Опубликовано в журнале «Философия и культура» в № 3 за 2016 год на страницах 368-375.
Аннотация: Предметом исследования является смысловое поле культуры и наблюдаемые в нем переходные процессы и качественные изменения. Современная глобальная кризисная ситуация интерпретируется как следствие последовательной реализации проекта предельного сужения смыслового поля культуры. Множественные культурные феномены последнего века, указывают на смену тенденции – расширение смыслового поля. Начавшийся переходной процесс автор рассматривает как большой семантический переход – предельный переход к бесконечному количеству смыслов. Как пример такой семантической бесконечности приводится новая техника православной канонической иконографии – «кузнецовское письмо», – особенностью которой является исключительное использование орнамента и цветной точки. Автор усматривает в кузнецовском письме завершение поисков нефигуративного в визуальном, начатые в неоимприссионизме и русском авангарде, дополнение нефигуративности формы нефигуративностью цвета. Исследование проведено с использованием метода сравнительного анализа различных феноменов культуры в их проекции на смысловое поле культуры, а также метода аналогий. Новизна исследования заключается в интерпретации феноменов современной культуры и в частности кузнецовского письма как визуального воплощения семантического вакуума – среды с бесконечным количеством смыслов. Основным выводом проведенного исследования является обозначение переходного процесса в смысловом поле культуры как предельного перехода к бесконечности смыслов – большого семантического перехода. Культурный и антропологический кризисы в ракурсе большого семантического перехода получают новую надежду на свое разрешение.
Ключевые слова: икона, кузнецовское письмо, пуантилизм, знак, значение, смысл, кризис, семантический переход, фигуративное, нефигуративное
DOI: 10.7256/1999-2793.2016.3.14726
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью>>Библиография:
Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 288 с.
Налимов В.В. В поисках иных смыслов. 2-е изд. – СПб. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 464 с.
Малинецкий Г. Г. Чтоб сказку сделать былью... Высокие технологии – путь России в будущее. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 224 с.
Мартынов В.И. Автоархеология. 1978-1998. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012 – 240 c.
Икона XXI века. Кузнецовское письмо, авт. и сост. К.Л. Кондратьева. – М., 2010. – 360 с.
Флоренский П. Иконостас. – СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010. – 224с.
Вольнов И.Н. Обратная цветопередача и цветопространственная перспектива кузнецовского письма // Культура и время. – 2011. – №4. – С. 76 – 87.
Перрюшо А. Жизнь Сёра. – М.:Радуга, 1992. – 192 с.
Правильная ссылка на статью:
Вольнов И.Н.. Кузнецовское письмо – большой семантический переход.. // Философия и культура. - 2016. - № 3. - C. 368-375. DOI: 10.7256/1999-2793.2016.3.14726