Алексей Лидов. «Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре».
Лидов. А. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М.: Троица, 2009. – 352 с.
Мы представляем книгу известного искусствоведа и византолога А. Лидова «Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре».
Книга является сборником статей автора, посвященных подробному исследованию различных феноменов религиозного искусства Византии и отмеченных признаками чудотворного и сакрального. На основе этих исследований А. Лидов обосновывает несколько очень интересных выводов. Например, что византийская традиция иконописи существенно отличается от современной, что икона может быть не только «плоским» изображением на доске или стене, но имеет пространственное выражение (пространственная икона), что из многих форм творческой активности человека следует выделять еще одну, направленную на создание сакральных пространств или пространств посредников и связующих наш физический мир с миром божественного. Эти и другие выводы обобщены А. Лидовым в концепции Иеротопии – сакрального пространства – предложенной им в 2001 г.
Уникальность концепции Иеротопии состоит в том, что в эпоху позитивизма и опредмеченного, десакрализованного мировоззрения, удалось ввести в круг научного обсуждения категории сакрального, чудотворного, божественного. То есть, те категории, которые, как ранее считалось, несовместимы с научным мировоззрением и вытеснялись из него всеми силами. В рамках этой концепции удалось найти некоторую иную точку зрения, иной взгляд на очень многие явления, так что появилась возможность поставить многие новые вопросы и дать на них новые ответы. Как отмечает сам А. Лидов: «Иеротопия и все, что с ней связано, – вещь глубоко позитивная, поскольку она не основана на отрицании чего-либо. Иеротопия предполагает возможность получения не только значительного количества совершенно новой исторической информации, но и обогащения нашей актуальной художественной жизни, образования и религиозной культуры».
Ознакомившись с данной концепцией, можно без труда провести параллели с кузнецовским письмом и увидеть пространственную образность или иеротопичность в этой технике. Этому вопросу мы посвятим отдельную статью.
<< вернуться в начало
Наш адрес: Москва, Плотников переулок, 12, лобби отеля "Арбат"
Икона Николая Чудотворца Икона Матроны Московской Икона Божьей Матери
Икона Петра и Февронии Казанская икона Божьей Матери Владимирская икона Божьей Матери Иконы Святых покровителей Икона Архангела Михаила Икона Пантелеймона Целителя Икона Сергия Радонежского
Икона Иисуса Христа Икона Богородицы Икона Умиление Икона Семистрельная Семейные иконы Именные иконы Иконы Святых