25 декабря 2015
Спас Ярое Око – врагам российским упреждение, Державе Российской вдохновение
Икона «Спас Ярое Око»
Еще одной иконой «Спас Ярое Око» стало больше в российской иконографии этого замечательного образа Христа – иконописец Марина Филиппова написала новую Господню икону, выбрав для нее самые соответствующие древнему понятию «ярый» пылающие тона и сохранив при этом древнюю традицию написания хитона Спаса в голубых тонах. Поля иконы повторяют орнамент верхнего одеяния Спаса и также исполнены в пылающих красках, подчеркивающих экспрессивность образа.
Марина Филиппова, следуя иконописному первоисточнику, исполняет лик Спаса в темных тонах, что придает образу драматическую эмоциональность, символически соотносящуюся с периодом создания первой, древней иконы – серединой XIV века, который для Руси был тягчайшим пиком Смутного времени. Его «карательный», гневный взгляд, крепко сжатые губы, суровая напряженность лика, выраженная через резкий контраст бликов и темных прорисовок, – вся традиция канонического исполнения лика Спаса учтена на иконе XXI века полностью. Однако новый образ исполнен жестче, значительнее, и лик Господень будто бы выдается навстречу нам из пылающих алым и голубым красок живописного оклада доличного письма.
По традиции XIV века на иконе Спаса Его власы писали коричневым, а затем по прорисям наносилась золотая штриховка. Однако М.О. Чириков, московский художник-иконописец, действительный член Общества любителей духовного просвещения по указу Священного Синода от 9 июля 1903 года начал реставрацию Нерукотворного Образа Христа Спасителя, который находился в Воскресенской Расловской церкви Грязовецкого уезда Московской области. И вот, на почти разошедшейся от времени липовой доске, под поновленным образом открылось неизвестное прежде изображение Спаса Ярое Око, которое не слишком аккуратно было записано сверху, судя по манере, кем-то из мастеров палехской школы. Возраст открывшегося изображения реставратор определил как вторую половину XVII века, однако неизвестный иконописец, привнеся свое прочтение эмоционального и смыслового значения образа, сохранил все отличительные черты прориси и общий экспансивный заряд этого исторически знаменательного для Православного Отечества изображения Господа…
Подробней о ходе реставрации и результатах ее Вы можете узнать у нас на сайте, на странице, посвященной иконе «Спас Ярое Око», но именно список XVII века, реставрированный М.О. Чириковым, послужил источником создания иконы «Спас Ярое Око» в жанре кузнецовского письма.
Темные почти до черноты власы Христа прорисованы белилами, будто седыми прядями, что придает Христову облику возрастной признак и еще более вочеловечивает образ Его, подчеркивая божественную двойственность Господней личности как Сына Божия и Сына Человеческого. Требовательный Христов взор, динамика поворота головы Его, выраженная и отмеченная резкими прорисовками на мощной напряженной шее, все отвечает эпитету «ярый» – гневный, пылкий. Все традиционное в этом изображении тщательно сохранено в иконе Марины Филипповой, и тем не менее исходящая от новой иконы сила имеет иное, созвучное нашему времени воздействие.
Мы все знаем об испытаниях, выпавших сегодня на долю России, и нам необходимы воспламенение, горение духа, возрождение духовности и патриотизма, столь свойственные русскому народу и выраженные на новом образе «Спас Ярое Око» эмоциональным контрастом огненных тонов и небесной чистотой голубца.
Бог все дает своевременно. И появление новой иконы XXI века «Спас Ярое Око» – еще одно предупреждение врагам Государства Российского о неразумности нападок на него, а для России – еще одно свидетельство защищающей руки Господней над ней от времен создания самого первого лика Спаса Ярое Око, который взирал с хоругвей святого благоверного князя Димитрия Донского в дни битвы на Куликовом поле.
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых