8/ 21 ноября православный мир молитвенно вспоминает все силы Небесные. Праздник был установлен в IV веке и называется «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных». Протоиерей Димитрий Смирнов так говорит об этом дне: «Сегодня мы прославляем Небесные силы бесплотные, и всех нас можно поздравлять с днем ангела. Ангел – это есть посланник Божий, через которого Господь осуществляет на земле Свою волю. Ангела имеет каждый народ, город, храм и каждый человек».
Установление праздника «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных» связывают с решением Лаодикийского собора, который проходил около 363 года. Святые отцы были вынуждены ввести правило православного почитания ангелов, так как к этому времени поклонение им стало так велико, что некоторые начали считать их создателями мира.
Православная Церковь, в отличие, например, от протестантских деноминаций, запретивших молитвенное обращение к ангелам, заповедует почитать их так же, как почитаются в Церкви святые люди, и иметь с ними молитвенную связь, как со служителями Святой Троицы. Вместе с правилом был утвержден и день почитания ангелов. Выбор дня празднования не случаен. Он объясняется тем, что ноябрь – девятый месяц от марта (с которого в древности начинался год) и символизирует девять ангельских чинов, восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех сил Небесных в день Страшного суда Божия, который Святые Отцы называют «днем восьмым». Помимо этого установленного дня, святая Церковь чтит память ангельских сил в каждый понедельник.
Небесные силы составляют «ангельский собор», а люди – «человеческий род». «Поэтому, – замечает известный богослов В.Н. Лосский, – единство ангельского мира совершенно отлично от нашего единства. Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое, но гармоническое». В основе «гармонического» единства ангелов лежит иерархический принцип. На это указывает апостол Павел (Еф. 1. 21; Кол. 1. 16) и многие Отцы и учителя Церкви.
Из Священного Писания и Священного Предания Церкви мы знаем, что над всеми ангельскими чинами поставлен Господом святой архистратиг Михаил.
Сегодня Церковь чтит поименно также и других архангелов (приставка «архи» указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами): Гавриил- крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8:16; Лк. 1:26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3:16; Тов. 12:15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5:20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5:16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий трудящихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божией; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4:36).
На иконах архангелы изображаются в соответствии с родом их служения: Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой. Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил - в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - пламень огненный. Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил - в правой руке держит золотой венец, в левой - бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил - на его одежде множество розовых цветов. Иеремиил - держит в руке весы.
«Есть, без сомнения, и другие силы, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – которых мы не знаем по именам... Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однако ж не они одни составляют всех жителей небесных; их – целые... неисчислимые поколения, которых не может изобразить никакое слово».
Один из наших ближайших помощников во всех бедах – это наш ангел-хранитель. Согласно церковному преданию, каждому человеку при Святом крещении Господом дается бестелесный ангел-хранитель. При этом также у человека появляется и святой небесный покровитель, в честь которого и дается церковное имя. Всю жизнь наш ангел-хранитель незримо присутствует рядом с нами, молится о нас Господу, а после нашей смерти будет оправдывать нас пред Богом.
Общение с ангелом-хранителем похоже на внутренний голос, интуицию. Но человек, находящийся в страхе, суете, раздражении, не слышит голоса ангела-хранителя. Здесь для начала нужно успокоиться. Как встревоженный ребенок, прибегающий к родителям, получает подле них успокоение и чувство защищенности, так и мы, имея веру в своего ангела-хранителя, доверяя ему, получаем вначале умиротворение, а потом слышим его ответы на наши вопросы. Слышим мы их в виде приходящих к нам неожиданных мыслей, которые чудодейственным способом вдруг решают, казалось бы, неразрешимую задачу. Сколько раз этот загадочный внутренний голос спасал каждого из нас в трудных ситуациях. Лучший способ соединиться со своим ангелом – проложить к нему широкую дорогу от своего сердца. Обращайтесь к нему каждый день, ежедневные пять минут – это уже хорошее начало.
Если с вами случилась беда, большая или маленькая, это означает одно – вы что-то делаете неправильно. И ангел-хранитель дает вам это понять. Хорошо бы остановиться и обратить на это пристальное внимание, понять, что именно в вашей жизни сделано не так, что не соответствует вашему внутреннему «я», где, в какой момент времени вы отвернулись от Бога внутри вас: «и не скажут: «"вот оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 6).
В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведется «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести Свою волю. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысел Божий и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе.
Начавшись на Небе, драматичная битва добра со злом разворачивается в масштабах всей Вселенной, всего Божия творения – видимого и невидимого, физического и сверхчувственного. Участниками этого вселенского противостояния Бога и дьявола, Спасения и погибели являются все люди, весь мир.
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых