Иконы XXI века Кузнецовское письмо
Авторские иконы готовые и на заказ
Москва, Плотников переулок, 12, Артгалерея "Кристина"
иконы
 
купить икону
 
видео
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
контакты
РусскийEnglishFranceItaly
+79151310033
 
главная
 
новости
 
православный календарь
 
иконы
 
иконы Спасителя
 
иконы Богородицы
 
святые покровители 
 
именные иконы
 
венчальные иконы
 
семейные иконы
 
мерные иконы
 
икона на крестины
 
иконы праздничного чина
 
складни
 
заказать икону
 
купить икону
 
икона в подарок
 
книги об иконах
 
каким святым молиться
 
картины
 
купить картину
 
картина в подарок
 
подарки
 
рисунки
 
кузнецовское письмо
 
Юрий Кузнецов
 
Марина Филиппова
 
Елена Кузнецова
 
Эрос Кузнецов
 
выставки
 
шкатулка воспоминаний
 
обыкновенное чудо
 
шедевры будущего
 
сила иконы
 
беседы с иконописцем
 
беседы со священником
 
о чем поговорить с ребенком
 
наука и философия
 
фото
 
видео
 
радио
 
статьи
 
отзывы
 
вопросы
 
о нас
 
артгалерея «Кристина»
 
контакты
 

книги об иконах

«Спаситель душ наших» «Икона XXI века...»
 

Орнамент, точки и «лепестки»

Искусствовед, арт-критик и галерист Кристина Кондратьева в настоящее время занимается научным исследованием творчества российского иконописца Ю.Э.Кузнецова, которому посвящена ее книга «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Сегодня у нас в гостях она размышляет о различных аспектах этой «новой иконописи», а также о христианстве и вере в целом, о смысле и значении иконы. Читать далее>>

Орнамент, точки и «лепестки», публикация в газете «Тверская, 13» Орнамент, точки и «лепестки», публикация в газете «Тверская, 13»


- Что такое «кузнецовское письмо», которому посвящена ваша книга?

- Это новый иконописный стиль, разработанный Юрием Кузнецовым, иначе называемый «жемчужным письмом». Иконописец словно нанизывает разноцветные лепестки и точки на выписанный предварительно орнамент. Благодаря богатству цветовой палитры явленный святой образ получается многомерным.

- Чем они отличаются от тех икон в чеканных окладах, к которым мы привыкли?

- Принципиальное отличие такого орнамента от оклада состоит в том, что целью оклада является украшение иконы, а Юрий Кузнецов передает через орнамент и цветовые сочетания достоверное повествование жития святого, включая вся нюансы: эмоциональные, душевные, духовные. По сути, иконописец предлагает совершенно новый взгляд на внутреннюю, духовную жизнь и дает возможность с помощью цвета не только изучать или измерять ее, но и влиять на нее. В иконах «кузнецовского» письма даже одежды и атрибуты святого передаются через их образ. То есть видимая «красота» иконы получается сама собой, не являясь самоцелью. И глядя на эти сияющие, будто разноцветным жемчугом низанные иконы, мы приобщается к жизни и подвигам святого, к небесному свету всем своим существом одновременно. Цвета и их сочетания в иконах «кузнецовского» письма не условные, рассчитанные на подготовленного зрителя (например, золото – это божественный свет, голубой – небо и т.д.), а если угодно «реальные», увиденные и прожитые иконописцем.

- Но, несмотря на эти новшества, Православная Церковь считает кузнецовские иконы каноническими?

- Да, поскольку иконописец, используя свой творческий метод, соблюдает иконографический канон и главной своей задачей считает показать всякому человеку радость жизни в вере. «Красота дивная» - так сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II о его работах. Свою первую православную икону – «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня» иконописец написал в 1994 году. В 1997 году он получил благословение на иконописание от благочинного Ковровского и Камешковского района отца Стефана. В период с 2000 по 2008 год Юрий Эросович исполнил все иконы для нового храма Николая Чудотворца в Московской области. В 2005 году - написал икону «Покров Пресвятой Богородицы» для знаменитого древнего храма Покрова на Нерли. И эта икона была освящена владыкой Евлогием - архиепископом Владимирским и Суздальским, который сказал по случаю открытия выставки, приуроченной к 60-летию Юрия Кузнецова: «Весьма приятно, что добрые и святые традиции, заложенные художниками древности, не затерялись и не погибли под спудом давящих Россию социальных потрясений…».

В честь празднования 850-летия Свято-Успенского кафедрального собора во Владимире Юрий Кузнецов написал икону Владимирской Божьей матери, которая была преподнесена в дар собору. Иконы его работы находятся в Свято-Серафимовском монастыре на острове Русский, Южно-Уссурийском монастыре, Мещовском Свято-Георгиевском монастыре, Спасо-Преображенском монастыре в Муроме, а также в коллекции Московской патриархии.

- Можно ли в таком случае сказать, что красота и духовность тесно связаны между собой, и «кузнецовское» письмо тому подтверждение?

- Красота воспринималась на Руси как выражение истинного и сущностного. Негативные, неблаговидные явления рассматривались как отступление от истины, как нечто проходящее, наносное, не относящееся к сущности и поэтому фактически не имеющие бытия. Искусство же, как непосредственно причастное к красоте, выступало носителем и выразителем вечного и непреходящего – абсолютных духовных ценностей. Этот подход не только к иконописи, но и к искусству в целом и выражен в «кузнецовском» письме.

- А как лично вы обратили внимание на работы этого мастера?

- Я увидела написанную им икону Богородицы «Радуйся, Невесто Неневестная» и буквально замерла, ощутив невероятное неземное счастье. И когда начала изучать его творческий метод, поняла, что Юрий Кузнецов видит и может передать в цвете любое событие, явление или состояние. Вера, добро, святость, - для него эти понятия существуют не оторвано от видимой реальности, а являются ее непосредственной частью. И эта реальность – переливающийся мир цвета с бесконечным количеством сочетаний и оттенков. Мне вспоминается, как я свое время преподавала в школе английский язык и чтобы разнообразить процесс обучения, давала детям творческие задания на свободные темы. Одна девочка написала сочинение «Почему я ненавижу иконы». Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что моя ученица не столько ненавидит, сколько боится икон как чего-то непонятного и чужеродного, поскольку сложная система иконографических символов ей абсолютно непонятна. И ведь таких людей много, они, возможно, не станут говорить «ненавижу», но ведь и благоговения, и тем более религиозного экстаза никогда не чувствуют.

И вот когда я увидела работы Юрия Кузнецова, я поняла, что они могут перекинуть своеобразный мост между древними христианскими традициями и сознанием современного человека, поскольку, отдавая дань канону и традиции православной иконописи, действительно поражают своей современностью: непреклонность христианской веры наших предков передана в ее жизненности и актуальности для наших дней.

- Есть ли среди иконописцев прошлого такие, чья стилистика, на ваш взгляд, перекликается с «кузнецовским письмом»?

- Если посмотреть на житийные иконы Семена Спиридонова Холмогорца, жившего в XVII веке и более десяти лет работавшего в Ярославле, то можно отметить, что их никогда не украшали окладами, настолько яркими были средник и клейма, сливавшиеся в пышную декоративную раму. Даже при том, что для ярославской школы иконописи было свойственно превращать иконы и в подобие многоцветных портретов на сложном и красочном пейзажном фоне, иконы Холмогорца выделяются невероятной радостностью и удивительным ощущением благодати, будто растворенных в красках, которыми пользовался иконописец. Именно это явление происходит и в иконах «кузнецовского» письма: путь святого в миру, показан не через сюжеты, а зашифрован в орнаменте поля и переведен на другой план восприятия. Кстати, именно в Ярославле в Музее истории города сейчас открыта выставка работ Юрия Кузнецова «Светоносное откровение».

- Что говорят об иконах «кузнецовского письма» посетители выставок и прихожане храмов?

- Артур Чилингаров, знаменитый ученый и государственный деятель, сказал иконописцу такие слова: «Пора смутного времени проходит и для каждого человека наступает тот главный в жизни момент, когда он старается найти свою жизненную дорогу. Очень важно, чтобы этот путь был освещен Божьим светом. Поэтому ваше творчество крайне необходимо людям, особенно в это не простое время. Ваши иконы, как путеводная нить сопровождают и поддерживают нас в жизни и в наших дальних полярных экспедициях».

А художник Ю.В.Исаев так разъяснил особенность этих икон: «Равнодушным, конечно, они не могут оставить. Не только благодаря оригинальной технике… Хотя может быть, именно, благодаря ей. Она позволяет передать не только образ самого святого, но и делает святого ближе человеку. Если мы возьмем иконы, написанные в более традиционной манере, то они несколько отстраненные, далекие, отделенные от человека. Иконы Ю.Э.Кузнецова напротив очень открытые, одухотворенные, я бы сказал. Именно благодаря оригинальному неповторимому цветовому решению каждой иконы они становятся запоминающимися, узнаваемыми и … человечными, что ли. Святые открыты для общения. Они производят впечатление друга, близкого человека, с которым хочется поделиться и радостью и горем и попросить о помощи. Хотя и перед традиционными иконами мы высказываем наши мольбы и надеемся, что святые помогут, но разговор с иконой Юрия Кузнецова происходит на ином уровне, как будто с близким другом».

Газета Правительства Москвы«Тверская, 13»
Алекс Громов, Виктор Джанибекян
<< вернуться в начало
 

Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца
Икона Матроны Московской
Икона Божьей Матери
Икона Неупиваемая Чаша
Икона Умягчение злых сердец
Икона Ангела-Хранителя
Икона Петра и Февронии
Казанская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Иконы Святых покровителей
Икона Архангела Михаила
Икона Пантелеймона Целителя
Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа
Икона Богородицы
Икона Умиление
Икона Семистрельная
Семейные иконы
Именные иконы
Иконы Святых
 
+7 (915) 131 00 33
kk@iconkuznetsov.ru