Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

святые покровители 

стоимость и оформление оформление камнями популярные иконы
 

Святитель Григорий Палама

видео
 
предыдущая
следующая
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (Солунский) - известный византийский богослов и церковный деятель, поэтому те, кто решил посвятить себя более глубокому знанию богословских истин, изучению святоотеческих трудов, возносят ему молитвы. Также святитель прославлен как при жизни своей, так и после преставления ко Господу своими чудесами исцеления в самых тяжелых, часто непоправимых, с медицинской точки зрения, случаях.

Все святые с именем Григорий
 
Знаете ли Вы...
Как защищает икона
В чем помогает икона
Как молиться перед иконой
Когда день памяти святого
В каких храмах есть икона святого
Где в доме разместить икону
Житие святого и значение иконы
О стиле "кузнецовское письмо"

Заказать икону
Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону
Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 

Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.

Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.

Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.

Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
3900 р. 8950 р. 8500 р. цена договорная

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону

Заказать икону


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.

Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.

Заказать складень

Заказать складень

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.

Заказать складень

Заказать складень

Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото
3000 р.

Заказать комплект
 
 
Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
 
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: kk@iconkuznetsov.ru или позвонить по телефону: +79151310033
 

Как защищает икона

Святитель Григорий Палама прославлен как светоч богопознания, поэтому те, кто решил посвятить себя более глубокому знанию богословских истин, изучению святоотеческих трудов, возносят молитвы святителю Григорию Паламе, как и прочим святителям – столпам христианского вероучения. Также святитель прославлен как при жизни своей, так и после преставления ко Господу своими чудесами исцеления в самых тяжелых, часто непоправимых, с медицинской точки зрения, случаях. Здесь тоже прибегают с молитвой к милосердию святителя Григория Паламы.
Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва святителю Григорию Паламе, как и знание его жития, и знакомство с учением, помогает обрести собранность в изучении и более глубоком понимании Учения Христова, на котором основано все христианское богословие, и ограждает от возможных влияний ереси.

Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь:

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

В эту часть молитвенного правила хорошо также включить тропарь своему святому заступнику, который следует знать и понимать.

Тропарь Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому

Православию наставниче, святителем украшение,  Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню великая похвале, проповедниче благодати, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва общая святителю

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю (имярек), предстоя у Престола всех Царя и наслаждался света единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси монашествующыя к подвигом добраго течения укрепи царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, племенные возврати, немощствующыя исцели, и везде тепле призывающыя тя и с верою припадающыя и молящыяся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи: моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день Страшнаго Пришествия Его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь
Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

День памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского празднуется 14/27 ноября в день его преставления, которое произошло в Фессалониках (иначе Солунь - в славянском варианте этого географического названия) в 1359 году. А также переходящее празднование во вторую Неделю Великого поста.
Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

Главная святыня – мощи святителя Григория хранятся в Кафедральном соборе Святителя Григория Паламы в Салониках. Салоники – это древний греческий город. Сам же собор сравнительно молодой, он был построен в 1914 году. Мощи святого покоятся в серебряной раке по правую сторону от входа в храм.

Самые известные иконы Святителя Григория Паламы тоже находятся в Греции, а именно на Святой горе Афон. Так, на стене Ватопедского монастыря изображена фреска 1371 года. Фрески середины XVI века украшают стены монастырей Дионисиат и Ставроникита.

Если в Греции иконы Святителя Григория Паламы можно увидеть во многих храмах, то в России они встречаются не часто. В Государственном историческом музее, который находится на Красной площади в Москве, представлена старинная икона XIV века – Святитель Григорий Палама.

В Костромской области в селе Троица на стене Троицкого собора женского монастыря написана современная фреска (создавалась в 2005 году), на которой изображены святители Афанасий Великий и Григорий Палама.

В городе Долгопрудный в храме Преображения Господня, построенном в наши дни, есть икона Святителя Григория Паламы. О других храмах, в которых находился бы этот образ, нам неизвестно. Но каждый желающий обратиться к святому с молитвой в храме может посетить церковь и обратиться к иконе Всех Святых. Москвичи могут посетить Храм Всех Святых в Красном Селе, на Соколе, во Всехсвятском, на Кулишках.

Адреса:

Государственный исторический музей – Москва, Красная площадь, д. 1. Тел.:8 (495) 692-40-19.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь – Костромская обл., Нерехтский район, с. Троица.

Храм Преображения Господня – Московская обл., г. Долгопрудный, ул. Дирижабельная. Тел.: 8 (495) 576-95-84.

Храм Всех Святых в Красном Селе – Москва, 2-й Красносельский пер., д. 7 (ст. метро «Красносельская»). Тел.: 8 (499) 264-11-70.

Храм Всех Святых на Соколе – Москва, Ленинградский просп., д. 73а (ст. метро «Сокол»). Тел.: 8 (499) 157-27-05.

Храм Всех Святых на Кулишках – Москва, Славянская пл., д. 2 (ст. метро «Китай-город»). Тел.: 8 (495) 623-75-66.
Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Житие святителя Григория Паламы

Икона Святителя Григория Паламы
Икона Святителя Григория Паламы

В 1296 году в благочестивой и зажиточной христианской семье родился сын Григорий. Семья проживала в Малой Азии и во времена турецкого нашествия, спасаясь от турков, бежала в Константинополь, где правил Андроник II Палеолог. Отец мальчика был благосклонно принят во дворе, получил высокий сан, но рано умер, и в воспитании осиротевшего Григория принял участие сам император Андроник. Святитель Григорий получил блестящее образование, наиболее полное, какое возможно было в Средневековье; он изучал философию и светские науки, проявил большое рвение в учебе. Его учителем философии был Феодор Метохит – лучший учитель философии того времени, филолог, богослов. Из философских учений святой Григорий наиболее интересовался философией Аристотеля и даже прочел в императорском дворце лекцию на одну из тем, касающихся трудов великого греческого мыслителя. Ученые мужи, присутствовавшие на лекции, были поражены глубиной и точностью мысли 17-летнего юноши, а сам Феодор Метохит сказал, что и Аристотель, если бы слышал этот доклад, непременно отметил бы его похвалой.

Конечно, святой Григорий мог бы сделать успешную карьеру при дворе, но по воле Божией избрал другой путь. По достижении 20 лет, в 1316, по иным источникам – в 1318 году, он ушел от мира на Святую гору Афон послушником в монастырь Ватопед под руководство старца Никодима Ватопедского. Там будущий святитель Григорий, приняв монашеский постриг, начал свой иноческий путь, пребывая непрестанно в духовном подвиге и еще более глубоком изучении богословских истин, святоотеческих писаний и размышлениях над ними. Через год после принятия пострига ему явился в видении Иоанн Богослов. Он пообещал святителю Григорию свое духовное покровительство в будущих его делах. Надо сказать, что рано овдовевшая мать святого Григория и его сестры также приняли монашеский постриг.

После преставления Никодима святитель Григорий удалился из Ватопеда и стал жить в лавре Святого Афанасия в глубоком уединении, затем, через три года, из лавры он пришел в скит Глоссия, где снова всё его время было отдано посту, бдению и молитвам.

Но турецкое вторжение в византийские пределы продолжалось. В 1325 году турки напали на Святой Афон. В числе других монахов от святых мест был вынужден удалиться и святитель Григорий. Они пришли в Фессалоники, где его спутники упросили святого принять рукоположение в священнический сан, после чего святитель продолжил путь и отправился в Верию, город, где некогда проповедовал апостол Павел. Так же, как на Афоне, он ушел в затворничество в пещеру в скале, поросшей глухими зарослями, выходя оттуда лишь на субботу и воскресенье для совершения общего богослужения в соборном храме местного монастыря.

В 1331 году, после нашествия и на эту область, святитель Григорий снова вернулся на Святой Афон. Он поселился в отшельничестве в пустыни Святого Саввы над лаврой на предгорье Афона. Это место до сих пор изумляет своей невиданной тишиной, ощущением вселенского уединения, его обвевают ветра, вызывая чувство свободы духа в полном отрешении от прочего мира. Исихазм (от греческого исихия – покой, безмолвие, отрешенность), полное внутреннее молчание – здесь можно было в крайней мере достичь этого состояния. Учение исихазма изначально было создано и развито в IV – VII веках египетскими и синайскими аскетами, среди которых – Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник. Еще более оно было развито и описано в трудах святителя Григория Паламы, рождаясь в божественной тишине среди скал Святой горы Афонской.

Как и многие святые отшельники, святитель Григорий Палама избегал всяческих назначений и чинов, которые могли бы отвлечь его от отшельнической жизни, но удавалось это не всегда, и на некоторое время он был избран игуменом в монастырь Эсфигмен. Святитель стремился вернуться к отшельничеству, но, как прочее, это избрание произошло по Господней воле, святой Григорий был необходим в миру, поскольку в монастыре появился калабрийский монах Варлаам. Он принес ересь, спор по поводу которой между святителем Григорием Паламой и Варлаамом растянулся на долгих шесть лет. Тогда святитель Григорий написал свой первый труд против латинского понимания молитвы и происхождения Фаворского света, где критиковал и агностицизм Варлаама, и его непомерное доверие античным философам, увлечение их представлениями.

В 1341 году состоялся Константинопольский собор, на котором Варлаам вновь обвинял исихастов в неправильной молитве и пытался опровергнуть нетварность Фаворского света, но был всеми осужден. Он получил прощение, выпрошенное лукавым путем, – просто чтобы избежать анафемы за упорство в ереси, но по возвращении в Италию принял римско-католическую веру и получил епископский сан.

Второй этап спора происходил с 1341 по 1347 годы, когда шла Гражданская война между Иоанном Кантакузином и Иоанном V Палеологом. Последний был несовершеннолетним, за него выступал великий герцог (дука) Алексей Апокавк. Святитель Григорий всецело поддерживал Кантакузина, полагая, что только он может спасти страну от смут и потрясений, но Апокавка поддерживал тогдашний патриарх Иоанн Калека, и вмешательство святителя в государственную политику привело к тому, что большую часть жизни святитель Григорий Палама провел в заточениях.

В 1341 году был созван собор, на котором Акиндина осудили, а святитель Григорий удалился в монастырь Святого Михаила Сосфенийского, где с 1342 года жил в затворе в одной из пустыней монастыря. В том году патриарх созвал два собора для попытки осуждения Паламы, но осуждения не получилось. От этих нападок святитель Григорий ушел в Ираклию, но и там ему не было покоя: через недолгое время за ним явился конвой и доставил его в Константинополь, где святого заключили в монастыре как пленника. И там, в храме Святой Софии, Палама и следовавшие за ним его ученики были неприкосновенны. Тогда, чтобы лишить святителя этого статуса, его отправили в дворцовую тюрьму.

В ноябре 1344 года был созван собор, на котором Палама был предан анафеме, Акиндин был возвеличен и получил священничество и сан диакона. Однако в 1347 году политический ветер снова поменялся, победил и стал императором Иоанн Кантакузин. Снова был созван собор, на котором святитель Григорий был полностью оправдан, а его противники подверглись осуждению. На патриарший престол взошел Исидор Вухир, который поддерживал учение исихазма, и святителя Григория избрали архиепископом Фессалоникийским.

Несмотря на все увещевания, противники паламистов продолжали упорствовать в своих нападках, внося смуту. На третьем этапе споров против учения святителя выступал Никифор Григора. До победы Кантакузина противники святителя Григория делали всё, чтобы он не смог посетить Фессалоники, а он за эти три года побывал на острове Лемнос и Афоне, но после получения епископского сана в 1350 году святитель Григорий Палама прибыл в Фессалоники, и его усилиями в городе воцарился покой и порядок. В 1351 году на двух соборах смутьяны во главе с Никифором Григорой были осуждены, а святитель Григорий Палама был назван «защитником благочестия». На этих же соборах было окончательно утверждено учение о единстве Божества, различиях между физической сущностью и нетварными энергиями Святого Духа. Здесь же было закреплено очень важное утверждение о возможности приобщения сущего нетварной энергии, свойственной в полноте лишь Божественному духу, что возвращало христианской вере ее изначальный, принесенный через Боговоплощение смысл.

В 1354 году святитель Григорий Палама посетил Константинополь для посредничества в переговорах между Кантакузином и Иоанном Палеологом, но попал в турецкий плен, где его, возя из города в город, перепродавали как раба, но он, несмотря на все испытания, вел свою проповедь. Он понимал, что овладение турками Византией – дело времени, и, чтобы спасти истинную веру, необходимо начать обращение самих турков. Об этом свидетельствует его Послание Фессалоникийской церкви и другие сохранившиеся документы из его переписки в этот период.

После турецкого плена выкупленный болгарами святитель Григорий вернулся в Фессалоники. К этому времени за годы лишений в темницах, пленения его здоровье было сильно подорвано. Он провел на архиепископском престоле еще несколько лет, а затем слег от одной из болезней, которые приобрел за годы лишений и трудов. Перед тем, как слечь, он предсказал день своей кончины окружавшим его – 14 ноября. Он отошел ко Господу в возрасте 63 (или 61) лет в 1359 (по другим сведениям 1357-м) году. Известно, что в ночь перед тем, как предстать перед Богом, ему явился Иоанн Златоуст и произнес: «В горняя, в горняя!» Те же слова шептал в последние минуты и сам святитель Григорий…

Святой, который был бы рад провести всю жизнь в глубоком отшельничестве, лишь с Господом наедине, волею Его был избран Ему в помощь в трудные времена христианского Средневековья. Теперь он получил согласие небес отправиться в ту обитель, где его мечта исполнилась вполне – он ушел к престолу Божию, чтобы уже быть при Нем вечно.

По свидетельствам современников, сразу же после кончины его лик и всё вокруг озарилось чистым светом – тем светом, Божественность которого он защищал всю жизнь всеми силами, и все присутствовавшие видели это. И о нем замечательно сказал Константинопольский святейший патриарх Филофей – он назвал святителя Григория Паламу сыном Божественного света.

Учение святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Палама в своем Учении положил начало развитию богословия как отдельной особой науки, которая продолжала далее совершенствоваться и продолжает поддерживать стремление к духовному познанию трудами богословов наших дней. Он определил четко богословскую терминологию, хотя люди малосведущие и по сей день полагают, что толкования духовных понятий нечто многозначное, расплывчатое. На самом деле терминология богословия заключает в себе для каждого понятия очень жесткие определения, если угодно – имеет свой канон, как в иконописи. На это у святителя ушла почти вся жизнь, и сочинения Григория Паламы – итог его личного духовного опыта, познавательного изучения всего, что было оставлено святыми отцами прошлых веков, философского наследия. Все, что мы находим в сочинениях Григория Паламы, – величайшая мудрость святого старца и зрелого человека с колоссальным духовным жизненным опытом.

1. Богословие и философия

Святитель Григорий Палама первым разделил два знания: богословское и философское и доказал естественную необходимость такого разделения. Одно – внутреннее, духовное, личное, исходящее, прежде всего, из собственного познания Бога, из вопросов веры, которые можно решить только в том опыте, который мы получаем сами, стяжая в себе Божью благодать, приближаясь к Нему, насколько это возможно, как это было с ним самим, когда он получал свой опыт в течение его долгой монашеской жизни. Другое – внутреннее, умственное, логическое философское познание – познание мыслью. Его оппонент, калабрийский монах Варлаам, явно чрезмерно подчиненный в мыслях античной философии, сравнивал знание со здоровьем, которое едино, равно одинаково, как то, что человек изначально имеет от Бога, и то, что получает от врачей. На это святитель Григорий в своих сочинениях возражал, что из опыта исцелений чудотворцев-целителей известно – они и при жизни молитвою исцеляли те болезни, против которых оказывались бессильны лучшие эскулапы, и даже воскрешали к жизни умерших, и – это известный факт – до сих пор от мощей святых исцеляются болезни, против которых бессильна современная медицина.

Григорий Палама определяет четкую грань между познанием богословским и философским: с помощью философии богопознание невозможно. Духовное знание выше логических рассуждений. Более того, философы часто настроены против духовного познания истины, чему ранний пример не только спор между Варлаамом и Григорием, но и из истории – спор между философами и арианами и святыми Спиридоном Тримифунтским и Николаем Мирликийским и их сторонниками на Первом Вселенском соборе, созванном равноапостольным царем Константином Великим. В результате спора философы и ариане были посрамлены, а главный противник святого Спиридона, некий греческий философ, даже принял истинную христианскую веру. Духовное знание превзошло знание внешнее…

По учению Григория Паламы, существуют две мудрости – мудрость Божественная и мудрость мира. Если мудрость мира подчинена Божественной мудрости, то это – прекрасный, добрый союз. Он слагается как бы в единое древо, где внешнее знание – листья, а духовное – плоды. И истина имеет двойственную природу: одна ее сторона – богодухновенные писания, другая – философская, сугубо образовательная.

Принципы, лежащие в их основании, – абсолютно раздельны. Святитель пишет, что, не имея чистоты духовной и жизненной, хотя бы некоторой, познать Бога невозможно. Научить этой жизненной чистоте внешним знанием невозможно – оно так и останется внешним и не затронет духа. Палама говорит, что можно изучить всю философию «хоть от Адама» – она не научит истинной чистоте, которую можно получить только от блага Господня, от созерцания Его света, которое несказуемо и внешней, сухой философской логике не поддается.

Философы потому и противостоят духовному познанию, не принимая учение Григория Паламы, что оно отсекает возможность познания Бога через логическое рассуждение, без необходимого освящения души человеческой Духом Святым, несущим познание благодати. Для доказательства он приводит пример такого освящения души: историю жесточайшего гонителя христиан царя Савла, который Святым Духом по воле Господней в святость христианской церкви вошел как первоверховный апостол Павел.

«Это – духовное – познание, – пишет Григорий Палама, – не является в сущности познанием». Святитель называет это озарением, которое можно получить только свыше, как благодать Божию, а не с помощью искусственного научения даже самой глубокой философской мыслью, и потому оно превосходит все внешние знания.

2. Богопознание и боговидение

Монах Варлаам отрицал постижимость Бога при земной жизни, утверждая, что постижение Бога возможно только после ухода человека из нее. Он допускал, что при жизни Бог – не более чем символ, чем упразднял самую возможность личного духовного опыта.

Святитель Григорий Палама, в частности соглашаясь с тем, что Бог непостижим, поскольку это одно из качеств Божественной сущности, в целом отрицал эту позицию. Бог – это всё. Это – бесконечная полнота. Он постижим и одновременно не постижим. Мы постигаем Бога, стяжая благодать, каждый в данной ему мере. Это то самое Царство Божие, которое «силою дается», на уровне некоторых предрасположений к тому. Он знаем и не знаем, Он изрекаем через Священное Писание и Священное Предание, но при этом всегда останется неизреченным.

Его можно познавать, изучая Священное Писание, но и тут мы помним, что к чтению Священного Писания надо приступать после некоторой подготовки, подготовив дух, душу и разум молитвой, находясь в молитвенном сосредоточении, желая через Писание стяжать Дух Святой. Так же к этому познанию приводит нас святоотеческая литература.

Но есть иной способ познания, который открыт был монаху Григорию Паламе, и некоторым другим святым: подвижники в отрешении от мира чувственного выходили в Божественный мрак. Этот отход от чувственного мировосприятия возможен только при очень высокой степени веры, открытости Богу, что и есть больше чем доказательство – сверхдоказательство Божественного. Веру называл Григорий Палама главным, священным, сверхъестественным доказательством действия Господней воли в нас.

Духовный опыт подтверждает веру через созерцание, и это – вершина богословия. С него начинается в богословии все. Это вИдение – выше слов. Только для «имеющих уши и очи», не внешние – внутренние, открывается в полноте Божественный смысл Христовых притч – так определяет Евангелие. Григорий Палама очень точно расставляет все акценты, отделяя разговоры о Боге от встречи с Богом, «богословствование», по его выражению, от истинного богословия, исходящего из опыта боговидения, соприкосновения с энергией Святого Духа через созерцание.

3. Непостижимость Бога и откровение Божие

По Паламе, Бог непостижим, но проявляется в действии Его Божественной силы, иначе Святого Духа, которое наиболее ощутимо теми, кто более других стяжал святую благодать в стремлении к духовному совершенству. Чудотворения святых – яркий пример тому, как действия Святого Духа, их воздействие на сущую жизнь, бытие открывают нам Бога, непостижимого, но действующего. Таким образом, по Паламе, бытие Бога слагается из Его непостижимой нами в полноте «самосуществующей» сущности и действия Святого Духа, это – единое Божество, и Божественная сущность неделима. Это определение очень важно и вдохновительно для верующего православного христианина. Оно говорит о том, что раз и мы можем стяжать Святого Духа, нам возможно вместить в себя хотя бы капельку Его Света, причаститься Ему, получить Его благодать, значит, и наша сущность может и должна стремиться к этому, следуя путем веры. Отсюда и следующий раздел…

4. Обожение духа и спасение души

Именно эта возможность бесконечного стяжания Святого Духа, при непостижимости и неприступности Бога, дает нам реальную возможность духовного обновления, первый образец которого – Сын Божий, Иисус Христос. Бог посылает нам Сына Своего как доказательство возможности такого обновления через обожение. Господь нес в себе Отца Его во всей Его полноте. Святые получали огромный запас Божественной силы. Мы можем приблизиться к этому, кто как сможет, кому насколько по силам. Но это у Бога – по сущности Его, а мы получаем от Его сущности как благодать. Вот величие бессмертия, данное Богом человеку, которое обосновал в своем учении святитель Григорий Палама, за что мы все должны быть безмерно ему благодарны!

Обожение доступно каждому, кто пожелает его и станет на путь стяжания Святого Духа через веру, через созерцание в «умной», сердечной, осознанной молитве, когда мы уходим от мира, но воскресаем для Бога, постигая беспредельную глубину ВЕРЫ. Через это стяжание приобретаем свойства Бога – нетварность, вечность, бессмертие и, каждый в свою меру, насколько приложено к тому сил, становимся Им – как пишет Палама, здесь нет тождества по сущности, но есть сосуществование с Ним по Божественному нетварному свету Святого Духа. И это – величайший дар, суть которого сформулирован Григорием Паламой в ясной богословской форме.

Что касается человека неверующего, равнодушного к стяжанию нетварной Божьей благодати, а то и отрицающего ее – он так же связан с Богом, но только как проявление действия Бога по факту своего рождения, своей тварности. Без общности с Богом, без жизни в Боге нет обожения как естественного качества человека. Силы такого человека конечны, а сколько раз верующие испытывали на себе то, как молитва, духовное бодрствование, приобщение церковным таинствам несут в себе и ободрение, и прилив сил. (Верующим знакомо это чувство – например, во время долгих праздничных ночных служб. Возникает особое ощущение: одолевает желание спать, устают спина и ноги от стояния, но в душе происходит какая-то вдохновительная работа, она живет своей возвышенной молитвенной жизнью, позволяя преодолевать все жалобы телесного существа.)

Это один из важнейших моментов в учении Григория Паламы – обожение и спасение души через приобщение ее к Богу через благодать. Они доступны каждому, кто признает для себя путь веры, жизни с Богом и в Боге как единственно возможный и естественный для него. Свет Фаворский, виденный апостолами, свет, который видели исихасты, сам Григорий Палама, свет, который видел святой Серафим Саровский и видел и излучал Мотовилов в беседе со святым Серафимом, и бытие Божией благодати – это все обещание нашей будущей реальной жизни, вхождения в Царствие Небесное. И спасение души есть прямое следствие ее обожения сейчас, в жизни нынешней.

Противники Григория Паламы отнимают своими возражениями эту возможность – отождествляя Божественную сущность и Его Божественный свет, они отрицают возможность действия нетварных Божиих сил в человеке, и тогда человек лишается возможности приобретения Святого Духа, возможности обожения, а значит – спасения души. Он разделяется с Богом раз и навсегда, и нет ничего ужасней такого смертного разобщения.

Напротив же, если сущность Бога – непостижима, но Дух Святой действует в нас, мы, оставаясь во плоти, имеем дар обновления духа и сможем вознестись вслед за Христом, Который – вовеки Сын Божий, но Он был и Сыном человеческим, со-природным нам по человеческому естеству.

5. О свете нетварном
 
Противники учения святителя Григория Паламы, прежде всего Варлаам, утверждали, что свет Фаворский – явление символическое, а не истинный свет от Лица Его. Они отрицали его нетварность, Божественность, а значит, вслед за этим в их рассуждениях не оставалось места для события Преображения Христа. Тварный – значит сотворенный отличным от Бога, небожественного происхождения. Свет же Фаворский, как пишет Григорий Палама, никто не смел назвать «символическим», иначе он был бы чужд Божественной сущности. Узреть его можно, лишь обладая духом высокой чистоты, и тут мы возвращаемся к первому пункту – о различии между философией и богословием, где Палама утверждает, что истинное богословие начинается с боговидения, а боговидение возможно лишь при чистоте, когда чистая душа видит свет Преображения.

О Христе говорят – Солнце правды, но свет звезды и свет Фаворский нельзя уравнять, ибо обновляющий свет Преображения выше, больше, чем солнечный. Этот свет – выше всего, выше Священного Писания, которое Григорий Палама сравнивает со светильником, где сияет этот свет. Все начинается с озарения светом Преображения, нетварным сияющим Духом, и тот, кто узрел этот свет, видит больше и полнее, он ближе к истине, ибо даже лучик его в нас означает, что и Бог в нас есть. И это тоже подлинная реальность, доступная каждому по усилиям его…

К этому свету приобщился и святитель Григорий Палама, и мы можем обрести этот свет, приобщиться к нему, узнать о нем из учения святителя. Оттого в духовную и земную историю человечества святитель Григорий Палама вошел как подвижник, принесший весть о Божьей благодати и свете Фаворском, который светит всем. Остается только наша свободная воля – тянуться к нему и стяжать благодать Господню, насколько в нас есть стремления к тому.

Чудеса святого Григория Паламы

Чудес при жизни святителя Григория Паламы известно немало, так много, что не все мы можем здесь рассказать подробно и даже полностью перечислить.

Он неоднократно обращался к Пречистой с просьбой о возможности и ему и братии его находиться в уединении и принять на Себя Её заботу о жизненном промышлении, чтобы не отвлекать от молитвы, от духовного подвига. И Богоматерь обращалась к бывшим при Ней светоносным сопроводителям с просьбой оказать святому в том помощь.

Однажды на молитве ему показалась, что в его руках – сосуд с чистым молоком, которое стало переливаться, претворяясь в вино, затем – в елей, и вся одежда святителя пропиталась этим елеем. При этом появился светлый юноша, который разъяснил ему видение, сказав, что благодать, данную святителю, он должен изливать и на других в своем служении. После этого он и принял сан игумена в Есфигменском монастыре, где было 200 монахов-насельников.

Еще одно чудо того времени – однажды в монастыре закончился елей. Святитель с насельниками пришел в подвал, где хранились всяческие запасы, после молитвы благословил пустой сосуд, и тот тут же наполнился елеем. Он спросил, отчего недостача елея, – оказалось, что в тот год был неурожай маслин. Святитель Григорий вышел с монахами в масличный сад, и каждое дерево, к которому он прикасался с молитвой, впоследствии стало необыкновенно плодоносить многие годы.

Перед самой своей кончиной он исцелил от кровотечения сынишку золотошвеи, жизнь которого, по мнению врачей, была на исходе, сотворив над ним крестное знамение, а затем молитвою исцелил от тяжелой болезни своего друга иеромонаха Порфирия.

Известно, что в 1660 году на острове Сантурине в день памяти святителя разгулявшиеся французы устроили лодочное катание, в кутеже стали выкрикивать слова анафемы Паламе и заявили, что, если Палама святой, – пусть утопит их. Святой в просьбе им не отказал – по молитве его ко Господу воды моря внезапно вспенились и поглотили лодки со всеми находившимися в них. По свидетельствам историков, это чудо подтверждается в писаниях патриарха Досифея.

Инок Ефрем многие годы страдал от глубокого нарыва в ноге, который очевидно принес с собой и заражение крови, поскольку заболевание как-то перешло на обе ноги. Врачебные попытки излечения были бесполезны, а страдания уже немолодого инока таковы, что ему, по его словам, уже и сама жизнь была не в радость. Но, как он пишет, его вера в силу молитвы святителя Григория была чрезвычайно велика, он знал, что Паламу называют светильником Церкви, носителем Божественной благодати.

На своем ложе больного инок со слезами молился святителю Григорию, давая обет по выздоровлении прийти с паломничеством в Фессалоники. И ему было видение, явился ему старец в облачении архиерея. Он приветствовал Ефрема, присел на ложе возле него и спросил о здоровье. Тот показал ему свои раны. Тогда старец обхватил каждую ногу поочередно обеими руками и просто выдавил оттуда всё, что скопилось внутри, а раны тут же закрылись. Утром, к удивлению всех, инок явился на богослужение и рассказал о чудном исцелении.

Но когда ему надо было идти исполнять обет, то он подумал, что время зимнее, он старик, путь в Фессалоники долог, решил, что попросит отправить в монастыре торжественную службу в честь святителя Григория и тем ограничится, и так и поступил.

Но святитель Григорий был огорчен неисполнением обета: еще в тот день, когда готовилась служба, у инока снова поднялась температура, и снова начали открываться раны, от которых остались было только следы. Инок горько раскаялся, пообещал непременно исполнить обет, и болезнь его на другой день вновь отступила. Он отправился в Фессалоники пешком и по дороге рассказывал всем о случившемся с ним чуде, прославляя тем имя Божие и воздавая честь святителю Григорию Паламе.

Значение иконы

Икона святителя Григория Паламы – это, прежде всего, взгляд святого, который напоминает нам, как важно отдавать хотя бы часть своего дня внутренней тишине и сосредоточению на молитве. Он сам творил Иисусову молитву непрестанно. Нам на всё хватает времени, а на общение с Богом – часто нет. Тем не менее, доказав возможность приобщения каждого из нас Божественной энергии, невидимой, но при желании, при упорном молитвенном труде доступной каждому, святитель Григорий Палама разъясняет суть евангельской истины о том, что если кто последует за Ним – будет спасен. Последует – значит по воле своей, по молитве впустит в себя хоть частицу Божественного света и через это обожение получит свое спасение, которого так желает верующий человек. Хорошо получить от святого исцеление на земном веку, помощь в делах духовных и проблемах душевных. Но наши святые пекутся, чтобы и душа была спасена, и учение Григория Паламы несет нам разъяснения и помощь в поисках этого спасения для непостыдного стояния перед Богом на Его Суде и жизни вечной в Царствии Небесном.
Вернуться к содержанию
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru