Искусство вечно, пока на свете есть и гении, открывающие новые грани возвышенной красоты, и целые династии художников, продолжающих и совершенствующих традиции. Искусствовед и руководитель одноименной галереи Кристина Кондратьева выпустила красочную, изысканную книгу, рассказывающую о творчестве одного из самых самобытных художников современности – Юрия Кузнецова, разработавшего метод «бисерного» письма, когда вместо сплошных мазков используются отдельные цветные точки.
Этот мастер создавал удивительные иконы. По мнению Кондратьевой, «если подробно рассмотреть структуру кузнецовского письма, то мы увидим, что интуитивно Юрий Кузнецов, подобно иконописцам древности, вложил в него универсальные, архетипичные элементы, которые помогают человеку на пути обретения «ключа» к пониманию искусства». Кроме того, автор книги обращает внимание читателей на то, что «помимо универсализма кузнецовского письма, оно еще снимает устоявшееся веками противостояние Восток – Запад… Для икон Ю.Э. Кузнецова характерно то, что в них могут найти созвучие со своей орнаментальной культурой представители разных народов. И в Китае, и в Японии мы можем встретить уже знакомые нам элементы орнамента. Сравните орнамент маленькой декоративной китайской маски и японского фарфора с завитком кузнецовского письма…»
Икона Божией Матери «Благовещение», иконописец Юрий Кузнецов
При этом творческие поиски и уникальный авторский стиль сочетаются со строгим соблюдением древних традиций православия. «Одухотворить образ может только внутреннее состояние иконописца, позволяющее Божественному проявиться в материальном». Автор ведет родословную творческого метода Кузнецова от характерных приемов ярославской школы иконописи, ярких образов, созданных когда-то Симеоном Холмогорцем. Наследие старинных мастеров, вдохновенно переосмысленное нашим современником, позволило создать то «бисерное письмо», иначе называемое «жемчужным», благодаря которому появляются работы, в прямом смысле слова наполненные ярко сияющим светом. При этом родственные мотивы можно проследить и в произведениях приверженцев одного из самых утонченных направлений французского импрессионизма – пуантилизма.
Сейчас иконы в стиле «кузнецовское письмо» создает дочь Юрия Кузнецова – художник и иконописец Марина Филиппова. Она еще старшеклассницей начала помогать отцу и постепенно осваивать его творческий метод, «но о том, чтобы самой написать икону, в течение первых трех лет и помыслить не могла…» А однажды друзья, приглашая Марину на свадьбу, попросили подарить им икону. «Так я написала свою первую икону Христа Спасителя и сама поразилась своей смелости! – вспоминает художница. – Вот меня и пригласили в этот мир – мир духовный, и он оказался еще более прекрасным, чем я могла себе вообразить…»
Алекс Громов, Ольга Шатохина. Литературный портал "Книгозавр" Новости, литобзоры, резенции
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых