Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

православный календарь

 
22 января 2024 года. День памяти святителя Филиппа, митрополита Московского
святые покровители>>

9/22 января Русская Православная Церковь вспоминает великого святителя, положившего свою жизнь за правду и человеколюбие. Святитель Филипп был митрополитом Московским и всея Руси с 1566 по 1568 годы, известен открытым обличением опричных злодейств царя Иоанна Грозного. 

Первопрестольников преемниче,
столпе Православия, истины поборниче,
новый исповедниче, святителю Филиппе,
положивый душу за паству твою,
темже, яко имея дерзновение ко Христу,
моли за град же и люди,
чтущия достойно святую память твою.


икона Святителя Филиппа, митрополита Московского, работы Симона Ушакова, 1653 год
Икона Святителя Филиппа, митрополита Московского, работы Симона Ушакова, 1653 год

Святитель Филипп (в миру Феодор Колычев) родился в 1507 году. Обучаясь наукам, будущий святитель полюбил чтение Священного Писания и душеполезных книг. Великим князем Василием III Феодор был приближен ко двору. Горькая судьба, постигшая родственников Феодора (Колычевы пострадали за преданность князю Андрею, дяде царя Иоанна, в суровое правление великой княгини Елены), не могла не подействовать на его сердце: юноша живо почувствовал греховность и пустоту светской жизни. Жаждая иноческих подвигов и молитвенного уединения, Феодор тайно ушел из Москвы.

Господь привел его в Соловецкую обитель, где, никому не известный, принял он на себя суровые работы: сын знаменитых и славных родителей рубил дрова, копал в огороде землю, работал на мельнице и на рыбной ловле. Испытанный в течение почти двух лет, Феодор Колычев по своему желанию был пострижен в монашество с именем Филипп, а позже стал игуменом знаменитой обители и усердно трудился над ее устроением, ведя строгую подвижническую жизнь.

В 1566 году по настоянию царя Иоанна Грозного был поставлен на кафедру Московских Святителей и опять столкнулся с распущенностью и ужасом светской жизни, от которой когда-то давно бежал на Соловки. Граф М.В. Толстой в «Рассказах из истории русской церкви» так повествует об этом: «Первый взгляд на царя должен был произвести тяжкое впечатление на благочестивого игумена: беспокойный, раздражительный вид, зловещий огонь некогда ясных очей, внезапная, ранняя потеря волос должны были высказать опытному старцу всю несчастную повесть души царевой, пожираемой страстями. Царь надеялся, что найдет в Филиппе советника, который ничего не имеет общего с мятежным, по мнению Иоанна, боярством как удаленный от него сначала образом мыслей и правилами воспитания, потом монашеством на острове Белого моря <…> Притом он мог надеяться, что смиренный отшельник не станет вмешиваться в дела правления, а, сияя добродетелью, будет и царя освещать ею в глазах народа».

Филипп, понимая, какой груз ляжет на его плечи, долго не соглашался принять высокий сан. «Не могу, - говорил он со слезами, - принять на себя дело, превышающее силы мои: отпусти меня Господа ради; зачем малой ладье поручать тяжесть великую?» Но царь настаивал на своем, и Филипп вынужден был согласиться, надеясь хоть как-то облегчить жизнь людей своим заступничеством.

И, действительно, на какое-то время опричники Иоанна Грозного притихли, жизнь текла размеренно и спокойно. Москва радовалась, видя тишину, пришедшую с новым митрополитом. Менее года продолжалась тихая жизнь. Безуспешный литовский поход царя принес с собой новые казни, доносы, грабежи и убийства. Уже не только знатные бояре, но и мирные безвестные граждане были в отчаянии, Москва как будто замерла от ужаса. Все надежды возлагались на единственный спасительный голос — голос Филиппа.

Митрополит Филипп убеждал владыку Новгородского и других епископов встать за правду перед лицом гневного государя. Не найдя в их заполненных страхом сердцах поддержки, святитель в одиночестве встал на путь своего подвига, призывая царя водворить любовь на месте разделения и вражды. Ничто не могло усмирить гнев и подозрительность царя, жестокие казни и гонения продолжались.

К Филиппу приходили люди, со слезами умоляя его защитить их, святитель утешал несчастных словами Евангелия: «Дети! - говорил он. - Господь милостив! Он не посылает искушений более, чем можем понести; надобно быть и соблазнам, но горе тому, кем соблазн приходит. Все это случилось с нами по грехам нашим, для исправления нашего; да и счастие обещано нам не на земле, а на небе».

Из Жития святителя Филиппа, митрополита Московского:

Святитель Филипп, митрополит МосковскийВ Успенском соборе Кремля царь и его опричники на литургии были одеты в свою маскарадную форму: черные кафтаны и высокие шлыки. Царь подошел к митрополичьему месту и ждал благословения. Митрополит Филипп, как бы не замечая его, пристально смотрел на образ Спасителя. Придворные обратили его внимание на смиренную фигуру царя. Тогда Филипп с пастырским дерзновением и гневом произнес: «В сем виде, одеянии странном не узнаю царя православного! Не узнаю его и в делах государственных. Кому поревновал ты, приняв сей образ и изменив свое благолепие? Государь, убойся суда Божия: на других ты закон налагаешь, а сам нарушаешь его. Во всем мире можно встречать милосердие, а на Руси нет сострадания даже к невинным и правым. Сколько невинных людей страдает! Мы здесь приносим жертву бескровную Богу, а за алтарем льется невинная кровь христианская! Грабежи и убийства совершаются именем царя. Ты сам просишь у Бога прощения в грехах своих, прощай же и других, погрешающих пред тобою».

Таким открытым обличительным заявлением святитель Филипп вызвал на себя гнев царя. Иоанн пришел в неистовство и грозил митрополиту: «Нам ли противишься ты? Увидим твердость твою!» - «Я пришлец на земле, как и все отцы мои, - тихо отвечал святитель, - готов страдать за истину». С этого времени стали искать лжесвидетелей против святителя, обратились и в Соловецкий монастырь, но там все называли Филиппа праведным и святым. Святитель Филипп твердо стоял за правду: «Вижу, - говорил он, - что хотят моей погибели, и за что же? За то, что никому не льстил я, не давал никому подарков, не угощал никого пирами. Но что бы ни было, не перестану говорить правду - не хочу носить бесполезно сан святительский».

Спустя некоторое время донос на митрополита все же был составлен. Выслушав обвинения, святитель Филипп сказал: «Государь! Не думаешь ли, что боюсь я смерти? Достигнув старости, готов я предать дух мой Всевышнему, моему и твоему Владыке. Лучше умереть невинным мучеником, чем в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония. Оставляю жезл и мантию митрополичьи. А вы все, святители и служители алтаря, пасите верно стадо Христово; готовьтесь дать отчет и страшитесь Небесного Царя более, чем земного».

Иоанн Грозный не дал Филиппу самостоятельно отказаться от поста митрополита, приказал служить литургию 8 ноября (1568 года) и ждать суда. Во время этой литургии ворвались в соборный храм опричники, прочли осуждение Филиппу, сорвали святительские одежды и повезли в Богоявленский монастырь. Толпы народа со слезами провожали святителя, а он спокойно благословлял народ. Перед вратами обители он сказал: «Дети! Все, что мог, сделал я, если бы не из любви к вам, и одного дня не оставался бы я на кафедре... Уповайте на Бога, терпите».

Несколько дней страдал неустрашимый исповедник правды - в смрадной келье, окованный цепями, с тяжелою колодкой на шее, лишенный хлеба. Сюда Иоанн прислал ему голову любимого его племянника и велел сказать ему: «Вот твой любимый сродник, не помогли ему твои чары». Святитель встал, благословил и поцеловал голову и велел возвратить царю кровавый подарок. Наконец Иоанн сослал Филиппа в заточение в Тверской Отроч монастырь.

Прошло около года, как святой Филипп томился в заточении. В декабре 1569 года царь двинулся карать Новгород и Псков за мнимую измену. По воле Иоанна Грозного в келью Филиппа явился Малюта Скуратов и со смиренным видом сказал: «Владыко святый! Преподай благословение царю на путь в Новгород». Святитель знал, зачем явился Малюта. Еще за три дня до этого он предупреждал братию монастыря: «Вот приблизился конец моего подвига» и причастился Святых Тайн. Царскому посланнику же отвечал: «Делай то, за чем пришел, но дара Божия не получают обманом». Сказав это, он начал молиться и просил Господа, чтобы принял дух его с миром. Малюта задушил святителя и сказал настоятелю, что бывший митрополит умер от угара. Это было 23 декабря 1569 года. В 1591 году мощи святителя были перенесены в Соловецкий монастырь, а позже, в 1652 году, в Москву.

Образ великого святителя, положившего свою жизнь за правду и человеколюбие, хорошо выражен в художественном фильме «Царь», снятом в 2009 году Павлом Лунгиным.
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru