Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Святые апостолы Петр и Павел

видео
 
предыдущая
следующая
 
Одноименные иконы:
Апостолы Петр и Павел названы первоверховными за пламенную ревность и горячую любовь к Господу Иисусу Христу и ближним. Слова их проповеди обращали к Христовой вере тысячи людей. С этой проповедью они обошли огромные пространства. Апостолам молятся об умножении веры. Апостолу Павлу мы молимся в житейских нуждах, при открытии и дальнейшей работе мастерской, фабрики. Апостолу Петру – об исцелении от различных недугов, о помощи в рыбной ловле.

Все святые с именем Петр
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда день памяти святых
В каких храмах находится икона
Где в доме разместить икону
Житие святых апостолов Петра и Павла
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Если Вы полагаете, что у Вас или Ваших близких недостаточно сил, чтобы преодолеть колебания в вере, живущей в душе, что Вам необходима особая, сильная молитвенная защита, то нет ничего вернее, чем обратиться с молитвой о защите от сомнений к святым первоверховным апостолам Петру и Павлу. Им молятся с просьбой защитить от маловерия, а также от пагубных заблуждений – например, в случае, когда Вы чувствуете, что кто-то из близких подпадает под влияние сектантов или иноверцев.

В последнем случае особенно действенна молитва святому апостолу Павлу. А апостолу Петру еще молятся о защите тех, кто выходит на рыболовство, и о сохранности их жизней, и с просьбой об удаче в ловле.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва перед иконой Святых первоверховных апостолов Петра и Павла помогает во многом, и Вы можете обращаться к обоим сразу и к каждому из них. Они оба непременно поддержат Вас в Вашем прошении. Апостолам Петру и Павлу перед святой иконой их молятся об утверждении в вере и твердости ее. Молитва апостолу Павлу, памятуя его апостольские труды по обращению нехристиан и иноверцев в Христову веру, помогает в обращении тех, кто еще не стал на христианский путь или изменил ему: обратился к иноверцам, попал под влияние сектантов или вовсе утратил веру в Бога. К нему же прибегают за помощью, если нужна молитвенная поддержка в постижении Слова Божия и главных основ Его, – мы же помним, какой замечательной проповедью служат его четырнадцать Посланий тем, чьи пределы он посещал во время своих апостольских путешествий. Также молитва святому апостолу Павлу помогает и в учебе по предметам, которые особо сложны для понимания.

Еще апостола Павла просят помочь в исцелении душевнобольных и одержимых, а также при физических травмах. Например, в «Деяниях святых апостолов» есть следующее свидетельство об этом даре Божием: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19; 11–12). И еще пример: «Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем». Отрока привели живого, и все обрадовались, а апостол Павел, когда поднялся обратно, «преломил хлеба, вкусил» и до рассвета продолжал свою спасительную беседу (Деян. 20; 9–12). Так и теперь по нашей молитве к нему апостол Павел помогает нам справиться с душевными и физическими недугами.

Молитва апостолу Павлу помогает и в случаях, когда человек открывает свое дело, полезное людям, – фабрики, мастерские, ибо трудолюбие его стало притчей во языцех для всех.

Апостолу Петру, тещу которого исцелил Христос от горячки, помимо всего вышесказанного об обоих апостолах, также молятся, прося помощи об исцелении, особенно при жаре, лихорадке, в частности, при затяжной и тяжелой простуде, сопровождающейся такими симптомами. Также апостол Петр покровительствует рыбакам: как целым флотилиям, так и тем, для кого это занятие – способ добывать себе пропитание в небольших хозяйствах или в одиночку.

Ну, и конечно, святые первоверховные апостолы Петр и Павел, если они стали небесными покровителями Вашими или кого-то из родных и близких, – это замечательные

помощники и заступники перед Царицей Небесной и Самим Господом. Особенно если Вы знаете многое о них и их житии, которые мы кратко расскажем Вам в разделе «События из житий святых». А еще больше Вы узнаете, начав изучать книгу «Деяния» в Новом Завете. Знания их жизнеописаний помогает каждому верующему, кто находится в тезоименитстве с этими замечательными личностями, это прекрасный непревзойденный по душеполезности пример для жизненного подражания. Чем больше мы знаем о тех, кому молимся, тем полнее наша молитва, а именно по ней, по ее искренности и устремленности в обращении наши святые помогают нам во всех делах.
Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святых

Почитание святых первоверховных апостолов Петра и Павла в период раннего христианства, согласно историческим источникам, началось сразу же после их казни 29 июня/12 июля, а в IV веке после практически полного прекращения гонений христианской веры святым равноапостольным Константином Великим в честь них были воздвигнуты храмы в Риме и Константинополе.

В Русской Православной Церкви почитание апостолов Петра и Павла началось после Крещения Руси. По преданию, святой равноапостольный князь Владимир Святославич привез из Корсуни икону Святых апостолов Петра и Павла, позже она была преподнесена в дар Софийскому собору Новгорода. О начале почитания памяти первоверховных апостолов в тот период также свидетельствуют древние фрески собора с изображением апостола Петра, относящиеся к XI веку, и фрески, изображающие апостолов Петра и Павла, в Киевском Софийском соборе, они отнесены исследователями к XI–XII векам.
Вернуться к содержанию

В каких храмах находится икона

Для начала кратко отметим, что святые останки апостола Петра упокоены под алтарем храма Апостола Петра в Риме, а апостол Павел покоится под алтарем базилики Святого Павла. Более подробно об обретении их мощей будет рассказано в разделе «События из житий святых».

Поскольку святые первоверховные апостолы Петр и Павел особо почитаемы в основных христианских конфессиях, то и иконы их, и изображающие их фрески во внутренней отделке храмов можно найти практически везде. Да и во многих городах нашего Отечества есть церкви и соборы Святых апостолов Петра и Павла, возведенные в их память, как сохранившиеся со старины, так и современной постройки. Также в России есть места, где хранятся частицы их мощей.

Один из таких храмов – московский храм Воскресения Христова в Кадашах. Здесь в алтаре хранятся частица мощей святого апостола Петра и частица гроба святого апостола Павла. Выносятся для поклонения они несколько раз в год: в день памяти апостолов, 12 июля, и во время Великого поста. В храм мощи святых апостолов попали весьма необычным образом. Настоятель Кадашевского храма протоиерей Александр Салтыков рассказал своим прихожанам, что в 1988 году в храме к нему подошел какой-то итальянец, практически не владевший русской речью, говорил только по-итальянски и по-французски. Священник знал иностранные языки и понял, что итальянец, по просьбе его бабки, работавшей в Ватикане, но православной по вероисповеданию, привез в Россию мощи нескольких святых. Это были частицы мощей святых Иоанна Крестителя, Георгия Победоносца, святого апостола Петра и частица гроба святого апостола Павла. Мощи она просила раздать по разным храмам. О. Александр так и поступил с мощами Иоанна Крестителя и Георгия Победоносца – отдал их в различные храмы, а частицу мощей апостола Петра и частицу гроба апостола Павла протоиерей Александр, призвав с собой и других священников, представил замечательному подвижнику Православия XX века, духовному наставнику многих наших пастырей, старцу иеромонаху Павлу (Троицкому), для того чтобы он высказал свое мнение о подлинности мощей и, если подтвердит, то чтобы ответил, возможно ли в таком случае о. Александру оставить их у себя в храме. Старец, имевший от Бога дар прозорливости, обычно отвечал на подобные вопросы кратко: «Есть воля Божия» или «Нет воли Божией». Здесь он ответил, что есть на то воля Божия, и частицы остались в храме Воскресения Христова в Кадашах. Так чудесно все сложилось, что теперь москвичи и все, кто пожелает, из верующих России могут приехать в Москву, чтобы поклониться святыням.

Адрес храма: Москва, 2-й Кадашевский пер., д. 7.

Проезд: ст. метро «Третьяковская», выход на ул. Большая Ордынка, затем поворот налево в 3-й Кадашевский пер., затем направо в 1-й Кадашевский пер. и вход в храм через Кадашевский тупик. Храм уже будет виден, не ошибетесь.

Тел./факс: 8 (495) 953-13-19.

Тел.: 8(495) 953-22-91.

Иконе святых апостолов Петра и Павла в Москве можно также поклониться в храме Петра и Павла в Лефортове. Храм известен с 1613 года, но тогда еще он был освящен в честь святого Николая Чудотворца при участии царя Михаила Федоровича Романова. Позже храм был перестроен – это случилось в 1696 году, инициатором перестройки стал небезызвестный полковник Франц Лефорт: нынешнее Лефортово известно тогда было как Немецкая слобода, а позже и до революции – Лефортовская слобода. При этом в 1698 году для солдат была построена деревянная церковь В честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Предполагается, что каменный храм В честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла был заложен тогда же, хотя большинство историков полагают, что название это было дано ему в 1711 году, а до этого храм назывался церковь Воскресения Словущего при госпитале Лефортова полка. Точных данных не установлено, но храм возник – и слава Богу. Так или иначе, высокий и красивый Петропавловский храм в Москве в Лефортове – один из тех, где звучат старые колокола, и это чудо, что их, как и сохранившиеся на немногих других храмах, не уничтожили в переплавке в послереволюционное время. Действующий храм имеет три входа: над западным входом размещен образ Казанской иконы Божией Матери, над северным – Печерская икона Божией Матери со святыми Антонием и Феодосием, над южным входом – Владимирская икона Богоматери. Это целый комплекс – в 1991 году здесь была освящена крестильная церковь Архангела Михаила, а в 2000-м – часовня с распятием Господа нашего Иисуса Христа.

Адрес: Москва, ул. Солдатская, д. 4.

Проезд: ст. метро. «Авиамоторная», «Семеновская», трамвай № 32,43,46 или маршруткой 346 до остановки «Ул. Солдатская».

Тел.: 8(495) 361-42-15, факс 8(495) 626-30-34.

Под Санкт-Петербургом, в Сестрорецке, на Петровской набережной стоит храм Святых апостолов Петра и Павла, посвященный подводному флоту России. Он выстроен совсем рядом с местом испытания первой русской подводной лодки – озером Сестрорецкий Разлив, местом, которое еще называют «бочкой Никонова». Удивительно, но еще в 1721 году в озере русский крестьянин и гениальный народный умелец крестьянин Ефим Никонов предъявил Петру первую отечественную подлодку, вернее, прообраз ее. Назвали диковину инженерии – «потаенное судно». Замысел «ходить под водой и подбивать военный корабль по самое дно» пришелся весьма по душе царю-реформатору, но с его кончиной в 1725 году все работы над созданием «потаенного судна» прекратились.

Однако это новый Петропавловский храм, возрожденный в XXI веке. Первоначальный был закрыт в 1931 году и разобран до основания в 1932–1932 годах, а в 1939-м на его месте была построена школа. В 1988 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир обратился с прошением о восстановлении Петропавловского храма в Сестрорецке. Прошение было рассмотрено и удовлетворено, 12 июля 2002 года в основание будущего храма был заложен первый камень, а в 2004–2009 годах здание было возведено в прежнем, за исключением некоторых деталей, виде и освящено.

Перед этим в 2000 году рядом с этим местом была заложена часовня В честь святителя Николая Чудотворца. Она устроена в память о моряках погибшей атомной субмарины «Курск» и теперь составляет с храмом единый архитектурный комплекс, а на территории храма установлены памятные доски, на которых высечены названия затонувших подводных лодок России и погибших на них моряков.

Адрес: Санкт-Петербург, Сестрорецк, Петровская наб., д. 1.

Проезд: ст. метро «Старая Деревня», «Комендантский проезд», далее точного проезда в контактах храма не указано, кроме проезда на личном транспорте, лучше позвонить и уточнить.

Тел.: 8-953-361-06-03, +7 (812) 437-87-46.


Также в Санкт-Петербурге есть необычный по предназначению храм В честь святых апостолов Петра и Павла при Педагогическом университете, возведенный во второй половине XIX века. В этом храме служатся особые богослужения: студенческие, детские и с сурдопереводом для глухих. Последнее призвано напоминать, что до того исторически храм Петра и Павла был домовой церковью при Императорском училище глухонемых, которое было основано императрицей Марией Федоровной и находилось под особым покровительством дома Романовых. В 1927 году церковь была закрыта, пережила множество перипетий, как и многие здания русских храмов, но 16 ноября 1997 года здесь вновь была отслужена Божественная литургия. Вокруг старого храма возникла община, а 1 марта 1999 года по указу митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира община получила официальный юридический статус, и чуть позже храм Святых апостолов Петра и Павла был передан Русской Православной Церкви и включился в ее активную современную жизнь. При храме создана община глухих и слабослышащих и школа жестового языка «Образ».

Адрес: Санкт-Петербург, Гороховая ул. (наб. реки Мойки), д. 18, корп. 20. РГПУ им. А.И. Герцена. Проезд: ст. метро «Невский Проспект», «Адмиралтейская», «Гостиный Двор».

Тел.: 8 (921) 562-57-78.


В Оренбуржье, в городе Новотроицк, также в наше время выстроен собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1987 году инициативная группа верующих жителей Новотроицка обратилась в исполком Новотроицкого совета народных депутатов с просьбой о возведении в городе храма Святых апостолов Петра и Павла. В этом строительстве принимали участие множество светских организаций и, конечно, православный приход города Новотроицка Оренбургской области Орской епархии Русской Православной Церкви, имеющей принадлежность к Московскому патриархату. В двухпрестольном Петропавловском соборе один из престолов освящен в честь святых угодников Божиих первоверховных апостолов Петра и Павла, другой – в честь
 благоверного князя Александра Невского. Престол в честь благоверного, расположенный в нижнем ярусе, был освящен 2 мая 1998 года архиерейским чином – владыкой Леонтием (Бондарем), митрополитом Оренбургским и Бузулукским, а 12 июля 2005 года митрополит Леонтий освятил верхний храм В честь святых апостолов Петра и Павла. Теперь этот величественный и красивый храм является радостью и гордостью всего Новотроицка.

Адрес: Оренбургская обл., г. Новотроицк, ул. Советская, д. 127.

Проезд: автобусные маршруты № 63 «”Строительный бум” – Ул. Винокурова»; № 101«Орск – Новотроицк»; № 55 «Ул. Зеленая – ФЛЦ»; трамваи № 1, 2, 3, 4 до ост. «Ул. Винокурова».

Тел.: 8-3537-62-39-19 (приемная), 8-3537-62-30-24 (церковная лавка), 8-3537-63-32-44 (дежурный круглосуточно).


И еще: в 2012 году в республику Казахстан, в Петропавловский собор города Петропавловска Северо-Казахстанской области в честь 260-летия города из Рима был доставлен ковчег с частицами мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В день их памяти по этому случаю состоялись торжества, и была отслужена торжественная Божественная литургия. Теперь и жители города, и все православное население Казахстана имеет возможность поклониться таким великим святыням.

Адрес: Казахстан, г. Петропавловск, ул. Коминтерна, д. 97.

Тел.: 8(7152) 423-608.

Точные сведения о проезде лучше узнать по телефону храма.
Вернуться к содержанию

Житие святых апостолов Петра и Павла

Икона Святых апостолов Петра и Павла, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Святых апостолов Петра и Павла,
иконописец Юрий Кузнецов
Два первоверховных апостола. Два столпа христианской веры. Две такие разные личности, два таких разных пути к Христу, они сошлись в едином служении и недаром считаются первоверховными, ибо их вклад в основание христианской веры неоценим в истории христианства, изменившего духовный облик человечества, поднявшего планку нравственных категорий на новый уровень, достичь которого можно только большим личным усердием. К Престолу Господню они взошли в один день, но хотя казнены были по-разному – Петр распят, Павел – усечен мечом, их жизнь и смерть – свидетельство тому, что, неважно, какая разница в свойствах натуры, социальном статусе и даже исходном мировоззрении существует между людьми, которые однозначно и добровольно решили следовать за Господом. Они приходят к Христу каждый своим уникальным путем как к единственной, главенствующей вершине Бытия, Альфе и Омеге всего сущего.

В простолюдине-рыбаке Симоне и знатном фарисее-римлянине Савле, ставшими первоверховными апостолами Петром и Павлом, при встрече с Христом произошел невероятный духовный переворот, моментальное преображение, которое совершить возможно только Богу.


Апостол Петр
Петр – по-гречески, Кифа – по-арамейски. И с того и с другого языка это имя переводится как «камень, скала». Рыбак Симон, любимый ученик Иисуса, получил свое прозвание, когда Господь сказал ему: «Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16; 18–19). Симон-Петр первым безоговорочно исповедал Христа, на вопрос Его, что о Нём думают ученики, без колебаний ответил, что Иисус есть «Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16). Вот тогда от Самого Господа Петр получил свое прозвание, в котором было заключено миссионерское предначертание всей его будущей судьбы.

Он принял Христа всем сердцем еще до памятного вопроса Иисуса о Нем, с момента, когда был призван. У евангелиста Луки подробно описано событие призвания Петра (Лк. 5; 2–11), из этого описания сразу видна впечатлительность и эмоциональность его личности. Когда Христос приказал Петру, тогда еще галилейскому рыбаку Симону, и прочим ловившим с ним рыбу и пришедшим с ловли с пустыми лодками вновь выйти в море и закинуть сети, то Симон поначалу с недоверием говорит, что они всю ночь ловили, но ничего не поймали, причем называет при этом Иисуса – Наставник. Однако повинуется и, когда он со товарищи вскоре возвращается с сетями, которые прорвались от улова, в лодках, полных рыбы, то он уже полон совершено другого, возвышенного чувства и выражает его соответственно своей непосредственной натуре: «Симон-Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5; 8) – так жгуче он ощущал свою малость, ничтожество, страх пребывания рядом с Живым Богом, и уже тогда называет Его – «Господи!», а Господь, зная все о будущем всех и всего, призывает Симона-Петра при всем недостоинстве, которое Симон в себе ощущает, следовать за ним и стать его учеником…

Икона Святого первоверховного
апостола Петра
Византия. XIII век

Нетерпеливый и порывистый, вспыльчивый и по-детски чистосердечный, Петр был глубоко предан Христу, вера его была лишена сомнений – решился же он, видя, как Господь пошел по воде, пойти вслед за Ним (Мф. 14; 25–30). Да, поднялся ветер, и он испугался, осекся и начал тонуть, но ведь пытался же! Ведь недаром же Петра вместе с Иаковом и Иоанном Зеведеевыми, призванными вместе с ним, Иисус взял на гору Фавор, чтобы те узрели Его Преображение, а он, со всегдашней горячностью, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4). И в тяжкую ночь в Гефсимании те же трое были с Ним, но лишь Петр вступился, поднял меч и отсек ухо рабу из пришедших взять Спасителя.

Однако опять же в порыве временного чувства, продиктованного человеческим инстинктом самосохранения, Петр же оказался способен на моментальное отречение, но затем – на последующее полное и абсолютное глубочайшее раскаяние.

Ему суждено было пройти через отречение трижды (Лк. 22; 55–62) – Христос предсказал ему это во время прощальной беседы Его с учениками: «Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя!» – спросил Петр, и Господь ответил: «Душу свою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (Лк. 13; 37–38). Но Петр, который первым исповедал Христа как Живого Бога, в сущности, отрекался не от Христа и не от веры в Него. В тот момент он отрекался от себя самого, оттого и заплакал горько, когда после того памятного петушиного крика уводимый на смерть Христос обратился и молча взглянул на Петра, а тот вспомнил слова предречения Господа…

Более всего стыдно бывает не тогда, когда нас наказывают. Более всего стыдно, когда прощают. Когда наказывают – тут можно и обидеться, и сказать, что, мол, наказание несоразмерно провинности, или «я не хотел, так получилось». Короче, есть лазейка, как умерить, а то и вовсе усмирить свой стыд, договориться с совестью. Когда прощают – ты остаешься со своим стыдом один на один, и тогда он беспощаден. Трижды после своего Воскресения и явления ученикам при море Тивериадском спрашивал Христос Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» и трижды отвечал Петр Господу: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя!», и трижды Господь говорил ему: «Паси агнцев Моих», «Паси овец Моих» (Ин. 21; 15–23) и тем трижды простил его.

(От автора. Однажды, уже давно, в беседе с моим первым духовником о том, что будет с нами, когда все мы предстанем на Последнем Суде, он сказал: «Нам простят. Нам всё простят, но как будет стыдно…» Тогда, размышляя над его словами, я поняла, что ад – это не просто страшные картинки в стиле Босха. Истинный ад сжигает не извне, а изнутри. Это безграничный, невыносимый стыд перед Богом, убийственный стыд перед Тем, Кто все о тебе знает и всегда тебя видит. Кто чист и милосерден настолько, что обмануть доверие давшего распять Себя за нравственное несовершенство прошлых и будущих поколений, и лично тебя в их числе, ощущается как совершенное тобой тягчайшее из предательств. Недаром же говорят: «сгореть от стыда», «покраснел от стыда, будто кипятком в лицо плеснули». Когда нам стыдно, нас «бросает в жар до испарины» – выразительно народное слово. Именно Божественное благородство и неописуемое словами величие Всепрощающего, Милосердного Господа делает душевные муки стыда такими, что, пережив их, ты после уже никогда не сможешь вернуться к повторению провинности. Божественное прощение очищает, ибо все духовно-нравственные проступки перед Ним и есть та самая солома, о которой сказано в Священном Писании, что она сгорит, оставляя нетленным лучшее, что в тебе есть, и это пламя станет Фаворским Светом Преображения в очах Господних.)

И вот вера Петра окрепла, закалилась до твердости скалы именно через его отречение и полноту последующего покаяния. А затем, именно вследствие сердечного горения и совершенной искренности, Петр через свою безукоризненную веру получал необходимые слова и доводы, становясь великолепным проповедником, способным проповедями своими обратить три тысячи человек уже в первый день своего апостольского служения после Сошествия Святого Духа на апостолов, исполнив, таким образом, слова Христа о нем: «Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18). Чуть позже, после исцеления хромого, он обратил сразу 5000 человек! Его ученичество как проповедника было взято не из книжной премудрости: к чему она была ученику, Учителем которого был Тот, Кого мы называем Бог-Слово? В книге «Деяния» в главах 1 – 12 рассказано подробно о путях и проповеди святого апостола Петра, его чудесах и служении. Сила его веры была столь велика, столь усердно стяжал он Духа Святого своими деяниями, что даже тень святого апостола исцеляла больных, которые оказывались под ее сенью (Деян. 5; 15).

Обратив на своем апостольском пути многих и многих, Петр пришел с проповедью в Рим, где был схвачен, но имел возможность бежать и воспользовался ею. Согласно книге «Деяния», внук Ирода Великого, того, кто приказал избивать младенцев, чтобы среди них уничтожить и Младенца Христа, Ирод Агриппа Первый, в 42 году начал гонение на христиан. Он заключил Петра под стражу, но ангел Божий по молитвам христиан за апостола явился и освободил его, после чего Петр ушел незамеченным.

Однако исторические источники утверждают, что апостол Петр был схвачен и казнен при императоре Нероне, который особенно был разгневан после того, что апостол обратил в христианство двух его жен. Впрочем, Предание сохранило эпизод о том, как Петр, получивший возможность тайно бежать из темницы, встретил на Аппиевой дороге Христа, и между ними состоялся известный по роману «Камо грядеши?» – «Quo vadis?» польского писателя Генрика Сенкевича диалог. «Quo vadis, Domine? (Куда идешь, Господи?)», – спросил старый апостол. «До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос: “Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие”». Апостол долго лежал недвижим в пыли, затем встал и пошел в Рим…

Это был 64-й, а по мнению других исследователей, 67–68 год от Рождества Христова. Когда за Петром, заключенным в Мамертинскую темницу, пришли воины, чтобы вести его к казни на Ватиканский холм, где находился цирк Нерона, он попросил их после распятия его перевернуть крест вниз головою. Он считал, что недостоин уподобления Распятому Христу и должен остаться преклоненным головою под ноги Его, потому что так и не простил себе тройного отречения. Чувство вины оставалось при нем всю жизнь, и его апостольское усердие было для него ежеминутным трудом по искуплению слабости, которой он трижды поддался в ночь после расставания с Ним в Гефсиманском саду. Так он и отошел к Богу – вниз головою на перевернутом кресте, исполнив еще одно Господне предречение о нем: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин. 21;18–19). После казни христиане во главе со священномучеником Климентом Римским похоронили его здесь же на Ватиканском холме.

То, что историческая память поколений безошибочно сохранила сведения о месте упокоения святого апостола, было подтверждено археологическими данными: во время раскопок 1939–1941 годов под собором Святого Петра в Ватикане среди остатков древнеримского кладбища нашли плиту, на которой было вырезано по-гречески: «Петр здесь», но мощей там не оказалось, очевидно, они были перезахоронены. Длительное время поисками занималась группа археолога Маргариты Гвардуччи, и, наконец, ею были найдены останки, идентифицированные учеными как мощи святого апостола Петра. В 1968 году папа Павел VI объявил, что исследования окончены и по их результатам могилу святого апостола Петра можно считать обнаруженной.

Апостол Павел
Икона Святого первоверховного
апостола Павла
Иконописец Юрий Кузнецов

Совершенно иным было начало пути святого апостола Павла. До этого Савл, родом из знатной иудейской семьи колена Вениаминова, получил свое имя, видимо, в честь библейского царя Савла. Павел – это его второе имя, им он стал зваться уже после встречи с Христом. Воспитанный в семье благочестивых фарисеев, проживавшей в Тарсе, городе в греческой провинции Киликия, он унаследовал римское гражданство, а с ним – все права и привилегии римского гражданина. Есть предположение, что он мог быть в составе Синедриона, решавшего судьбы непосредственных последователей Христа, живя с ним в одно и то же время, и по возрасту был несколько моложе Иисуса.

Тарса – город, который в то время был центром культуры и образования наряду с Афинами и Александрией. Ученые пишут, что апостол явно обладал, помимо идеального знания Торы – Пятикнижия, и знанием других наук: в его трудах в точности и образности формулировок прослеживается знание греко-римской литературы, философии, истории, риторики. Он, по-видимому, свободно владел латынью как римский гражданин, греческим – как житель греческого города, арамейским – как большинство образованных иудеев, а полноту богословского образования получил в ученичестве у знаменитого тогда раввина Гамалиила Великого, о котором упоминается в «Деяниях» в связи с освобождением из-под стражи апостолов Петра и Иоанна в Иерусалиме (Деян. 5; 34–35). О том он говорит сам: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22; 3). Очевидно, что Савл-Павел собирался стать раввином: согласно «Деяниям», глава 18; 3, святой апостол умел шить шатры-палатки, это было необходимо, чтобы прокормить себя. Поскольку равви было не положено брать за свое служение денег, то приходилось учиться какому-то ремеслу и им зарабатывать на жизнь.

Согласно книге «Деяния», фарисей Савл выпросил у саддукейского первосвященника письма с полномочиями следовать в Дамаск и оттуда привести в Иерусалим христиан Дамаска для наказания (Деян. 9;1–2). По дороге в Дамаск сошел на него свет, ослепивший его на три дня, и услышал он голос: «Савл! Савл! что ты гонишь меня? Он [Савл] сказал: кто Ты, Господи? Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9; 4–5). Три дня Савл не видел, не пил и не ел. За эти три дня, которые стали для него днями поста, и произошло в нем полное покаяние. За то время Господь явился жившему в Дамаске благочестивому христианину Ананию и сказал, куда ему явиться за Савлом, чтобы исцелить и крестить его. Ананий, знавший Савла как непримиримого гонителя христиан, напомнил Христу об этом, но Господь остановил Анания, сказав, что отныне Савл-Павел – «Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое между народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9; 15). Ананий последовал повелению Господа, сделал все, что тот велел. И Савл прозрел, хотя в этом, конечно, прямая связь между духовным прозрением и физическим – настолько глубоко было его потрясение от личной встречи с Христом.

Так святой апостол Павел получил свое назначение – именем Господним обращать иудеев, в особенности убежденных фарисеев, как неоднократно это делал и Христос. Апостол Павел, книжник, фарисей, мог говорить с народом Израиля в понятных ему категориях, со свойственной ему логикой, и сам он был живым примером обращенного иудея, что было немаловажно в миссии, уготованной ему Господом. Недаром он говорит о себе: «Еврей от Евреев, по учению – фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» (Фил. 3; 5–8).

Ревность в деле сохранения Закона неизменной константы, искренность в гонении христиан, убежденность в правоте позволяли ему считать себя великим праведником. Куда делась самоуверенность Савла после встречи с Воскресшим по дороге в Дамаск?! Савл, фарисей, от юности своей строгий ревнитель уложений Торы, имел целью исполнить все «предания старцев», но именно ему было назначено окончательно связать Закон Ветхого Завета, именуемого «детоводителем ко Христу» с Новым Заветом. Вот он пишет о себе в Послании к Филиппийцам: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа с праведностью Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, чтобы постигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3; 8–11). Так святой первоверховный апостол Павел словами «…найтись в Нем своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа с праведностью Бога по вере…» утверждает то, что когда-то сказал Сам Господь в Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5; 17).

Из 28 глав книги «Деяния» Нового Завета двенадцать посвящены трудам апостола Петра, но остальные шестнадцать – подробнейший рассказ об апостольских путешествиях святого Павла, его подвигах, усердных трудах по созиданию Христовой Церкви и перенесенных им страданиях на дорогах служения Богу. Еще больше мы узнаем о нем из четырнадцати его Посланий к народам, земли которых он посещал в трех его миссионерских путешествиях, основывая новые и новые общины, и, раз посетив, уже не оставлял своими отеческими заботами. И это понятно, ведь о Петре мы многое знаем из Четвероевангелия, тогда как Павел был призван Христом уже после Сошествия Святого Духа на апостолов и созидания святым апостолом Петром основы Церкви Христовой в Иерусалиме (Деян. 2; 1–13). Он и назвался теперь вторым именем – Павел, Paulus – «младший, меньший», и говорил о себе как о «наименьшем из Апостолов», который «недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9). И как Петр нес всю жизнь в себе чувство неискупленной вины за свое тройное отречение, так и Павел страдал за Христа с радостным смирением и повинным сердцем, помня каждый час о своем прошлом гонителя последователей Христа, в Которого уверовал, Которого возлюбил и принял всем разумом и всей душою. Как говорится в стихире праздника: «Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»

Итак, при императоре Нероне, как мы уже говорили, по одним источникам в 64 году, по другим – в 67–68 годах от Р.Х., святые первоверховные апостолы были взяты и казнены в один день. Петр, как мы уже сказали, – распят на Ватиканском холме, а Павел, поскольку он был римским гражданином и его нельзя было предать позорной смерти на кресте, обезглавлен на Остийской дороге за пределами Рима. На месте упокоения его останков скорбящие ученики поставили памятный знак. Позже равноапостольный царь Константин Великий на этом месте воздвиг церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

В 2009 году папа Бенедикт XVI объявил, что ученые исследовали саркофаг под алтарем Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, и по данным углеродного анализа возраст останков, заключенных в нем, может быть датирован между I и II веками от Р.Х. Вскрытия саркофага до сих пор не производилось, это было небезопасно для сохранности останков, просвечивание ничего не дало – слишком велика толщина камня, поэтому исследования проводились с помощью зонда. В саркофаге обнаружили следы дорогой льняной ткани пурпурного цвета, из которой изготавливались одеяния римской элиты, частицы ткани голубого цвета, пластина из чистого золота и кусочки красного ладана. То, что знатный римлянин был похоронен под алтарем христианского храма, и время захоронения позволили подтвердить, что останки в саркофаге – действительно честные мощи святого апостола Павла.

Икона Святых апостолов Петра и Павла, иконописец Юрий Кузнецов
Икона Святых апостолов Петра и Павла,
 иконописец Юрий Кузнецов
Значение иконы

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла иконописцы с древности часто изображают вдвоем, хотя их жития не были связаны земным родством. Однако их связывало родство иное, превыше всех кровных уз – духовное братство во Христе, вера, которой соединены все члены Церкви, являясь братьями и сестрами во Христе. Апостолы Петр и Павел – воистину столпы апостольского служения. Простой рыбак, трижды отрекшийся от Христа в минуту слабости, трижды Им прощенный, заложил своей горячей проповедью основу Церкви Христовой, и фарисей, гнавший христиан, но впоследствии уверовавший так, что в истории христианства стал едва ли не мудрейшим Отцом Церкви, на Посланиях которого вот уже два тысячелетия воспитываются верующие христианского мира. Потому они запечатлены вместе: в ранней иконографии чаще фронтально, лицом к нам, а с XVI века – с ликами, обращенными друг к другу. Связка ключей в левой руке Петра, дорожный посох в руке Павла и книга с его письменными трудами в другой – их невозможно перепутать. К тому же сохранились древнейшие фрески с их изображениями, по которым были заложены основы канонической традиции написания их ликов в православной иконописи.

«Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум» – говорится в стихире праздника. «Петрова твердость» – это мужество в исповедании веры: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5; 1–4) – пишет апостол в Первом Соборном Послании.

«Павлов разум» – мудрость апостола, которая уже тысячелетия служит источником для душеполезных размышлений, вдохновляя и окормляя духовно-нравственную жизнь верующих. Иеромонах Симеон (Тормачинский) говорит, что «…наверное, в человеческой истории не найдешь более умного человека, чем апостол Павел, разве что премудрый Соломон мог бы с ним сравниться. Достаточно почитать Послания апостола Павла, чтобы убедиться, что он действительно имеет “ум Христов”», а владыка Филарет Московский пишет: «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…»

Такие разные личности, такие различные судьбы! Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский – «радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением. <…> Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».
Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит: «Поминайте наставники ваша, подражайте вере их». 12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний: «Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».

Итак, мы рассказываем вам, дорогие читатели, о Житиях святых, о историях обретения и создания икон с верой и радостью и в надежде, что это тоже – наш скромнейший посильный вклад в свидетельство о Православной Христовой Вере.
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru