Налимов В.В. Канатаходец. Воспоминания. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. – 456 с.
В.В. Налимов (1910-1997г.) – выдающийся русский мыслитель, математик, физик и философ, создатель нескольких научных направлений и оригинальной философской концепции, основанной на вероятностном мировоззрении. Подчеркнутая вероятностность выдвигается В.В. Налимовым на передний план на фоне почти безоговорочного господства в современной культуре мировоззрения рационально-логического, детерминированного. Такого мировоззрения, которое сводит и ограничивает существующее только тем, «что поддается демонстрации», не оставляя места Тайне. Великой и непознаваемой Тайне, служению которой В.В. Налимов посвятил свою жизнь и о которой говорил: «Надо признать, что Мироздание погружено в Тайну. Нельзя её разгадать. Не надо и пытаться её разгадывать. Надо просто её признать. Её образ – видимый всегда лишь смутно – должен непрестанно расширяться и углубляться. Надо начать приближаться к ней, стремиться стать ею, понимая, что она всегда от нас ускользает, и тем дальше, чем больше мы будем приближаться».
Книга «Канатаходец» - это воспоминания автора, судьба которого охватила почти весь ХХ век и провела его через горнило немыслимых испытаний, выпавших на долю России и её сынов. Испытания, которые разъединили ранее единое, стали изломом миллионов судеб и окончили огромное число начинаний. В этой эпохе «тектонических сдвигов» В.В. Налимов отстаивает право быть самим собой и противопоставляет членящей неотвратимости Рока непрерывность не только своих мыслей и делания, но и самой своей судьбы. Вот как он пишет: «Благодарю Судьбу за то, что мне довелось прийти на Землю в этот бурный век. В век жестокий и обильно омытый человеческой кровью. В рьяную страну, где сталкивались, а иногда и переплетались сурово противостоящие течения мысли. Благодарю за то, что удалось отстоять себя — не сдаться, не сломиться».
Начинается книга с воспоминании В.В Налимова о своих родителях. Через их судьбы дается описание истории русской интеллигенции и раскрывается панорама России начала прошлого века, в её предреволюционный, революционный и постреволюционный периоды. На это время, наполненное социальным брожением, усиленными поисками свободы и новых форм жизненного уклада, выпадает детство В.В. Налимова. Далее воспоминания проводят читателя через общеобразовательную школу, «проблески свободы в школе тех лет», московский университет и уход из него, участие в движении мистического анархизма, арест в 1936 году с обвинением в принадлежности к контрреволюционной подпольной террористической организации анархистов-мистиков и приговором Особого Совещания при НКВД: 5 лет ИТЛ (статья 58-10, 11). Продолжаются воспоминания тем, как эти 5 лет превращаются в долгие и почти невыносимые 18 лет лагерей и ссылки, за которыми в 1954 г. следует снятие судимости по амнистии, возвращение в Москву и большую науку, защита кандидатской (без диплома о высшем образовании) и докторской диссертаций, реабилитация (1960 г.), сотрудничество с академиком А.Н Колмогоровым, публикация трудов научного и философского содержания.
Заканчиваются воспоминания удивительными по глубине и мужеству философскими обобщениями судеб России, современной культуры и собственного пути, пройденного как по канату над бездной (отсюда название – «Канатаходец»). Приведем две цитаты:
«На современном языке я пытаюсь еще раз и опять по-новому излагать издревле данное нам Учение, соприкасающееся с Запредельным. Думается, что мы все время реинтерпретируем некую глубинную Мысль, невыразимую до конца. Интерпретируем в соответствии с современным состоянием культуры. В соответствии с запросами времени».
«Великое Знание динамично. Его надо раскрывать и по-новому, заново, каждый раз. Мы — служители, выполняющие эту роль».
Вышедшая из неизведанных недр России и прошедшая «век жестокий» могла ли судьба В.В. пресечься с его уходом? Хочется думать, что она устремилась в «Запредельное», в «Тайну», перспективу которых В.В. обозначил в своей философской концепции вероятностного мировоззрения.
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых