Содержательная и красочная книга-альбом посвящена творчеству современного иконописца Юрия Кузнецова. Ему удается удивительно соразмерно сочетать строгое следование православным канонам и вольную фантазию художника. Кузнецов создал новую живописную методику, которую специалисты уже назвали его именем. Это «кузнецовское», иначе — «жемчужное» — письмо отличается тем, что на доску наносятся не слитные мазки, а множество отдельных цветных точек, что придает изображению невероятную легкость, прозрачность и глубину.
Для знаменитого храма Покрова на Нерли Юрий Кузнецов написал икону «Покров Пресвятой Богородицы», а для Свято-Успенского кафедрального собора во Владимире — икону Владимирской Божьей матери. Выставка его работ открыта в московской галерее «Кристина». Автор книги, искусствовед К. Кондратьева, прослеживает неожиданные параллели между иконописью Кузнецова и пуантилизмом, одним из самых изысканных направлений постимпрессионистской эпохи. Основатель неоимпрессионизма, французский художник Жорж Сёра провозгласил в конце XIX века свой главный принцип: «Искусство — это гармония, гармония — это аналогия противоположных, аналогия сходных элементов тона, цвета, линии, рассматриваемых в соответствии с доминантой и под влиянием освещения, в радостных, спокойных или печальных сочетаниях». После кончины Жоржа Сёра его идеи были надолго забыты, критики даже говорили, что пуантилизм «умер вместе с ним». Однако прошло сто лет, и точечное письмо, основанное на оптическом смешении цветов, обрело новую жизнь в работах Юрия Кузнецова.
«Мне нужен цвет, который не существует в природе. Его нельзя передать обычными живописными средствами: не существует желто-фиолетового или сине-красного цвета, — поясняет иконописец. — А в этой технике, если нанести рядом три и более (до 2000) точек, казалось бы несовместимых оттенков, в результате получается „несуществующий“, неземной тон. Впрочем, краски кажутся несовместимыми только в процессе письма, а когда заканчиваешь икону, видишь вдруг полную гармонию. Рука сама ставит точки: три, четыре, десять, двадцать... цвет невероятный, чистый и какой-то нежный».
«Красота дивная!», — сказал однажды об иконах «кузнецовского письма» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II...
Алекс Громов, Ольга Шатохина. Информационно-аналитический и научно-образовательный альманах «Фамильные ценности». 11 августа 2012 года
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых