Вольнов Илья Николаевич – кандидат технических наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана.
На обсуждение участников семинара было вынесено предложение рассматривать «кузнецовское письмо» как технику, развивающую в цветопередаче идею обратной перспективы. Прямая пространственная перспектива светской живописи в иконе заменяется или выворачивается в перспективу обратную, символизируя этим переход из мира дольнего в мир Горний. Другая составная часть иконы – цветопередача – такому же сильному изменению как в пространственной перспективе до сих пор не подвергалась. «Кузнецовское письмо» использует иной способ передачи цвета, который может рассматриваться как обратный или вывернутый по отношению к традиционной цветопередаче.
15.04.2011г. «Многозначность искусства и полисемантичность «кузнецовского письма»».
Вольнов Илья Николаевич – кандидат технических наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Главная идея сообщения состояла в том, чтобы рассмотреть отношение кузнецовского письма к традиционной схеме передачи смысла в актах коммуникации: «знак – значение –смысл». Было показано, что в «кузнецовском письме» роль среднего звена («значение» в указанной схеме) сведена к минимуму. Это, с одной стороны, снимает ограничение на количество передаваемых этим письмом смыслов, а с другой, делает эти смыслы не проявленными, не распакованными. Их распаковка и проявление возможно при приложении к «кузнецовскому письму» того или иного контекста. Приведены три примера распаковки на контекстах обратной цветопередачи, глобального эволюционизма и границ рационального восприятия. Общая схема раскрытия смыслов в кузнецовском письме построена на основе рассуждений объективного характера. Тем не менее, она может быть перенесена в мир субъективного и личностного и здесь служить пониманию происходящего с человеком в его внутреннем, глубоко индивидуальном диалоге с иконой.
23.11.2011г.«Иконопись. История и современность. На материале «кузнецовского письма»» (к 650-летию со дня рождения Андрея Рублёва).
К 650-летию со дня рождения великого иконописца Андрея Рублева, перевернувшего устоявшееся представление о каноне в иконописи, к обсуждению участников семинара были предложены иконы «кузнецовского письма», в которых на смену образу-подражанию приходит образ-знак и вопреки статичности иконный образ тяготеет к динамическому или к перформативности. Кроме того, иконы Юрия Кузнецова предложено рассматривать как пример иеротопического пространства, в котором отсутствуют основополагающая для традиционной истории искусства оппозиция «зритель-изображение», а как носитель соборной и индивидуальной исторической памяти, духовного опыта и знаний, зритель активно участвует в создании пространственного образа.
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых