Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Святой преподобный Агапит Печерский

видео
 
предыдущая
следующая
Преподобный Агапит Печерский – русский святой, покровитель медицины. Ему молятся об исцелении от тяжких недугов. Когда обычные врачи бессильны, больному помогает молитва, обращенная к первому лекарю Киевской Руси. Она же усиливает действие лекарств, назначенных врачом. Не только в болезни, но и в тоске и бедности обращаются с молитвой к святому Агапиту Печорскому, который исцеляет и оказывает духовную помощь людям.
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой

Когда день памяти святого

В каких храмах есть икона святого
Где в доме разместить икону
Житие святого и значение иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Молитва святому Агапиту Печерскому, врачу безмездному, перед иконой его защищает нас от недугов душевных и телесных. Несмотря на то что преподобный Агапит был врачом, главное его попечение было о спасении душ тех, кого он врачевал, потому и молитва ему защищает нас от малодушия и ослабления в вере, которые преграждают путь к спасению и жизни Вечной. В сущности, святые, которые молятся о нас, защищают человека от него самого, от человеческой слабости в ежечасной духовной жизни. Они защищают молитвой своей Богу от искушений и скорбей, которые могут повергнуть нас в уныние, происходящее от той самой слабости и недостаточности веры. А духовный недуг, уныние и расстройство души со временем приводят к расстройству и телесному, и потому преподобный Агапит обращался, прежде всего, с молитвой к Господу о даровании спасения души и, как следствие, излечении тела. Радость о Боге – самый лучший лекарь, ибо Ему драгоценен каждый из нас.

Еще же, обращаясь к святому Агапиту Печерскому и помня, как он раскрыл действия некоего врача (читайте об этом в разделе «События из жизни святого»), который пытался применять при лечении магию, Вы можете просить у него молитвенной помощи, чтобы он своим прошением о Вас, обращенным к Богу, защитил Вас от врачебных ошибок, медицинской халатности и – не дай Бог! – от шарлатанов.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Есть молитва, которую создал сам преподобный Агапит: «Отче мой Истинный, на Тебя Единого уповаю, и молю Тя, Господи, лишь о спасении души своей, да будет воля Твоя Святая укреплением моим на пути сием, ибо жизнь без Тебя – мгновение пустое. И лишь в служении Тебе жизнь Вечная. Аминь».

Молитва святому преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному, перед иконой его об исцелении чудотворна – известны многие случаи исцелений от болезней, иногда в самых тяжких случаях (посещение его мощей замечательно, но, к сожалению, не всем и не всегда возможно). Эти исцеления происходят и после особенно усердного чтения молитв и акафиста, если их читают с верой и пониманием того, что тот, к которому ты обращаешься, глядя на его лик на иконе, – тебя действительно слышит, со стремлением, чтобы произносимые слова были адресными, а не выпущенными куда-то в неопределенное пространство. Также перед его иконой молятся о помощи в обретении смиренного терпения при уходе за больными: сам преподобный являл образец этих добродетельных качеств, когда ухаживал за болящими из братии лавры.

Однако из молитвы преподобного Агапита видно, что главной своей помощью он считал спасение человеческой души. Поэтому он по молитвам к нему помогает наставлением, а наставление святых приходит через знания его жития – это пример, который он подает всем нам. И если не только обращаться к святому преподобному Агапиту Печерскому, а молиться Господу его собственной молитвой, которую произносил он сам, – это будет замечательно. Это оставленная нам из глубины веков особенная помощь от святого: так вы молитесь вместе со святым о своем духовном спасении его словами, как он молился о себе самом.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Молитва первая
Преподобне отче Агапите! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Агапите, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья
О всеблаженне Агапите, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым — от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое зaступление во веки веков. Аминь.
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

1/14 июня Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Агапита Печерского - врача безмездного.
Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

В России точное местоположение иконы Святого преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, неизвестно, хотя он весьма почитаем в Православной Церкви. Известны, помимо Киево-Печерской лавры, две церкви на Украине, в Киеве и Донецке, находящиеся в Украинской Православной Церкви Московской патриархии. Обе церкви – новые, выстроенные уже в нашем веке.

В Донецке церковь В честь святого преподобного Агапита Печерского построена на территории областной клинической больницы им. М.И. Калинина, освящена в 2000 году. Ее приход оказывает помощь нуждающимся, которые находятся на лечении в больнице, как духовную, так и материальную – медикаментами, продуктами и пр. Также приход печется о детском санатории, находящемся в Калининском районе города.

Адрес: 83099, г. Донецк, просп. Ильича, д. 14.
Проезд: любой троллейбус до больницы им. Калинина.

Также икона Святого преподобного Агапита Печерского находится в Свято-Игоревском приделе церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Адрес: г. Киев, просп. Победы, д. 40б.
Проезд: ст. метро «Политехнический институт», трол. № 5 до ост. «Парк им. Пушкина».

Известна еще одна икона, в Полтаве, но она современная, и нет точных сведений, где она находится, – известно только, что в одной из полтавских церквей.
Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Икона Святого преподобного Агапита Печерского
Икона Святого преподобного Агапита Печерского, иконописец Юрий Кузнецов

Истории неизвестны дата рождения и мирское имя преподобного Агапита Печерского – врача безмездного, который считается первым лекарем Киевской Руси. Известно только, что родился он в Киеве и полагали его блаженным, что жил он в XI веке, не позднее 1073 года – то есть при жизни преподобного Антония Печерского, монаха из Афона, который был родом из Любеча, города княжества Черниговского. Вместе с преподобным Феодосием, что был из Василькова, города в Киевском княжестве, основал Киевскую Печерскую обитель на берегу Днепра.

Наиболее полное его жизнеописание составил по Киево-Печерскому патерику XI века Дмитрий Ростовский, оно включено в его труд «Жития святых». Для нас биография преподобного Агапита становится подробной только после того, как он из Киева пришел в пещеру к преподобному Антонию за исцелением. Исцеления Агапит ожидал через постриг в иноческий чин. После пострига Агапит остался при преподобном Антонии, служил ему и во всем следовал житию преподобного, а тот наставлял инока и позволял ему присутствовать при исцелениях больных.

Агапит видел, как Антоний исцелял недужных своей молитвой, но чтобы те не искушались чудотворчеством, преподобный давал им еще и травы полезные, но не они были причиной выздоровления, а чудотворная молитва Богу. Блаженный Агапит жил, не имея ничего в собственности, только самое необходимое, как и многие святые подвижники. Беря во всем пример со старца, он многие годы трудился. Если заболевал кто-то из братии, Агапит уходил из своей кельи и неотлучно находился при больном – ухаживал за ним, перекладывал малоподвижного, готовил ему еду и постоянно молился Господу о его исцелении, давая при этом ему травы из тех, что варил себе в пищу, – он во всем следовал примеру своего великого наставника. И, конечно, видя такой молитвенный и человеческий труд, Господь не оставил Агапита и наделил и его даром исцеления. Вскоре в Киеве стало известно о целителе Агапите, к нему стали приходить больные и отходили от него здоровыми.

В те же времена в Киеве жил врач и маг, имени которого в патерике не сохранилось, там он записан как Армянин – по вере и происхождению. Одной из способностей этого искуснейшего лекаря было умение, взглянув на больного, определить срок его кончины. Если болезнь была смертельной – он отказывался лечить больного. И все у него шло удачно, пока не заболел первый боярин великого князя Всеволода. Армянин предрек ему смерть через восемь дней. Отчаявшийся боярин повелел перенести его в Киево-Печерскую обитель. Там он принял от блаженного Агапита травы, которые подал тот ему с молитвой, и исцелился.

Об этом исцелении стало известно в Киеве, что, конечно, подорвало лекарскую репутацию Армянина. Тогда тот, с целью в свою очередь навредить блаженному, послал в Печерский монастырь человека, осужденного на смерть, чтобы тот принял перед Агапитом яд и умер. Однако молитвою и травами, которые Агапит готовил для себя, блаженный исцелил умирающего. Тогда озлобившийся маг попытался отравить самого Агапита, через своих единоверцев послав ему отравленное питье, но Агапит выпил зелье без всякого вреда для себя, ибо сказано в Евангелии от Марка о служителях Господних: «… если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк. 16; 18).

Случилось так, что в Чернигове занедужил сам князь Владимир Мономах. Армянин начал его лечить, но лечение было безуспешным – болезнь не оставляла князя, только становилась крепче. И вот, уже понимая, что кончина близка, Мономах обратился к тогдашнему игумену Печерской обители Иоанну (преподобный Антоний в то время уже отошел ко Господу) с просьбой отпустить к нему блаженного Агапита, ибо тот был его последней надеждой на исцеление. Игумен сказал Агапиту о княжеской просьбе, но тот, который никогда не выходил из монастырской обители, смиренно ответил, что он не пойдет к князю, поскольку и ко всем тогда идти придется: «Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда», – пишет в «Житиях» Дмитрий Ростовский.

Однако игумен убедил блаженного Агапита послать князю хотя бы трав «от пищи его», тот согласился, князь принял травы, а блаженный вознес за него молитву, и Мономах был исцелен.

После выздоровления князь сам посетил Печерскую обитель, чтобы увидеть и одарить княжескими дарами своего целителя, но тот, избегая земных почестей и прославления, удалился. Князь отдал золото игумену, но позже все-таки прислал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному. И тот вновь не принял даров, сказав, что «исцелял он силою не своею, но Христовой». Боярин упрашивал Агапита, говорил, что если бы он принял дары, тем утешил бы того, кому через блаженного Бог послал исцеление. После этих слов Агапит согласился принять дары, но просил со смирением передать князю, что и все, что тот имеет, не его, чужое, повторив евангельскую истину, что ничего из земных сокровищ, когда наступит его последний час, князь с собою не возьмет. А потому надо князю раздавать милостыню, «ибо Сам Господь, Который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно», – так записано в «Житиях».

Однако княжеское золото постигла та же участь, что и в первый раз: блаженный Агапит вынес дары из кельи, будто бы хотел спрятать, а на самом деле бросил и скрылся. Игумен увидел это, взял золото и раздал его нищим. Князь Владимир Мономах не посмел ослушаться воли святого и стал с тех пор раздавать щедрую милостыню всем нуждающимся.

Настало время, и после всех трудов занемог и сам блаженный Агапит. Тогда к старцу пришел тот самый Армянин и стал спрашивать, какими средствами лечится преподобный. На это он ответил, что здравие подает Бог, чем вызвал замечание Армянина, что Агапит ничего не знает о лекарском искусстве. Маг взял за руку блаженного и сказал, что жить тому осталось три дня. И если за это время произойдет исцеление, то он изменит свою жизнь, примет крещение, постриг и станет таким же монахом. На это блаженный Агапит ответил ему, как пишет Дм. Ростовский, «с горячностью»: «Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь этого, зачем унижаешь меня и осуждаешь на смерть в третий день? Меня же известил Господь, что через три месяца отойду я к Нему».

Армянин же не поверил ему и настаивал, что через три дня старец отойдет ко Господу. Тут к Агапиту, который был болен сам, принесли другого болящего. Преподобный показал траву Армянину, но тот сказал, что такой травы не знает, и предположил, что она из Александрии. Тем временем блаженный дал вкусить травы больному, помолился, и тот стал здоровым. Однако, когда он предложил вкусить той же травы Армянину, тот отговорился тем, что в эти дни у него пост. Преподобный спросил, какой тот веры, и, узнав, что он – иноверец, потребовал немедленно оставить его келью.

Блаженный Агапит действительно прожил еще три месяца и отошел ко Господу 1 июня 1095 года по старому стилю. Братия с пением погребла его в пещере святого преподобного Антония. Узнав, что старец покинул сей мир в тот срок, который знал про себя сам, Армянин пришел в Печерский монастырь к игумену Иоанну со словами: «Блаженный Агапит явился мне и сказал: “Ты обещался принять иноческий образ; если солжешь, то погубишь и жизнь, и душу”. Я верую, что явившийся мне свят, и если бы хотел он дольше жить здесь, то это даровал бы ему Бог. Я полагал, что он не переживет трех дней, а Бог прибавил ему три месяца, а если бы он желал, то жил бы и три года. Но я думаю, что сам он как святой захотел оставить нас, стремясь в Царство святых, и если преставил его Бог из временной жизни в сей обители, за то даровал ему жизнь вечную в обителях небесных. Поэтому желаю скорее исполнить повеление этого святого мужа».

После наставления игумена новообращенный последовал примеру блаженного Агапита и навсегда остался в монастыре, где принял кончину.

Преподобный Агапит оставил после себя учеников – преподобный Алимпий (Алипий) иконописец считается первым дерматологом, преподобный Дамиан – первым педиатром, преподобный Прохор стал первым русским фармацевтом. Они все упокоены в пещерах Киевской лавры рядом со своим учителем, над гробом которого установлена краткая надпись: «Прп. Агапит Печерский — врач безмездный».

Ныне киевские ученые установили, что примерный возраст его был 60 лет, значит, дата рождения приходится на 1035 год. С.А. Никитин по своей уникальной методике реконструкции черепа восстановил для нас внешний облик преподобного – тонкое и мудрое лицо его теперь открыто нам.

Канонизация Агапита состоялась примерно в первой трети XIII века, что соответствует периоду составления Киево-Печерского патерика. Почитание началось во второй половине XVIII века.

Какие есть изводы иконы

Иконописных изображений преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, существует немного. На одном изводе он изображен в черном одеянии инока, в скрещенных руках его – склянка с лекарством, пучок трав и свиток. За спиной – вид Киево-Печерской обители. Лицо святого аскетично и сосредоточенно. На другом изводе преподобный изображен в черном клобуке, но алом одеянии, это более ранний византийский стиль, что особенно ясно видно по изображению фона: слева – вход в пещеру, где была келья блаженного старца, справа – стены обители. Еще один, также поздний извод изображает святого в синей одежде со свитком в руках.

На иконе преподобного Агапита кисти Ю.Э. Кузнецова, который взял для своего извода тот канонический вариант, где святой изображен в черном одеянии, иноческая ряса, сохраняя основной тон, сияет теплыми тонкими узорами: ими всегда иконописец наделяет одежды чудотворцев. Он раскрывает их внутренний образ, одевая в чудесные ризы, которые лучатся светом радости, а значит – надежды на исцеление и, прежде всего, духовное и душевное.

Значение иконы

С иконы Святого преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, глядит на нас длиннобородый старец, в правой руке его – сосуд с ложечкой, которой давали в древности врачи лекарства недугующим, в левой – снопик лекарственных трав, отварами из которых он исцелял больных, и свиток. На одном из списков иконы этот свиток развернут, и там читаются слова: «…николиже исцелих силою моею, но Христовою» – «…никогда не исцелял силою моею, но Христовою». Он смотрит с состраданием, очень внимательно, будто заглядывая внутрь, в душу, о спасении которой пекся в первую очередь, ибо знал, что излеченное тело при пренебрежении жизнью духа – бессмысленно. Все здешнее, материальное, земное рано или поздно подходит к неизбежному окончанию своего пути в мире сем. Даже обладая самым крепким здоровьем, мы уходим, и наше физическое тело по законам природы превращается в тлен, бессмертна лишь душа. Что будет с нею, если не было прижизненной заботы о ее состоянии, ее здоровье? Что дальше, если нет в ней Бога?

«Жизнь без Тебя – мгновение пустое», – говорил преподобный в своей молитве Господу, и Им была насыщена каждая секунда, каждое мгновение его земного жития, и потому мощи его уже тысячу лет нетленны. Это ли не образец того, что полная добровольная принадлежность души Богу сообщает и телесному ее носителю вечную жизнь в буквальном смысле, ибо сам святой по-настоящему жив возле Бога Живого, Иисуса Христа. Жив настолько, как и прочие святые, что мы можем обращаться к нему, говорить с ним, просить его о спасении наших душ и тел, и видим, как на протяжении десяти веков эти исцеления происходят.

Чудеса от мощей святого преподобного Агапита Печерского длятся и по сей день. Но после реконструкции его по методу Герасимова, о которой мы уже говорила в разделе «События из жизни святого», удивительные вещи, происходящие при мощах святого, привлекли внимание ученых других специальностей. Например, исследователями было замечено, что возле честных мощей преподобного растения растут быстрее и становятся более крупными и крепкими. Неожиданным образом, без явных внешних воздействий структурируется вода, что, как известно, приводит к изменению ее качества – структурированная вода благотворно действует на человеческий организм. Вблизи мощей снижен радиоактивный фон и уменьшается количество бактерий, то есть пребывание возле раки преподобного Агапита уже имеет оздоровляющий эффект. Также было замечено, что в некоторые дни такое воздействие усиливается многократно. Это поле, необъясненное пока с точки зрения эмпирической науки, безусловно, Божественного происхождения и связано с действием Святого Духа, присутствующего здесь: святой не мыслил своей жизни без непрерывного стяжания Его. Усердие преподобного в том было так велико, духовный подвиг во спасение своей и других душ для Бога столь бескорыстен и самоотвержен, что только в этом, очевидно, стоит искать возможное объяснение чудес от мощей и его, и других святых, чьи останки пережили века практически без искажения своих прижизненных черт. Если эти объяснения вообще стоит искать, вместо того чтобы просто радоваться диву от святыни, как мы просто радуемся внезапным посещениям Божией благодати...

О том, что святой Агапит Печерский не покидает нас, не оставляет своим попечением, говорит еще одно необъяснимое чудо. На портале «Дивное Дивеево», в новостях от 18 февраля 2012 года, было опубликовано сообщение об удивительном событии: в Свято-Покровской церкви Полтавы, где находится икона с частичкой мощей святого, на стекле, покрывающем икону, отпечаталось изображение его. Произошло это в рождественские праздники, когда настоятель о. Николай снял с иконы киот со стеклом, чтобы позолотить нимб над головой святого. Икона была не старая, ее написал в 2008 году художник Петр Гуменюк, который и до того писал иконы и для этого храма, и для других.

Настоятель забрал икону домой, а киот со стеклом оставил в церкви, не заметив перемены в нем из-за неяркого освещения. На другой день было солнечно, и работники храма сразу заметили, что стекло мутноватое. Они не сразу поняли, в чем дело, вынесли киот на улицу, на солнце, и тут – просто были ошеломлены: на стекле киота, как негатив, полностью отпечатался образ святого. Причем пейзажа со зданиями Киево-Печерской лавры на заднем плане, который обычно изображается на списках иконы Святого Агапита Печерского, не было, проявились только его образ и звездочка, куда были вложены мощи. Очевидно, энергия, исходящая от толики их, явила здесь свое удивительное действие.

Образ поместили в другой киот, а этот поставили рядом, и даже неверующие полтавчане заходили посмотреть на это нерукотворное чудо. На экспертизу киот решили не возить. Со времен Туринской плащаницы отпечатки, проявления изображений святых на стекле, покрывающих их иконы, и другие чудесные феномены, происходящие с образами, давно известны, но научного обоснования им так не находится. Если на это нечто, таинственное для нас, есть воля Божия, то стоит ли, как Фоме неверующему, пытаться, образно говоря, «вложить пальцы» в ту область непознанного, где умственное ничего не даст – даст только вера и доверие Ему. Другое дело, если задаться другими вопросами: не как это произошло с точки зрения объяснения механизма, законов чистой физики, которые здесь неприложимы, а зачем? О чем Господь через святого своего говорит с нами?

Возможно, что это напоминание нам о том, о чем часто забываем, даже стоя перед иконой. Образ святого – не просто нарисованный или отпечатанный лик. Первообраз сей момент смотрит на нас через образ, и сострадательный и строгий. Внимательный взгляд святого преподобного Агапита Печерского скажет многое, если человек приходит к его иконе с верой и любовью. Нам есть о чем его просить и есть за что благодарить. Дивный пастырь болящих телом и скорбящих душою, преподобный врач, всю жизнь стремившийся уподобиться Тому, Кто есть Первейший «Врачу душ и телес», Отцу нашему Небесному, он – с нами, со всеми, кто прибегает к нему за животворной и чудесной его помощью.

Потому вновь хочется закончить и этот рассказ радостными словами: «Дивен Бог во святых своих!»
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru