей и наследников княжеского рода. Княгиня созвала детей и, сняв дозволенную приличием часть княжеских одежд, представила им вериги и власяницу. Дети увидели под широким и пышным по традициям того времени одеянием, что она до такой степени исхудала от постоянного поста, что, как пишет летописец, «плоть ее присохла к костям». Юрий и остальные братья пали к ее ногам и молили простить их за недоверие, говорили, что отмстят за клевету. Но мать запретила им даже мысль об этом, ибо это могло открыть ее тайну, хранимую во имя Господа, и лишь смущение детей заставило ее открыться им.

Великая молитвенница, благоверная княгиня ежедневно посещала то один, то другой московский храм, и с ее святым именем связано еще одно чудесное событие избавления Москвы и Руси от ордынских захватчиков. Было это в 1395 году при нашествии следующего хана – Тимура (Тамерлана). Когда его войско стало у границ Руси, весь наш народ пришел в ужас перед лицом очередной напасти от ига. Молодой князь Василий, благодаря научениям его праведной матери, собрал войско и двинулся навстречу захватчику. И снова путь его лежал к Коломне, где на берегу Оки он остановился, ожидая противника. Москву оставались защищать силы князя Владимира Серпуховского, героически проявившего себя как военачальник засадного полка, успешные действия которого завершили победный исход битвы на Куликовом поле. Однако дружина князя Василия значительно уступала по численности войску Тимура, и полководец понимал, что шансов на победу у него практически нет. Оставалось одно – уповать на Бога и Пресвятую Богородицу.

В это время в Московском Кремле весь народ с митрополитом Киприаном во главе молился Господу, взывая ко всем заступникам земли Русской – митрополитам Петру, Алексию и преподобному Сергию Радонежскому. Начинался Успенский пост. В самый день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа по новому стилю, после Божественной литургии из Успенского собора Владимира была вынесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери и крестным ходом понесена в Москву. Почти десять дней образ следовал на руках духовенства, путь иконы лежал через многие большие и малые поселения, и по обочинам стояли русские люди. Коленопреклоненные, при виде иконы они слезно молили: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!..»

К столичным вратам крестный ход подошел 8 сентября 1395 года, день в день через 13 лет после захвата Москвы Тохтамышем. Навстречу чудотворному образу вышла вся Москва во главе с митрополитом Киприаном, Великой княгиней Евдокией и всей царственной семьей. Икону встретили на Кучковом поле, ныне район Сретенки, а затем торжественно внесли в Успенский собор Московского Кремля. Молебны перед иконой служились непрерывно, и так же непрерывно перед нею находилась и праведная княгиня Евдокия, подобно инокине полностью погруженная в молитву.

И случилось то, чему нельзя дать иного объяснения, как Господень промысел и заступничество и защита Пречистой Матери Его, Которую молили о спасении тысячи и тысячи жителей земли Русской. В день прибытия Владимирской иконы Божией Матери в Москву Тамерлан внезапно двинул войско от Коломны к югу, а за следующие дни и вовсе ушел за границы Руси. По преданию, когда хан отправился в свой шатер на отдых, было в полудреме ему видение: высокая гора, а с нее спускались некие святители, угрожающе потрясавшие золотыми посохами, а над ними – царственная Жена в окружении крылатого воинства, которое двинулось на Тамерлана. Хан проснулся от тяжелого тревожного чувства и тут же созвал совет. По требованию его мудрейшие из его советников истолковали ханский сон как предупреждение, что величавая Жена – Матерь Господа, Бога христиан и главная их защитница. Тамерлан разумно решил, что против такой помощи свыше не устоять даже его хорошо обученному и мощному войску, и ушел из русских пределов. Это была победа без боя, но ее значение для Руси – бесценно. Православие еще более сплотило русский народ, ибо именно общие молитвенные усилия позволили одержать главную – духовную победу над жестоким и сильным врагом.

В память об этом событии на Кучковом поле, где встречали в столице Владимирскую икону Божией Матери, по благословению митрополита Киприана была заложена деревянная церковь «во имя Пречистой Богородицы, славной встречи Ее на память о той великой милости Божией», а затем, к 1397 году здесь уже была обитель, названная Сретенской, от старорусского слова «сретение», «встреча». Зная о суточных молитвах и посте княгини Евдокии, в котором она пребывала на время молитв, москвичи стали почитать ее еще более. Ее теперь чтили не только как Великую княгиню-правительницу, но как молитвенницу и заступницу перед Богородицей и Богом.

Также в память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана Церковью был установлен праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери, тогда же мы празднуем память святых мучеников Адриана и Наталии.

К этому времени сыновья святой благоверной княгини Евдокии Московской стали взрослыми, и она всерьез задумалась о том, чего желала всегда, – уходе на монастырское служение. Хотя она и так каждый день большую его часть проводила в московских церквах и обителях, молясь и творя дела милосердия.

Мы уже говорили, что, овдовев, благоверная княгиня много сил положила на строительство, в основном храмов и церквей. На месте сожженных Тохтамышем княжеских палат у Спасских, тогда Фроловских, ворот, откуда она провожала своего драгоценного супруга святого благоверного князя Димитрия на битву с Мамаем, где ждала в молитвах и слезах его возвращения и где с великой радостью встречала его после сражения, ею были возведены монастырские кельи будущего Вознесенского монастыря и деревянная церковь в честь Вознесения Господня, откуда пошло и название монастыря. Здесь она предполагала провести остаток дней в монашеском служении Богу.

Однако, следуя духовному завещанию мужа не оставлять княжения, этот шаг благоверная княгиня Евдокия совершила только после того, как в видении ей явился Архангел Михаил, возвестивший ей скорую кончину. После этого явления святая Евдокия Московская пожелала, чтобы был написан образ Архангела Михаила, что было исполнено, а икону установили в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, однако о пророчестве явившегося ей Архистратига она не поведала никому.

Постриг святой благоверной княгини Евдокии Московской со святым именем Евфросиния, по-гречески – «радость, благоволение», совершился 30 мая 1407 года по новому стилю в деревянной церкви Вознесения. При этом присутствовало огромное количество народа, который видел чудо, открывшее всем прижизненную святость Великой княгини как угодницы Божией. Одному нищему она явилась во сне, обещая избавить его от полной слепоты. По пути следования ее к обители, где ей предстояло стать на путь иночества, святая княгиня шла в одной рубахе, как полагается идущим на постриг. Слепец, которому было видение, пробравшись к ней сквозь народ, взмолился о прозрении, говоря о его ночном видении. Евдокия шла, будто ничего не видя вокруг и не слыша, но широкий рукав ее будто случайно упал на глаза нищего, и тот благоговейно провел им по глазам. И в этот момент прозрел. Видевшие это разом упали на колени, благословляя Бога, и в день пострига княгини, по преданию, исцелилось около 30 человек.


Светлейший оттиск в памяти народной

Второго мая 1407 года, еще до пострига, была заложена каменная церковь Вознесения, но окончания строительства святая монахиня Евфросиния, в миру Великая княгиня Евдокия Московская, не застала. Она почила с миром 20 июля (все даты по новому стилю) на 54-м году жизни. Ее погребали при большом стечении скорбящих там, где закладывался храм и где ее честные мощи покоились до 1929 года. От гробницы святой княгини-инокини происходили многие чудеса исцеления, а над ее гробом неоднократно возгоралась свеча как свидетельство продолжения непрестанного попечения ее о Русской земле и русском народе, теперь уже из Божиих пределов. Известно, что в XIX веке от ее гроба свершились многие исцеления от слепоты и паралича. В том же веке святая Евдокия, в схиме Евфросиния, была местночтимо канонизирована в лике преподобных. Что интересно, сам святой благоверный князь Димитрий Донской был канонизирован Русской Православной Церковью в лике святых много позже – в 1988 году.

Достроить церковь Вознесения взялась супруга Великого князя Василия Димитриевича Софья Витовтовна, но из-за большого пожара строительство осталось неоконченным. Через 50 лет оно было продолжено княгиней Марией Ярославной, женой Великого князя Василия II Темного, на это деяние ею был дан обет, который был счастливо исполнен – в 1467 году храм был полностью достроен и освящен.

Вознесенский храм у Спасских ворот стал для России священным местом большого духовного и государственного значения. За три века, с XV по XVIII, здесь были погребены Софья Палеолог, бабка Ивана IV Грозного, Елена Глинская, его мать, Ирина Годунова, супруга царя Феодора Иоанновича, мать Петра I Наталия Кирилловна, внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича царевна Наталия Алексеевна, а также тут же были упокоены не только великие, но и удельные княгини и царицы. К началу XX века в церкви находилось 35 гробниц.

Над святыми мощами преподобной Евфросинии в 1822 году на пожертвования людей была устроена посеребренная рака, затем вместо нее возвели более пышную, усыпанную драгоценными камнями и с балдахином. Богато украсили и икону, изображающую чудесное исцеление святой княгиней слепого, икона находилась рядом с ракой. Эти почести были как раз связаны с событием прославления ее святого имени, включенного тогда же в Собор московских святых. На тот момент в Соборе это было единственное женское имя, пока к ним не добавилось после прославления имя преподобномученицы Елисаветы, Великой княгини Елизаветы Феодоровны.

Двадцатого июля 1907 года в столице в Вознесенском соборе торжественно памятовали 500-летие кончины святой благоверной княгини Евдокии Московской. Праздник прокатился по всей России, где имя ее на богослужениях зазвучало с новой силой.

Это место многие века было святым и для русских царей, и для многих россиян. Но находиться в покое святым и царственным останкам времени оставалось немного, в воздухе России вновь разлилось предвестие тревоги. Через 10 лет грянула революция 1917 года, со всеми ее печальными для религиозной культуры последствиями. В 1922 году раку разграбили, изъяв все драгоценности, но останки святой Евдокии Московской до 1929 года так и оставались нетронутыми под полом каменной гробницы. В том году началось уничтожение зданий Вознесенского и Чудова монастырей в целях строительства на их месте школы красных командиров ВЦИК. Сотрудники музеев Московского Кремля пытались спасти хотя бы усыпальницу и, как смогли, перенесли мощи всех там погребенных в подвал Судной палаты Архангельского собора. Каменную гробницу преподобной Евфросинии время повредило сильнее других, мощи святой тогда оказались вместе с останками других упокоенных, и идентифицировать, отделить их от прочих захоронений XV века не представлялось возможным очень долгое время.

Однако в 1999 году археолог Т.Д. Панова, исследуя одеяния мощей, в части точно принадлежавших по описаниям преподобной – кусочки савана, часть кожаного монашеского пояса с тиснением и так далее, смогла провести исследования, показавшие, что исследуемые частицы действительно принадлежат святой благоверной княгине Евдокии Московской – в иночестве преподобной Евфросинии.

С начала XXI века в Москве память святой благоверной княгини возвращается, ее имя становится все более значимым для России, по крайней мере, оно уже отмечено действиями и в жизни столицы, и на государственном уровне. В 2005 году на Нахимовском проспекте в Москве был заложен храм преподобной Евдокии (Евфросинии) Московской, а в 2013 году перед уже освященным и действующим с 2010 года храмом, при содействии Регионального благотворительного общественного фонда имени Великой княгини Евдокии Московской, учрежденного в 2006 году, открыт памятник святому благоверному Великому князю Димитрию Донскому, преподобной Евфросинии и их детям.

В 2007 году решением Священного Синода учреждены орден и медаль преподобной Евфросинии Московской, ими будут награждаться женщины за особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развитие социального служения Церкви. В 2012 году на Рождественском бульваре Москвы вознесся поклонный крест преподобной Евдокии Московской.

Значение иконы

На протяжении всей российской истории от начала Крещения Руси женщины нашей Отчизны являли собой ярчайший пример, достойный их святых праматерей. Их величайший духовный подвиг соединялся с лучшими сторонами, свойственными исключительно женской натуре, – милосердием, сострадательностью, целомудрием и праведностью. И вместе с тем они обладали тихой, скромной, но непреклонной волей, которая делала их истинной опорой их мужьям, принимавшим на себя тяготы военных походов, преодоления государственных смут, великой ответственности за судьбу Святой Руси – Великой России. При этом они свято соблюдали обязанности заботливых жен и любящих матерей, которые, с одной стороны, нежно и горячо любили своих чад, а с другой – понимали, что растят их не для себя, особенно сыновей, что им когда-то придется принимать бразды правления из рук их отцов, и воспитывали их в духе христианского благочестия и понимания своей особой гражданской ответственности.

Образец жития святой преподобной Евфросинии Московской, благоверной княгини Евдокии – один из самых блистательных. Великая молитвенница, ставшая угодницей Божией, Великая княгиня, говоря о которой, супруг ее, оставляя земную жизнь, в духовном завещании наказывал сыновьям: «из воли ее не выходите ни в чем», несла бремя государственной власти в княжении бок о бок с мужем. Но и до, и после того, когда горько оплакала его, позволяла себе прилюдно скорбеть только в дни общей народной скорби. Она проливала со всеми в едином сердечном порыве свои сострадательные слезы, когда слезно молилась вместе со всеми Господу о защите от частых угроз, приходивших на Русь и опустошавших ее пределы. Однако, когда наступало время восстановления порушенного, ее лицо сияло благой светлой улыбкой смирения и веры, и никто не знал, как терзала ее великое сердце тревога за мужа, за детей, за судьбу вверенной Богом ей с мужем, а затем в раннем вдовстве, Руси. Смиренная стойкость княгини-инокини в несении своего креста, ее действия, пронизанные постоянным свидетельством о Боге, которым, как и всех христианских святых от апостольских времен, была вся ее земная жизнь, служили опорой и воодушевлением не только близким – супругу и детям. Ее благое присутствие, как чистое пламя свечи перед образом Божиим, освещало бытие всех, кого она в трудные времена укрепляла словом и делом, утешая вдов и сирот, творя дела милосердия к обездоленным.

Долгое время было сокрыто от всех, что истинный монашеский подвиг начался гораздо ранее, чем настал час, когда она приняла иноческий сан. Прозрение нищего-слепца при постриге – не просто чудо исцеления от недуга. Оно в одночасье изменило внутренний духовный мир и исцеленного, и всех, кто это чудо видел. Так Господь указал, как истинная прозорливость в Духе Святом, вера и сила ее отворяет очи и телесные, и духовные.

Если еще раз мысленно окинуть взглядом ее житие, невольно приходит мысль: а не подобный ли тихий подвиг терпения и веры свершался супругами и прочих наших благоверных князей? Не мало ли мы знаем о них? Не были ли они таким же неотъемлемым тылом, необходимой опорой благоверным князьям, защищавшим нашу землю в нашествиях внешних врагов и внутренних исторических перипетиях, которые претерпевала Святая Русь? И монашеский, и княжеский подвиг святой Евдокии Московской, в немалых подробностях дошедший до нас, не сохранен ли нам Божиим промыслом, чтобы об этом можно было задуматься сейчас?

Любовь к Богу и Отчизне, высочайший патриотизм как гражданственность, осознанная на духовном уровне, и вместе с тем – священное исполнение ответственного женского долга супруги и матери в неразрывном сплаве неоднократно явлены в истории святых благоверных княгинь и жен царей России. Как уникальный образец его среди замечательных православных жен немеркнущим, немерцающим, божественным светом сияет тихий прекрасный лик святой преподобной Евфросинии – святой благоверной Великой княгини Московской Евдокии.

Поклонимся ей перед ее святой иконой. Поблагодарим теплой молитвой за беспримерные труды на благо духовного и исторического будущего Российского государства святую Евдокию Московскую и всех равноапостольных и благоверных цариц и княгинь российских за то, что они своим примером явили нам женский идеал, к которому можно стремиться.

______________________________________________
1«Давали им конечное целование» — так издревле прощались с теми, кто шел на верную смерть.
2из Послания святого апостола Павла к Римлянам, глава 8, стих 31.
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru